Сенат на пленарном заседании под председательством спикера Сената Маулена Ашимбаева предложил исключить из Закона «О Первом Президенте» норму о том, что инициативы по основным направлениям внешней и внутренней политики согласовываются с Елбасы, и направили проект со своими поправками в Мажилис на повторное рассмотрение.
Депутаты на заседании рассмотрели проект Конституционного закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые конституционные законы Республики Казахстан» и законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан».
Как отметила сенатор Ляззат Сулеймен, сенаторы поддержали изменения в законодательстве о том, что Совет безопасности и АНК должен возглавлять Глава государства по своей должности.
– В то же время сенаторы в ходе обсуждения законопроекта внесли еще одну поправку. Из Закона «О Первом Президенте» исключается норма о том, что инициативы по основным направлениям внешней и внутренней политики согласовываются с Елбасы. Таким образом, Сенат концептуально одобрил изменения в законодательство и принял решение вернуть в Мажилис с этой поправкой, – отметила сенатор.
Также депутаты приняли поправки в некоторые законодательные акты РК, разработанные во исполнение Послания Главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2021 года «Единство народа и системные реформы – прочная основа процветания страны».
Задачами законопроектов является совершенствование правовых механизмов расширения квотируемых категорий лиц при утверждении партийных списков с включением в него лиц с инвалидностью, а также передача полномочий председателя Ассамблеи народа Казахстана и председателя Совета безопасности Президенту Республики Казахстан.
Первый блок вопросов направлен на законодательное закрепление нормы об обязательном учете квоты при утверждении партийных списков.
Так, вносятся поправки в Закон РК «О политических партиях», предусматривающие, что политическая партия при утверждении партийных списков кандидатов в депутаты Мажилиса включает в них представителей трех категорий: женщин, лиц, не достигших двадцатидевятилетнего возраста, лиц с инвалидностью – в количестве не менее 30% от общего числа кандидатов.
При этом политическая партия при утверждении партийных списков кандидатов в депутаты маслихата включает в них только женщин и лиц, не достигших двадцатидевятилетнего возраста, в количестве не менее 30% от общего числа кандидатов.
Ожидаемые результаты законопроекта, повышение уровня правовой и политической культуры общества, а также активное вовлечение женщин, молодежи и лиц с инвалидностью для проявления их гражданской позиции.
– Документ гарантирует не менее 30% мест в Мажилисе для женщин, молодежи и людей с инвалидностью. Включение в число депутатского корпуса людей с ограниченными возможностями повышает инклюзивность Парламента. Это также поспособствует активной вовлеченности данной категории граждан в общественно-политическую жизнь страны, – отметил, комментируя поправки, Маулен Ашимбаев.
Второй блок направлен на передачу полномочий председателя Ассамблеи народа Казахстана и председателя Совета безопасности Президенту Республики Казахстан.
Так, в Законе РК «Об Ассамблее народа Казахстана» предлагается исключить пожизненное право Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы возглавлять Ассамблею народа Казахстана.
В Законе РК «О Совете безопасности Республики Казахстан» предлагаются поправки по исключению пожизненного права Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы возглавлять Совет безопасности и урегулирования вопросов деятельности Аппарата Совета безопасности.
Также, согласно повестке, сенаторы рассмотрели вопрос об избрании нового вице-спикера Сената в связи с назначением Нурлана Абдирова на должность председателя Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан.
– Нурлан Мажитович как заместитель председателя Сената сделал немало для законодательного обеспечения реформ нашего Президента. Внес значимый вклад в реализацию многих инициатив Сената, а также эффективно координировал законотворческую деятельность депутатов, – сказал Маулен Ашимбаев, выразив коллеге благодарность за проделанную работу.
В ходе заседания заместителем председателя Сената Парламента была избрана Ольга Перепечина. Ранее она более четырех лет руководила Комитетом финансов и бюджета и внесла значительный вклад в эффективное формирование бюджета страны, сказал спикер палаты. А на должность председателя Комитета финансов и бюджета был избран сенатор Серикбай Трумов.
В ходе обсуждения сенаторы, концептуально поддержав основные новеллы, прописанные в законопроектах, предложили изменения в проект Конституционного закона и вернули его в Мажилис.
Также сенаторы озвучили на заседании депутатские запросы. Нариман Турегалиев выразил обеспокоенность высоким уровнем травматизма на производстве.
Едил Мамытбеков подчеркнул необходимость пересмотра закона о фонде «Самрук-Қазына» либо поставки его на утрату, как тормозящую развитие экономики страны. Кроме того, сенатор требует проанализировать эффективность государственных программ.
Сенатор считает, что сегодня многие ведомства не отошли от практики глобального охвата проблем без признаков должного потенциала возможностей для их реализации.
– При попустительстве отдельных государственных органов выделяются немалые средства на программные проекты, целесообразность которых сомнительна. Это наглядный пример снижения уровня профессионализма в системе госуправления, что свелось к бутафорским презентациям программ, – отметил Едиль Мамытбеков.
В пример он привел Министерство торговли и интеграции, которое не первый год реализует концепцию Национальной товаропроводящей системы (НТС), представляющей сеть из 24 оптово-распределительных центров (ОРЦ).
– Пора бы и некоторые результаты продемонстрировать, которых мы не видим. В принципе можно концепцию понять и принять, если под НТС понимается инновационно-модифицированный вариант прежней системы потребительской кооперации. Скорее, так и есть. Однако, на наш взгляд, ее облачение в сложные словесные конструкции необходимо для одной цели – побольше запросить бюджетных средств, – сказал сенатор.
По его мнению, создание ОРЦ должно осуществляться за счет инвесторов на принципах ГЧП при немалой стоимости первой очереди в 138 млрд тенге, а не за счет бюджета.
– В этой связи возникает вопрос: планирует ли Правительство пересмотреть подходы по финансированию создания НТС? – задался вопросом депутат.
Другой наглядный пример необоснованных расходов, считает депутат, – это программа «Экономика простых вещей» (ЭПВ), которая по замыслу призвана была стимулировать развитие МСБ в части производства товаров и услуг народного потребления.
– Однако мы до сих пор не знаем эффективности программы ЭПВ. Как известно, изначально для поддержки субъектов частного предпринимательства было выделено 600 миллиардов тенге. Без должной оценки реальных результатов Правительством было принято решение (фактически навязано Нацбанку) продлить действие программы ЭПВ до 2022 года с финансированием в объеме 1 триллион тенге, – констатировал он.
Есть у депутата и претензии к деятельности НПП «Атамекен».
– В свете требований Главы государства о сокращении неэффективных затрат настало время спросить с функционеров концепта ЭПВ – а это НПП «Атамекен», – о реальных результатах реализации программы. Также неизвестна судьба малопонятной с точки зрения логики здравого смысла масштабной инициативы под названием «Единая карта приоритетных товаров и услуг», которая вступала в противоречие с реализуемым рабочим инструментом политики диверсификации экономики на индустриально-инновационной основе – Картой индустриализации Казахстана. Сегодня про концепт единой карты ничто не напоминает и никто не вспоминает. Самое парадоксальное – то, что даже Счетный комитет обходит своим вниманием этот программный концепт. В результате подобного подхода к производству на сегодня нет тенденции роста численности крепких государственных предприятий, – сказал он, отметив, что нынешние подходы не позволяют реалистично и обоснованно прогнозировать развитие экономики даже на среднесрочный период.
Кроме того, депутат считает, что пора пересмотреть чрезмерно обширное собирательное понятие – субъект квазигосударственного сектора.
– Глава государства отметил, что стоит задача по кардинальному реформированию квазигоссектора, особенно Фонда национального благосостояния «Самрук-Қазына». На сегодня это порядка 600 организаций. Действительно, претензий в адрес ФНБ «Самрук-Қазына» в последнее время высказывается немало. Да и поводов тому хватает – в состав госхолдинга входит целый ряд мощных институтов, от которых давно уже ждут отдачи. А ее все нет! Одни разговоры, непонятные планы, проекты, программы, – считает Едиль Мамытбеков.
Свои предложения, касающиеся открытия филиалов зарубежных технических вузов на западе страны озвучил сенатор Гумар Дюсембаев. Сергей Карплюк запросил пересмотра проводимой региональной политики по выравниванию условий жизни в регионах. Он напомнили, что вопрос межрегиональных диспропорций на сегодня один из самых актуальных, которой находится на особом контроле Главы государства.