Притяжение святынь: какие сакральные места можно посетить в Шымкенте

4881
Любовь Доброта
Знакомство с культурным наследием Шымкента члены экспедиции «Атамекен», организованной редакциями газет «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» в преддверии 30-летия Независимости страны, начали с посещения древнего городища, сообщает Kazpravda.kz.   

Здесь начинался город

Городище Шымкент – самый центр, историческое ядро мегаполиса. Археологи исследовали его на 14 метров в глубину и дошли до так называемого материкового пласта. Находки, сделанные в процессе раскопок, позволяют исследователям не только определить возраст поселения, но и установить, какие объекты и в какое время находились в той или иной его части.

По мощности культурных слоев и по результатам проведенных раскопок ученые пришли к выводу, что именно здесь находилась центральная часть того города, который упоминается в книге Шариф ад-дин Али Йезди «Зафар-наме». Написана она была в 1425 году, а упоминаемые в ней события относятся к 1365–1366 годам – времени великих побед Тимура.

– Определить возраст города можно по найденной керамике, – экскурсовод Ермахан Бердибеков предлагает участникам экспедиции познакомиться с историей города в музее под открытым небом. – Эти культурные пласты доказывают, что нашему городу 2200 лет. Они датируются концом третьего – началом второго века до нашей эры. Каждому периоду истории свойственна своя техника изготовления керамики, а керамическое производство было уже в те времена.

Возникновение Шымкента как поселения городского типа относится ко времени расцвета государства Кангюй – потомков саков. Это из того периода истории до нас дошли сделанные на круге красноангобированные (от ангоб – обмазка) чаши, цилиндрические сосуды, корчаги.

Центр государства Кангюй располагался в Средней Сыр­дарье. Подобная керамика найдена в городской культуре Самарканда при раскопках городища Афросиаб и доказывает, что Шымкент является ровесником Ташкента.

Следующий исторический этап развития города, представленный на городище, это уже эпоха правления караханидов. Во II веке в этом регионе произошли какие-то аномальные события, вследствие которых люди покинули город, заложив все четверо его ворот.

Однако удобное расположение Шымкента вернуло в него жизнь. Еще один культурный слой городища хорошо прослеживается на шахристане, и связан он со временем Казахского ханства. Слой оказался буквально усыпанным монетами. В общей сложности найдено несколько десятков денежных знаков, которые четко датируются, не оставляя никаких сомнений. Обилие монет объяс­няется просто: здесь селились купцы, ввозившие свои товары в город через западные ворота.





В шахристане жили состоятельные горожане. Раскопки показали, что их дома были построены основательно, имели достаточно толстые стены, тандыры и очаги, при помощи которых обогревались жилища. Своеобразный прообраз нынешних теплых полов красноречиво говорит о том, что постепенно комфорт проникает в жизнь наших предков.

В ходе создания музея под открытым небом восстановлен также хауз – водоем, в который из Кошкараты и Бадама по специально проложенным под землей трубам поступала вода. В мирное время он имел гигиеническое назначение, а во время нападения врага и осады пополняемые запасы воды в хаузе позволяли городу пережить сложное время, выстоять и не сдаться.

В случае военных действий женщины, старики и дети мог­ли незаметно покинуть расположение крепости. По лестнице спасения они спускались в склад провианта, брали запасы еды на дорогу и по подземному коридору уходили в безопасное место. Считается, что подземный тоннель, часть которого раскопана и воссоздана в экспозиции музея под открытым небом, ведет в Сайрам.

В XVIII веке на самой высокой точке городища уже кокандцы выстроили цитадель, приспособив его под фортификационное сооружение. После взятия цитадели в 1864 году войсками царского генерала Черняева на возвышенности был устроен редут.

Историки считают, что разновременный культурный слой, которым отличается городище Шымкент, позволяющее познакомиться с разными этапами его развития, представляет огромный интерес для изучения истории, поэтому и знакомство с городом лучше всего начинать отсюда. К тому же, повторимся, это самая высокая точка в городе, с которой открывается панорама Шымкента. Реально крутое место для селфи и фотозоны!

То, что на городище в разные эпохи жили наши предки, подтверждается артефактами, найденными во время раскопок. Часть из них можно увидеть в музее истории. В его экспозиции представлена керамика, изделия из металла, коллекция монет, предметы быта, оружия и чугунные ядра, другое вооружение, найденное в ходе раскопок.

Непосредственно перед музеем установлена колонна с арабской вязью, которой полторы тысячи лет. Это элемент архитектуры, используемый для украшения древних мечетей. Надпись на ней сообщает, что Бог един, а человек приходит в этот мир творить добро.

А этому каменному корыту три тысячи лет и весит оно полтонны. Наши далекие предки использовали его для водопоя скота. Остается только удивляться, как им удалось так тщательно выдолбить полость в цельном куске камня!

Набравшись впечатлений, участники экспедиции обсудили важность сохранения культурного наследия.

– Если мы стремимся к тому, чтобы культура не была исключительно затратной отраслью, то должны вовлекать памятники истории и культуры в сферу туризма, – считает краевед Омирбек Шаныбекулы. – Мировой опыт свидетельствует: только так можно одновременно решить воп­росы охраны и рационального использования памятников истории и культуры. Лучшего места, чем цитадель для проведения уроков истории просто не найти. Причем не только для шымкентских школьников. Здесь должен побывать каждый подрос­ток, каждый казахстанец, чтобы свои­ми глазами увидеть прошлое страны, оценить величие предков, сохранивших нашу землю как самое бесценное богатство. Так воспитывается чувство пат­риотизма и любовь к Родине.





Притяжение святынь

Цитадель была и в Сайраме, упоминания о котором как о крупном политическом, экономическом и стратегическом центре встречаются в многочисленных арабских, тюркских и китайских письменных источниках. До наших дней цитадель не сохранилась, оказавшись разрушенной несколько веков назад.
Но, несмотря на это, Сайрам буквально дышит древностью. Древнее поселение вошло в историю как средоточие культовых памятников и святых, которых, считается, здесь не счесть.

Только на границах бывшего шахристана расположены шесть мазаров и один минарет, являющиеся памятниками архитектуры. Они окружены свободным пространством, есть возможность для обзора, и это придает современной застройке живописный облик.

Мазаров и мечетей, построенных из жженого кирпича, здесь всегда было много. До наших дней сохранились мавзолеи Карашаш-ана, Мирали-баб, Ибрагим-ата, Абдель-азиз-баб.

Участники экспедиции посетили два из них – мавзолей Ибрагим-ата и Караша-ана. Считается, что оба возведены на могилах родителей Ходжи ­Ахмета Яссауи.
Мавзолей Ибрагим-ата построен предположительно в XVI–XVII веках над погребением местного шейха. По преданиям, отца Ахмета Яссауи. Это сооружение относится к числу наиболее ранних сохранившихся памятников купольных мавзолеев средневекового зодчества. Он, как и большинство таких построек, подвергался многократным ремонтам и перестройкам, сохранив лишь отдельные детали своего первоначального вида. С посещения этого мавзолея начинается обряд зийара – паломничества к мавзолею Ходжи Ахмета Яссауи в Туркестане, или, как говорят южане, малый хадж.

Сакральная традиция связывает мавзолей с именем Хазрат Ибрагим-ата. Он один из четырех святых, носящих это имя, о котором в «Трактате о святых…» сказано, что «могила его сохранилась». Письменные источники конца XVII – начала XVIII века и фольклор XIX – начала XX веков единодушно именно его называют отцом Ходжи Ахмета Яссауи. Согласно одной группе преданий, Ибрагим – сын Махмуда сына Ифтихара, суфийский шейх, происходивший из местных тюрок, потомков племени тюргешей, жил в Сайраме (Испиджабе) во второй половине XI века.

У него было два сына – Садр-шейх и Ахмет Ходжа. Последнему было суждено стать великим тюркским поэтом и суфийским мудрецом. По другой версии, легендарная родословная относит Ибрагим-ата в четвертом колене к потомкам Исхак баба, а в 15-м – к потомкам праведного халифа Али, двоюродного брата и зятя пророка Мухаммеда.

Ибрагим-ата умер, когда Ходже Ахмету было 7 лет. Легенды называют его учителем тысяч мюридов. Он имел дар провидца. В позднейшем фольклоре он предстает землепашцем или огородником, творившим чудеса с растениями. Хазрат Ибрагим-ата возглавляет группу сайрамских святых – ближайших родственников Ходжи Ахмета Яссауи.

После смерти отца будущий суфий отправился на воспитание в Арыстанбаб. Так распорядилась его мать Карашаш-ана, настоя­щее имя которой Айша-биби. Там мальчик жил до 14–15 лет, а после смерти своего учителя и наставника уехал в Бухару, чтобы продолжить изучать и проповедовать суфизм. Шейх, великий суфист, один из редчайших знатоков ислама Юсуф Хамадани оценил его прилежание и ум. Вместе с ним Ахмет Яссауи совершил хадж в Мекку, избрав после этого жизнь в уединении в Яссы. Отсюда и составляющая его имени Яссауи, что означает Ахмет из города Яссы.

Мать Ходжи Ахмета Яссауи была образованной женщиной, исповедующей ислам. Мавзолей Карашаш-ана находится в центре Сайрама, у края старого кладбища. Его название объяс­няет предание, дошедшее до наших дней. При строительстве мавзолея к навершию купола привязали прядь черных волос, якобы принадлежавших матери Ходжи Ахмета Яссауи. Это и дало название мавзолею – Карашаш-ана («Черноволосая мать»).

Легенды рисуют Айшу-биби, как одну из благочестивых и просвещенных женщин караханидской эпохи. Объект паломничества и религиозного туризма является памятником архитектуры республиканского значения, с 1982 года охраняется государством.

Паломничество в духовную столицу начинается с посещения усыпальниц родителей Ходжи Ахмета Яссауи. Благоговейное отношение у паломников и к минарету Хызыра Пайгамбара – одного из спутников Мусы (Мои­сея). Почитают его за то, что он своим примером показывает мусульманам, как важно почитать родителей не только при жизни, но и после смерти. Считается, что в семье будут царить взаимопонимание и любовь, уважение к старшим, если побываешь в минарете Хызыра, что и сделала наша экспедиция, завершая интересное, удивительное и поучительное путешествие в Сайрам.

В «Трактате о святых Мадинат ал-Байда и Испиджабе», написанном в конце XVII – начале XVIII века, местоположение мечети отмечено, как «к востоку от могилы Шейха Аттар Вали». Это юго-восточная часть истори­ческого центра Сайрама. Минарет и археологические остатки мечети Хызыр Пайгамбар находятся в 200 метрах от пересечения главных улиц города, к востоку от южных ворот (Базардарваза), на огороженном пространстве, засаженном деревьями.

Минарет обозначает агиотопоним, занимающий важное мес­то в легендарной и сакральной истории Сайрама (Испиджаба). Он – единственный сохранившийся на поверхности земли объект, входивший в небольшой по площади историко-культурный и религиозный комплекс, объединенный в мечети, носящей имя доисламского пророка Хызыра-Пайгамбара.

Вместе с несохранившейся мечетью Идрис-Пайгамбар она возглавляет целый ряд памятников и сакральных мест Сайрама, связанных с библейско-коранической традицией. Причастность к культу Хызыра наделило поздний по архитектуре рядовой минарет исключительным сакральным достоинством, сохранившимся до наших дней.

Популярное

Все
Что важно знать при изучении языка Абая?
Канат Тасибеков: В диалоге рождается истина
Сегодня в Астане стартует юношеский и юниор­ский чемпионат Азии по тяжелой атлетике
В регионе открылись сразу два языковых лагеря для взрослых
Гала-концертом GRAND FEST завершил «Қазақконцерт» свой 64-й сезон
Подходы к процедурам расторжения брака нуждаются в совершенствовании
Обычаи и люди глазами фотографа
Солнышко на ладони, или Абрикосовое лето в Шымкенте
В Актау стало светлее и чище
Клиника одного дня
Создавать барьеры наркопреступности
Водопроводные неурядицы пригородного села
Фундамент человечности
Защитит от тока и огня
Тайны дружбы
И на камнях растут цветы…
Вершины как зеркало
«Белый песок» среди полей
Верный друг и путеводная звезда
Школа – территория самореализации
В Павлодаре выявлены грубые нарушения в работе филиала Национального центра экспертизы
На краю пропасти: как остановить человека от последнего шага
Три молочно-товарные фермы построили в Костанайской области за год
Очередной циклон надвигается на Казахстан
Из Рабочего поселка – в Париж
К 1 января 2026 года Минтруда пересмотрит размер минимальной заработной платы
55 млн сеянцев высадили в лесном фонде Костанайской области за 4 года
Fortebank покупает Home Credit Bank
Каждый закон, принятый в Мажилисе, разработан при активном участии фракции AMANAT
21 предприниматель оштрафован в этом году в Костанае за превышение торговой надбавки
Завод по выпуску хлопьев и круп строят в СКО
Депутаты утвердили отчет Правительства об исполнении республиканского бюджета за 2024 год
Как интернет-мошенники обходят блокировки?
Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования правоохранительной службы, жилищного обеспечения и социальной защиты сотрудников правоохранительных, специальных государственных органов, органов гражданской защиты и военнослужащих, а также исключения излишней законодательной регламентации в сфере деятельности органов внутренних дел
Экс-министр обороны получил новую должность
Машиностроение – ключ к долгосрочному устойчивому росту ВВП
День безопасной дороги провели в Казахстане
Ставки по депозитам физлиц обновили 28-летний рекорд
Токаев принял участие в заседании Высшего Евразийского экономического совета
Растет достойная смена
Новая трикотажная фабрика работает на полную мощность
В Семее суд вынес решение о сносе 12 новых жилых комплексов
В Костанайской области строится завод по производству автокомпонентов
День столицы: сколько дней отдохнут казахстанцы в начале июля
Антикор отреагировал на жалобы водителей фур в Актюбинской области
Алматинские врачи столкнулись с редчайшей патологией в мире
Назначен новый министр обороны Казахстана
Аграрии Туркестанской области собирают первый урожай арбузов
Закон и Порядок – основа созидания Справедливого Казахстана
В Атырауской области начался прием заявок на льготную ипотеку для медиков
Жителя области Жетісу пожизненно лишили водительских прав
Новый завод открыли в Атырау
Алматинцев предупредили о неспокойной ночи
В Приаралье появится сеть метановых автозаправок
Годовая мощность ветряной станции в Жезказгане составит 330 млн кВт·час
В Жезказгане построят современный Дворец школьников
Закон Республики Казахстан
В Уральске реконструируют набережную
Главе государства показали пассажирский вагон казахстанского производства
Развитие химической отрасли в Жамбылской области набирает темпы

Читайте также

Гала-концертом GRAND FEST завершил «Қазақконцерт» свой 64-й…
Концерт в честь юбилейного года пяти композиторов пройдет в…
День домбры: как отметят праздник в регионах Казахстана
Старейший городской театр готовит премьеру ко Дню столицы

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]