Несмотря на изобилие информации, далеко не все верно понимают значение прямых иностранных инвестиций для развития экономики Казахстана, полагая, что импорт прямых капиталовложений – это, в сущности, то же самое, что и засилье иностранного капитала. Между тем сегодня, впрочем, как и 5 десятилетий тому назад, ни одна экономика мира не может обеспечивать положительную динамику развития без прямых капиталовложений в производительную и другие сферы. При этом кризисные явления наблюдаются именно там, где падает уровень инвестиционной активности, оставляя проекты секторов экономики без финансовой подпитки.
В текущем году общая ситуация в мировой экономике остается нестабильной в силу различных факторов, в том числе, как полагают ученые, из-за «искажения глобальных механизмов развития» или отхода от фундаментальных закономерностей рыночной экономики при усилении спекулятивных форм получения прибыли на финансовых рынках. Слабый рост инвестиций нынешнего периода подвержен, с одной стороны, рискам спекуляций и ухудшению мирового инвестиционного климата в условиях сворачивания мер количественного смягчения, с другой – исчерпанием потенциала стран по проведению контрциклической политики поддержки инвестиций в результате длительного противостояния кризису.
Данное мнение экономистов подтверждается реальными тенденциями глобальной практики, в том числе устойчивыми признаками оттока капитала даже с таких крупнейших рынков мира, как ЕС и КНР, падением деловой активности, сужением спроса на глобальных рынках энергетических и минеральных ресурсов, а также прочими факторами. И если в 2007 году общий объем прямых иностранных инвестиций в мировой экономике оценивался в пределах 2 трлн. долларов, то в 2012 году их уровень был зафиксирован на отметке 1,3 трлн. долларов. При этом доля стран БРИК, привлекавших в последние годы более 22% прямых зарубежных инвестиций, сократилась до уровня 17,6%.
Принцип ускоренной циркуляции производственных факторов в сфере урбанизации, который до недавнего времени во многом определял темпы развития мировой экономики, сегодня уже не дает того эффекта, при котором фондовые и товарные рынки обеспечивали бы оптимальное взаимодействие спроса и предложения. А для того, чтобы придать новый импульс ускорения мировому развитию и вывести глобальную экономику из кризиса, безусловно, нужны не только совершенные финансы, но и товары, на которые был бы стабильно высокий спрос как со стороны глобального бизнеса, так и массового потребителя. Но проблема в том, что процесс перехода важнейших сфер мировой экономики на новый технологический уклад происходит крайне медленно, что не способствует эффективной реализации социально-экономических приоритетов развивающихся стран, в том числе стабильности инвестиций в реальные сектора экономики. Например, в 2012 году количество проектов ПИИ в КНР было самым низким за последнее десятилетие, что, несомненно, оказало свое влияние на нынешнем замедлении темпов роста экономики этой страны.
Что касается готовности Казахстана к жизнедеятельности в подобных условиях, то аналитики убеждены: в нашей стране есть удачный опыт стимулирования активности в секторах экономики во время предыдущего кризиса. Антикризисная программа Казахстана была в свое время высоко оценена международными экспертами. Так, президент ЕБРР Томас Миров охарактеризовал ее как наиболее эффективную, по сравнению с другими странами мира. В нынешней ситуации этот опыт будет накладываться на экономическую политику нового курса – всеобъемлющего экономического прагматизма. В числе других факторов это предполагает и создание благоприятного инвестиционного климата в стране, по которому Казахстан в глобальном рейтинге находится в числе мировых лидеров.
Так, согласно отчету о Глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума (Давос), Казахстан занял 10-е место по показателю «Защита прав инвесторов» и общее, 50-е место в рейтинге глобальной конкурентоспособности.
Подобный международный имидж Казахстана способствует устойчивости динамики инвестиций, в том числе в индустриальные проекты несырьевого сектора. Согласно данным Конференции ООН по торговле и развитию, в 2012 году Казахстан по объему привлеченных ПИИ утвердился на 19-м месте в ТОП-20 стран-лидеров. Тем не менее новые стратегические задачи государства требуют принятия комплексных мер, которые позволят привлечь в реализуемые проекты ГП ФИИР и другие сферы развития новую волну зарубежных инвестиций.
В рамках реализации данных задач Правительству предстояло внести предложения по внедрению нового пакета стимулов для инвесторов, а также разработать конкретный план привлечения иностранных и отечественных инвестиций с определением списка потенциальных инвесторов из числа транснациональных компаний. И, как отметил в связи с этим заместитель Премьер-Министра – министр индустрии и новых технологий Асет Исекешев, такая программа разработана в виде Комплексного плана мероприятий по привлечению прямых иностранных и отечественных инвестиций.
Данный план состоит из двух основных блоков мероприятий. Первый блок – это комплекс мер по внедрению нового пакета стимулов для инвесторов, второй – конкретный план по привлечению иностранных и отечественных инвестиций в Республику Казахстан на 2015–2017 годы. Предполагается, что реализация намеченных мер позволит экономике не только удержать динамику инвестиций на стабильном уровне, но и добиться ее прироста. В этом случае второй этап ГП ФИИР будет подкреплен реальными стимулами в виде инвестиций и технологий – главных компонентов роста.
Досжан НУРГАЛИЕВ