Солнечный круг, небо вокруг…

2069
Серик Баев

Символы независимости в изобразительном искусстве

фото Юрия Беккера

Прежде чем начать говорить о символах независимости в современном изобразительном искусстве Казахстана, хотелось бы сделать акцент на том, что все образы, детали, цветовая палитра, материалы и даже техника исполнения – это квинтэссенция творческих усилий нашего народа, нашедших выражение в геральдике и атрибутах, которые сегодня весь мир ассоциирует с нашим государством.

Наш герб, флаг, гимн сотканы из драгоценных нитей многовековой истории. Их художественная форма точно отражает самые основные принципы и понятия, близкие каждому, кто родился и вырос в Казахстане.

– Первым среди образов я бы назвал шаңырақ, – говорит искусствовед, член Союза художников РК Юрий Маркович. – Это, скорее, паттерн, который объединяет всех граждан нашей страны под своими сводами, одновременно защищая от любого вида внешних угроз. Вторым образом я бы назвал цвет голубого неба, нашедший отражение как в нашем флаге, так и на гербе. И конечно же, это символы свободы, которые находят выражение в размахе крыльев беркута, в образах крылатых скакунов... Но на этом я бы не останавливался. К примеру, образ каравана в изобразительном искусстве, его наполнение тоже важны, ведь торговые пути издревле служили мостами соединения культур и взаимопроникновения цивилизаций.

Истоки образов нашей независимости в изобразительном искусстве стоит искать в орнамен­те, узорах на кошме и боевом оружии батыров. Они же вплетены в камчу погонщиков скота, в быт свободолюбивого народа, предметы обихода, украшения. Так, элементы орнамента есть на флаге Казахстана.

– Как известно, первым нашим художником стал Абылхан Кас­теев, до него в степи маслом никто не писал. Однако говорить о том, что изобразительного искусства до него не было, мы тоже не можем. Прикладные виды искусства процветали, через них художник-ремесленник выражал чувства, чаяния и стремления народа: на шерсти, коже, металле. С приходом советской власти к нам приехали профессиональные художники, преподаватели, и тогда у нас стало зарождаться изобразительное искусство в широком, современном понимании. Кастеев начальное художественное образование получал в Моск­ве, – говорит член правления Союза художников РК Марлан Нысанбаев. – Позднее у нас появились титаны, художники-шестидесятники: Салихитдин Айтбаев, Макум Кисамединов, Шаймардан Сариев, Токболат Тогузбаев, Бахтияр Табиев, Абдра­шит Сыдыханов, Еркин Мергенов, Тулеген Досмагамбетов, Вагиф Рахманов, Исатай Исабаев, Оралбек Нуржумаев…

Именно талантливые шестидесятники «прорисовали», наверное, все основные образы, нашедшие отражение в символике независимого Казахстана. Это, например, бескрайние просторы Великой степи, образы коней-тулпаров. В целом же казахстанские шестидесятники отличались стремлением к поискам национальных истоков художественной формы. В современном искусствознании говорят о возникшей в те годы модели искусства – «национального по форме и по содержанию».

– Лично для меня один из главных образов независимости и свободы – это дала, бесконечная степь, что уходит за горизонт, – рассуждает кавалер ордена Фаберже Естай Даубаев. – Я выражаю в своих произведениях то, что ощущаю, чувствую. Если для вас открывается та свобода, что может вдохновить, удержать, сберечь этот дух, там надо и искать эти образы.

А вот Асель Сабыржанкызы – художница, более известная под творческим псевдонимом Ассоль, написавшая картину «Мост дружбы», представленную президентам Казахстана и России, считает, что образы независимости сегодня чаще можно увидеть не в традиционной живописи, а в digital art.

– В картине «Мост дружбы» я специально делала акцент на официальный, академичес­кий символизм, – рассказывает Асель. – Необходимо было представить монументальность и красноречивость всех образов. Акорда и Кремль. Государственные флаги. Солнце, лучами озаряющее пространство, голубое небо. Река, но не в качестве разделяющей страны границы, а река жизни – символ постоянно текущего времени. И берега, которые соединяют три моста. Первый – это мост политики, потом идут мост экономики и мост культуры. Что же касается образов независимости, то для меня как художника-портретис­та ближе всего произведение заслуженного деятеля Казахстана Нуржана Карымсакова «Ел тұтқа». Увидев его, зрители нередко соревнуются в знании истории: на одном холсте изображены 117 выдающихся деятелей Казахстана, каждый из которых приближал нашу страну к суверенитету и независимости.

Что же касается digital art, то художница склонна видеть в творчестве современных молодых художников стремление сохранить свою идентичность в сочетании современных технологических решений с традиционным национальным колоритом. Такое сегодня можно увидеть в муралах каждого большого города, где есть парящие беркуты, свободолюбивые снежные барсы, исторические личности, батыры, горы, тулпары и мальчишка, рисующий солнечный круг, вокруг которого чистое небо цвета нашего флага.

Популярное

Все
Соглашение о стратегическом партнерстве на $2,5 млрд: какие планы у John Deere в Казахстане
В партнерстве государства и общества
Тут рождаются новые имена
Установки на укрепление стабильности
Идеологические столпы Справедливого Казахстана
Президент дал интервью The Washington Post и The New York Times
Ресурсы нужно экономить
В Шымкенте увековечили имя Айши Абдуллиной
Таразские мастера себя показали и других посмотрели
Расширяя деловое взаимодействие
Какой я вижу свою Родину
Интеллектуальную собственность – из тени
В стране восстанавливают популяции редких видов животных
Сформировать культуру диалога
Магнит для денег
Тенденции и возможности цифровой эпохи
Глава Белого дома показал Президенту Казахстана, как идёт строительство бального зала
У школы – новоселье!
Лауреаты премии «Дарын» определены
Найти и сохранить
Сюрприз на сцене: гвардейцы приготовили для родителей трогательный подарок
«Ход королевы»: Почему женщины из Казахстана успешнее в шахматах, чем мужчины?
Беспорядки в Танзании: сообщается о сотнях погибших
За знаниями – в новые школы
Итоги открытого Кубка Президента РК
Театр имени Наталии Сац с триумфом отмечает юбилей
Новая казахстанская AI-платформа превращает ИИ в инструмент для бизнеса
Университеты должны стать "фабрикой будущего"
Елена Рыбакина попала в группу Серены Уильямс
Стерильно, автономно, бесперебойно
Зоозащитники предлагают
Казахстан может стать лидером на рынке критически важных минералов
Заглянуть в древнюю историю тюрков
Пленные из КНДР в Киеве просят передать их Южной Корее
Дом должен быть местом, где тебя любят и понимают
Дорожные службы готовы к зиме
В Алматинской области возрождают знаменитый «апорт»
Сельчане добились закрытия незаконной свалки
Хаб больших возможностей
Обновили рекорд юношеских азиад
Международный день анимации: гвардеец создал военный мультфильм
Гвардейцы — призёры Открытого Кубка Азии по дзюдо в Актау
Военнослужащие Нацгвардии стали призёрами Кубка мира
Завершена реконструкция Центрального стадиона
В Казахстане станет сложнее пользоваться банкоматами
Пожар в столичном кафе: ремонт в пострадавших квартирах завершен на 90%
Опасность в тарелке: в СКО зарегистрировали 19 случаев описторхоза
Главнокомандующий Нацгвардией провел приём граждан
Алматинская область вновь побила рекорд посещаемости
Отрасль, где гостеприимство – фактор успеха
Гвардеец завоевал золото на чемпионате Евразии по пауэрлифтингу
Лювак для бодрости
Жители Усть-Каменогорска построили мост методом асар
Рыбоперерабатывающий завод запустили в Кызылординской области
Новую школу на 1 200 мест открыли в ЗКО
Краснокнижного зверька засняли на видео в Алматинской области
Зампред КНБ отправлен в отставку
За пловом и природой – в Таджикистан
В Таразе продолжается обновление парка городских автобусов
«Жассарбаз»: прикоснуться к небу

Читайте также

Художник, что рисует жизнь
Современное искусство Центральной Азии: в Астане проходит в…
Выставка художника и реставратора Крыма Алтынбекова открыла…
В Семее открылась художественная выставка «12–54»

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]