Солнечный круг, небо вокруг…

969
Серик Баев

Символы независимости в изобразительном искусстве

фото Юрия Беккера

Прежде чем начать говорить о символах независимости в современном изобразительном искусстве Казахстана, хотелось бы сделать акцент на том, что все образы, детали, цветовая палитра, материалы и даже техника исполнения – это квинтэссенция творческих усилий нашего народа, нашедших выражение в геральдике и атрибутах, которые сегодня весь мир ассоциирует с нашим государством.

Наш герб, флаг, гимн сотканы из драгоценных нитей многовековой истории. Их художественная форма точно отражает самые основные принципы и понятия, близкие каждому, кто родился и вырос в Казахстане.

– Первым среди образов я бы назвал шаңырақ, – говорит искусствовед, член Союза художников РК Юрий Маркович. – Это, скорее, паттерн, который объединяет всех граждан нашей страны под своими сводами, одновременно защищая от любого вида внешних угроз. Вторым образом я бы назвал цвет голубого неба, нашедший отражение как в нашем флаге, так и на гербе. И конечно же, это символы свободы, которые находят выражение в размахе крыльев беркута, в образах крылатых скакунов... Но на этом я бы не останавливался. К примеру, образ каравана в изобразительном искусстве, его наполнение тоже важны, ведь торговые пути издревле служили мостами соединения культур и взаимопроникновения цивилизаций.

Истоки образов нашей независимости в изобразительном искусстве стоит искать в орнамен­те, узорах на кошме и боевом оружии батыров. Они же вплетены в камчу погонщиков скота, в быт свободолюбивого народа, предметы обихода, украшения. Так, элементы орнамента есть на флаге Казахстана.

– Как известно, первым нашим художником стал Абылхан Кас­теев, до него в степи маслом никто не писал. Однако говорить о том, что изобразительного искусства до него не было, мы тоже не можем. Прикладные виды искусства процветали, через них художник-ремесленник выражал чувства, чаяния и стремления народа: на шерсти, коже, металле. С приходом советской власти к нам приехали профессиональные художники, преподаватели, и тогда у нас стало зарождаться изобразительное искусство в широком, современном понимании. Кастеев начальное художественное образование получал в Моск­ве, – говорит член правления Союза художников РК Марлан Нысанбаев. – Позднее у нас появились титаны, художники-шестидесятники: Салихитдин Айтбаев, Макум Кисамединов, Шаймардан Сариев, Токболат Тогузбаев, Бахтияр Табиев, Абдра­шит Сыдыханов, Еркин Мергенов, Тулеген Досмагамбетов, Вагиф Рахманов, Исатай Исабаев, Оралбек Нуржумаев…

Именно талантливые шестидесятники «прорисовали», наверное, все основные образы, нашедшие отражение в символике независимого Казахстана. Это, например, бескрайние просторы Великой степи, образы коней-тулпаров. В целом же казахстанские шестидесятники отличались стремлением к поискам национальных истоков художественной формы. В современном искусствознании говорят о возникшей в те годы модели искусства – «национального по форме и по содержанию».

– Лично для меня один из главных образов независимости и свободы – это дала, бесконечная степь, что уходит за горизонт, – рассуждает кавалер ордена Фаберже Естай Даубаев. – Я выражаю в своих произведениях то, что ощущаю, чувствую. Если для вас открывается та свобода, что может вдохновить, удержать, сберечь этот дух, там надо и искать эти образы.

А вот Асель Сабыржанкызы – художница, более известная под творческим псевдонимом Ассоль, написавшая картину «Мост дружбы», представленную президентам Казахстана и России, считает, что образы независимости сегодня чаще можно увидеть не в традиционной живописи, а в digital art.

– В картине «Мост дружбы» я специально делала акцент на официальный, академичес­кий символизм, – рассказывает Асель. – Необходимо было представить монументальность и красноречивость всех образов. Акорда и Кремль. Государственные флаги. Солнце, лучами озаряющее пространство, голубое небо. Река, но не в качестве разделяющей страны границы, а река жизни – символ постоянно текущего времени. И берега, которые соединяют три моста. Первый – это мост политики, потом идут мост экономики и мост культуры. Что же касается образов независимости, то для меня как художника-портретис­та ближе всего произведение заслуженного деятеля Казахстана Нуржана Карымсакова «Ел тұтқа». Увидев его, зрители нередко соревнуются в знании истории: на одном холсте изображены 117 выдающихся деятелей Казахстана, каждый из которых приближал нашу страну к суверенитету и независимости.

Что же касается digital art, то художница склонна видеть в творчестве современных молодых художников стремление сохранить свою идентичность в сочетании современных технологических решений с традиционным национальным колоритом. Такое сегодня можно увидеть в муралах каждого большого города, где есть парящие беркуты, свободолюбивые снежные барсы, исторические личности, батыры, горы, тулпары и мальчишка, рисующий солнечный круг, вокруг которого чистое небо цвета нашего флага.

Популярное

Все
«Барыс» набрал очки в Москве
В Алматы завершился XII МКФ Bastau
В Карагандинском зоопарке поселились обезьяны Бразза
Условия под стать названию
Все это следует шить!
Объединить усилия власти, бизнеса и общества
Пресекли незаконную охоту на пернатых
Профилактика доказывает эффективность
Пенсионная система Казахстана: становление и развитие
В компании с Оффенбахом
Государственный деятель эпохи перемен
​​​​​​​Закон Республики Казахстан
Новые скрепы духовной столицы
Креативно на казахском
Инструменты роста
Закон Республики Казахстан
Бюджет Алматы «держит» бизнес
Закон Республики Казахстан
Опыт Шымкентского водоканала изучают эксперты Всемирного банка
Автоочередь образовалась на казахстанско-российской границе
В Узбекистане погибла известная бьюти-блогер, выпав из окна
Дело о секс-рабстве девочки из Кызылорды: оглашен второй приговор
Это счастье – стать родителями
Акимат Жамбылской области сделал заявление по поводу митинга в Таразе
Мост для межэтнического общения
Когда цифры говорят сами за себя...
Как защититься от харассмента?
Более миллиона тонн казахстанского зерна за 10 месяцев экспортировали в Таджикистан
Лудоман проиграл похищенные 14 млн тенге в Караганде
Глава государства посетил сельскую школу близ Талдыкоргана
Как определить подделку 10-тысячной банкноты
И дольше века газетный день
В Японии создали лекарство для роста новых зубов на месте утраченных
Президент отметил труд энергетиков госнаградами
Ее часто спрашивают: «Руың кiм?»
Ряды Международного Панфиловского движения пополнили школьники Байконыра
S&P отметило снижение рисков в банковском секторе Казахстана
Президент сменил посла Казахстана в Японии
Россия – Казахстан: союз, востребованный жизнью и обращенный в будущее
Арест, штрафы и лишение прав: участников беспредельного кортежа наказали в Конаеве
Студентов, пенсионеров и домохозяек в РК освободят от обязательного декларирования доходов
«Южный вектор» открыт для бизнес-предложений
Казахстанских водителей предупредили о новом способе мошенничества
Махмуд Сабырхан нокаутом выиграл бой на ЧА по боксу
Президент подписал закон по вопросам реформирования жилищной политики
В Кызылординской области открылась первая «Комфортная школа»
На собственной «резине»: от Нижнекамска до Караганды
Увидеть Мангистау и запомнить навсегда
Президент посетил концерт, посвященный творчеству поэта Шомишбая Сариева
Главную сверхспособность человека, которой нет у ИИ, назвали эксперты
Кызылординский рис: от поля до стола
Грустные думки аграрные
Задачи прокуратуры – закон и порядок
Премьер провел оперативное совещание по поручениям главы государства
Токаев побеседовал с казахстанскими студентами в Будапеште
Токаев и Орбан посетили футбольный матч между сборными Венгрии и Германии
Лица старого Уральска
Производство шоколада может прекратиться

Читайте также

Астанчан приглашают на выставку юных художников из Павлодара
В галерее «Улар» проходит выставка работ Рысбека Искакова
От идеи к воплощению
Непреходящая жажда творить

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]