Министр образования и науки Асхат Аймагамбетов озвучил статистику, подсчитав, что в Казахстане не хватает почти 170 тыс. ученических мест. Так вот, самый большой дефицит наблюдается в Туркестанской области. Здесь срочно требуется 47 тыс. посадочных мест. Если строить школы вместимостью в тысячу мест, то региону уже сегодня необходимо почти полсотни таких учебных заведений.
И это без учета демографического фактора. А он на юге существенен. По данным Бюро национальной статистики, больше всего родившихся малышей зарегистрировано в Туркестанской области – 14,4% от общего числа новорожденных по стране. И только потом идет Алматинская область, Алматы и Шымкент, на долю которых приходится соответственно 12,7%, 8,3% и 7,4% новорожденных.
Рождаемость в Южном Казахстане растет ежегодно, обеспечивая регулярный приток школьников. Например, в минувшем учебном году школы пополнили около 55 тыс. учеников, притом, что выпускников было 28 тыс.
1 сентября в 919 школ Туркестанской области, из которых только 19 – частные, придут учиться 516 тыс. 740 учеников. В прошлом учебном году количество школяров не дотягивало до полумиллиона. Впервые за парты сядут почти 70 тыс. первоклассников. Если быть уж совсем точным, то ожидается 69 тыс. 939 детей. Это почти на 17 тыс. больше, чем в прошлом учебном году.
Для части первоклассников Туркестанской области стало чуть ли не нормой, когда встреча со школой рушит все представления об учебном заведении как храме знаний. Лучшие порывы тут же разбиваются о суровые реалии, когда оказывается, что учиться надо в аварийном или приспособленном здании, больше напоминающем сарай, а не дворец.
Из общего числа лишь 727 школ области занимают типовые здания, а в 173 остальных случаях школы размещены в бывших участковых больницах, колхозных конторах или общежитиях, сельских клубах, построенных чуть ли не в послевоенные годы и имеющих откровенно непрезентабельный вид.
Конечно же, в таких школах нет не то, что актового, спортивного зала или столовой, нет даже элементарных комфортных условий для ведения уроков, не оборудованы должным образом кабинеты физики, химии, информатики.
Оснащение сельских школ, особенно малокомплектных, – та еще проблема на юге. В текущем году на обеспечение 101 кабинета физики, 77 кабинетов химии, 152 кабинетов биологии требуется 3,2 млрд тенге. Стоит ли говорить, что в этом как раз и кроется одна из основных причин разрыва в качестве образования между школами в городе и селе?
ГУ «Управление развития человеческого потенциала Туркестанской области» внесло в МОН РК предложение по финансированию покупки оборудования для кабинетов за счет средств республиканского бюджета.
На дворе середина августа, а вопрос пока так и не решен, да и нет гарантий, что такую сумму смогут выделить в столь непростое время.
Так что, похоже, тысячи школьников снова продолжат изучать естественные и точные науки по старинке, не имея возможности проводить опыты и наблюдения, позволяющие пробудить интерес к исследованиям и занятию наукой.
Без особого оптимизма пойдут в школу и те, у кого уроки будут проходить в третью смену. Нет шансов на дополнительное бесплатное образование, ибо переполненные учебные заведения элементарно не имеют свободных кабинетов для организации кружков и факультативов.
Сейчас в Туркестанской области официально значится 4 школы, занятия в которых стабильно проходят в 3 смены. Еще 51 школа, как выражаются чиновники, «с риском перехода на трехсменку». Для организации обучения у руководства этих заведений выбор небольшой: либо в отдельно взятом классе будет запредельное количество учеников, и тогда можно всех втиснуть в две смены, либо при соблюдении санитарно-эпидемиологических норм, ограничивающих наполняемость классов в пределах 25 человек, придется увеличивать число классов-комплектов и вводить третью смену.
Учитывая сложную эпидемиологическую ситуацию, складывающуюся накануне нового учебного года, последний вариант более вероятен.
По словам начальника областного управления развития человеческого потенциала Рахимбека Жолаева, в новом учебном году для недопущения распространения эпидемии среди детей под строгим контролем находятся профилактические меры.
– Сегодня в школах области преподают 61 515 учителей, из них 58 820 получили прививки, – отметил на брифинге в региональной службе коммуникаций Рахимбек Жолаев. – Из 23 932 технических специалистов, работающих в образовательных учреждениях, вакцинированы 18 753 человека. До начала нового учебного года все специалисты, работающие в школе, будут на 100% привиты против коронавирусной инфекции. Все это делается для безопасности наших детей.
Обещанного три года ждут
Школьники села Ынтымак Келесского района уже несколько лет должны были учиться в новой трехэтажной школе. Но по-прежнему их ждут уроки в аварийном саманном здании, бывшем когда-то общежитием для сезонных рабочих, приезжавших из Шымкента на уборку хлопчатника.
Еще в 2017 году компания-подрядчик, победившая в конкурсе государственных закупок строительных услуг, споро заложила фундамент, подняла стены и перекрыла их. На этом строители посчитали свою миссию исполненной и покинули стройплощадку по-английски, не прощаясь. Так объект сметной стоимостью в 772 млн тенге превратился в долгострой.
Подрядчика якобы даже внесли в список недобросовестных компаний и расторгли договор, но на строительстве школы это никак не отразилось. А тут подоспела административная реформа, которая помогла «забыть» о незавершенном строительстве: Сарыагашский район разделили на два, и село Ынтымак отошло в Келесский район. В итоге аул так и остался без долгожданной новой школы.
– Мне откровенно неловко и даже стыдно перед педагогами и детьми этого населенного пункта, – говорит Рахимбек Жолаев. – Обидно, что государство выделило средства, там давно уже должна быть нормальная школа, а вместо этого – долгострой. Чтобы продолжить строительство, проводится корректировка первоначальной проектно-сметной документации. Потом будет госэкспертиза, по итогам которой станет ясно, сколько надо средств, чтобы достроить объект.
При лучшем раскладе новая школа в Ынтымаке появится теперь уже к началу следующего учебного года, спустя три года после запланированного ввода в эксплуатацию. Так что как минимум еще один год местная детвора будет учиться в здании барачного типа, давно признанном аварийным.
Полностью от аварийных и трехсменных школ в регионе планируют избавиться к концу 2023 года. Так, вместо аварийных зданий появятся новые современные корпуса в селе Турбат, сельском округе К. Абдалиева, ауле Рабат Казыгуртского района и поселке Багыс Сарыагашского района.
Вместо двух трехсменных школ Казыгуртского района предполагается строительство школы на 300 мест в микрорайоне «Болашак» Казыгуртского сельского округа и школы на 150 мест в населенном пункте Амангельды.
На две ветхие и две трехсменные школы станет меньше уже в текущем году. Повезло маленьким жителям села Аксумбе Сузакского района. Теперь вместо старой одноэтажной школы с тесными классами и узким коридором, построенной почти полвека назад, у них будет новая. Со спортивной площадкой, специально оборудованными кабинетами химии и физики, актовым и спортивным залами, которых здесь никогда не было. Объект все-таки достроят, хотя сомнения в этом были, когда темпы работ сильно замедлились.
Практически решена проблема аварийных школ в одном из самых густонаселенных районов области – Сайрамском. В прошлом году здесь началось строительство сразу семи объектов образования на общую сумму 1,7 млрд тенге.
Разгрузить существующие школы помогло и строительство в селе Карабулак частной школы им. Низамхана Сулайманова на 1 200 мест с обучением на трех языках.
В текущем году в селе Карабулак выделено 17,1 млн тенге на разработку проектно-сметной документации для строительства дополнительных учебных корпусов к двум школам. Да, школы в приспособленных зданиях в районе еще остаются, но откровенно аварийных больше нет. А ведь еще недавно в одном из аулов доводилось наблюдать картину, когда внешнюю стену здания и потолок в классе подпирали бревнами, чтобы не допустить обрушения.
В текущем году в регионе будут введены в эксплуатацию 44 школы на 13 тыс. 821 место. Из них 23 школы распахнут свои двери к 1 сентября, оставшиеся достроят до конца года.
Сразу три новые школы построят в Ордабасинском районе, две из которых – общая средняя школа им. С. Муканова на 300 мест и общая средняя школа им. Кажымукана на 200 мест – расположены в селе Бадам. Готова и проектно-сметная документация на строительство школы на 600 мест в микрорайоне «Орда» этого же населенного пункта. Уже нынче завершится в Туркестане строительство Назарбаев Интеллектуальной школы и школы-интерната «Дарын» с общежитием.
Для ликвидации трехсменных и аварийных школ, а также уменьшения дефицита ученических мест в регионе до 2025 года запланировано строительство 130 новых школ.
Колоссальная цифра, свидетельствующая о том, что государство прикладывает максимум усилий для решения проблемы дефицита ученических мест. И не только сегодня. В период осуществления программы «100 школ, 100 больниц» треть всех школ тогда возвели на юге, частично ликвидировав саманные развалюхи, аварийные и приспособленные здания.
Но даже такое количество новых учебных заведений не снимет с повестки дня вопрос обеспечения школами. Тут свои коррективы регулярно вносит демографическая ситуация, увеличивая число школяров. К тому же ежегодно пополняется список аварийных школ, вместо которых также необходимо строить новые и современные здания. Так что в обозримом будущем главная «школьная» проблема на юге вряд ли потеряет свою актуальность и остроту.