Споры между покупателем и продавцом должны разрешаться в режиме «здесь и сейчас»

1998
Людмила Макаренко
Воз и тележка

Так предлагает новая редакция Закона РК «О защите прав потребителей». Но готовы ли к таким взаимоотношениям по обе стороны прилавка?
Новые поправки в закон приш­лось разбивать на пакеты, чтобы вводить их в действие поэтапно и дозированно. Дело понятное: потребительский рынок давно «проседает» под грузом взаим­ных упреков и юридической невнятицы, а к его изменениям готовились последние 7 лет. Случилось то, чего долго ждали и что давно обещали.

Для пущей убедительности приведем только две цифры: в 2020-м структуры Комитета по защите прав потребителей Министерства торговли и интеграции получили почти 21 тыс. жалоб на качество товаров и услуг – это в 3,5 раза превысило показатели предыдущего года. Стоит напомнить, что речь идет о времени глухого эпидемичес­кого карантина, когда сферы торговли и оказания услуг работали в очень стесненных обстоятельствах. Но претензий все равно успели насобирать воз и маленькую тележку.

Первая серия изменений законодательства увидела свет в самом конце 2020-го. Следую­щие поправки вступят в силу 1 июля года нынешнего. А целиком исправленный закон о правах потребителя будет принят к действию в начале 2023-го. И он обещает много нового и интерес­ного в отношениях двух сторон. Остановимся на самых значительных деталях документа.

Итак, первое и важнейшее дос­тижение – закон наконец-то зас­тавит продавца и услугодателя отвечать на претензии потребителя. Он и прежде обязывал их продавать товары и услуги надлежащего качества, но совсем не принуждал отвечать определенным образом на жалобы относительно этого самого качества.

Поэтому от торговых работников часто можно было услышать в ответ на любую претензию: «Не нравится – идите в суд», «Не устраивает – жалуйтесь в акимат».

– Новый механизм предус­матри­вает обязательство продавца реагировать на жалобы потребителей, то есть внедряется алгоритм обеспечения прав граж­дан «здесь и сейчас». Для этого введена трехступенчатая система рассмотрения претензий, – объяс­няет директор департамен­та по защите прав потребителей Алма­ты Арман Аксубаев.

С глазу на глаз

На первом этапе продавец обязан в установленный срок рассмотреть обращение покупателя самостоятельно или привлекая общественные объединения по защите прав потребителей. На этой стадии спор еще можно решить мирным путем и, что называется, на месте.

– Вторая ступень предполагает подключение государства, – продолжает Арман Аксуба­ев. – То есть если продавец не желает договариваться, жалоба направляется в государственный орган, в компетенцию которого входит рассмотрение подобных вопросов. Например, если продавец подкрутил весы или онлайн-магазин не прислал товар, это расценивается как обман и даже мошенничество и относится к сфере деятельности органов МВД.

Последняя ступень – обращение в суд, которое инициирует либо сам гражданин, либо госорганы и общественные организации, встаю­щие на защиту его интересов. Но теперь есть больше шансов, что споры, начавшиеся в магазинах, больницах, кафе, салонах красоты, там же и будут заканчиваться, не доходя до крайности.

Большой смысл заложен в разведении понятий «государственный» и «общественный» контроль. Закон, таким образом, предполагает сформировать институт правозащитников из чис­ла профессионалов для помощи потребителям. Они останутся в статусе общественников, но, вероятно, такое положение уже не заставит их искать золотую середину между долгом помочь пострадавшему и необходимос­тью заработать на нем деньги.

– Таким образом, мы даем возможность предпринимателям и неправительственным организациям в первую очередь решить вопрос без участия государства. А для удобства и потребителей, и бизнеса, и госорганов запущена Единая информационная система приема и рассмотрения жалоб e-tutynushy.kz, – поясняет руководитель ведомства.

Пока эта система проходит «обкатку», устраняются недочеты и ошибки, но постепенно ее функ­ционал позволит сконцентрировать на интернет-платформе всю нужную информацию о мерах защиты прав потребителей, в том числе возможность подготовить жалобу и отправить ее в компетентные органы, найти своего представителя для дальнейших разбирательств, выбрать один из способов досудебного урегулирования конфликта.

Снять, ждать, принять

Из прочих достижений поправленного закона стоит назвать, например, право вести фото- и видеосъемку на коммерческих объектах. Запись может пригодиться на случай, если факт покупки придется доказывать в суде. Мало ли неприятных ситуаций возникает в супермаркете, на рынке или сервисном предприятии? Снимать внутри магазинов и других предприятий обслуживания можно смело, что бы на это ни говорили их служащие.

– В магазинах не запрещено фотографировать сам товар или полку. А также себя в подтверж­дение факта присутствия в торговом зале. Это в дальнейшем может сослужить хорошую службу, если чек утерян или его не выдали, – добавляет Арман Аксубаев.

Отныне твердо закреплено право покупателя платить ту цену за товар, которая указана на ярлыке или ценнике. А то ведь как бывает: берешь с витрины лакомый кусок по акционной стоимости, а на кассе выясняется, что «аттракцион невиданной щедрости» закончился. Оправдания типа «извините, девочки не успели поменять ценник» не должны вводить в заблуждение – покупатель успел, и потому разночтение принимается в его пользу.
Предусматривается прямой запрет на различия в цене товара или услуги в зависимости от способа оплаты. То есть покупка, совершенная платежной картой, не должна отличаться по стоимости при оплате наличными.

Законодатели четко обозначили продавцу и производителю время для обмена некачественного товара на новый – 10 дней. Прежде речь шла только о месячном сроке экспертизы, а дальше магазин мог сколь угодно долго тянуть с предоставлением качест­венного аналога.

Покупателю дана возможность присутствовать при диагностике дефектного товара, а гарантийный срок на купленное изделие будет обновляться после каждого ремонта, как если бы его поменяли на новый. Отдельный регламент введен для электронной торговли.

И большущий плюс закона – он устанавливает административную ответственность за нарушение потребительских прав. Существенно расширяются и полномочия Комитета по защите прав потребителей: ведомство сможет самостоятельно вести разбирательство по обращениям граждан, обращаться в суд за защитой интересов неопределенного круга потребителей. Это немедленно превращает комитет с его подразделениями из консультационного в административный орган.

Шантаж булочкой

Второй пакет поправок в Закон «О защите прав потребителей» включает запросы и того более объемные и масштабные: прорабатываются, в частности, инициативы по созданию Единой национальной ассоциации потре­бителей Казахстана, внедре­нию института омбудсмена по защите потребительских прав, усилению просвещения в общест­венной среде. И к исполнению новых порядков многое готово.

На сегодня в республике дейст­вует более 60 общественных организаций в сфере охраны интересов потребителей. Государственная структура защиты их прав объединяет центральные и местные исполнительные органы. Так, кроме подразделений Комитета контроля качества и безопасности товаров и услуг Минздрава этим занимаются департаменты технического регулирования и метрологии – они следят за производством и реализацией непродовольственных товаров. С 1 июля, кстати, вступает в силу новая редакция Закона «О техническом регулировании», которая усиливает контроль и за этим сегментом рынка.

Что говорить, система правовой поддержки в сфере потребления товаров и услуг переживает бурные времена, и меры эти наз­ревшие и необходимые. Но вот что заставляет беспокоиться по ту сторону торгового прилавка.

С потребительским экстремизмом хорошо знакомы в странах, где законы в защиту прав покупателей особенно лояльны. Едва законодательство перевешивает в сторону потребителя, появляются те, кто использует удобные нормы для своей выгоды. Покупатели объявляют приобретенные товары некачественными, бесконечно и порой безосновательно сдают в магазин купленные вещи, торгуются с ретейлерами в обмен на примирение, а то и вов­се откровенно шантажируют: фейковых историй с подброшенными в булочку тараканами или колбасой с крысиными хвостами пруд пруди.

Чтобы по-честному

У Казахстана будет закон, который обеспечит надежную защиту интересов потребителей. Но уже понятно: в нем не окажется норм ответственности за предъявление необоснованных претензий к производителям и продавцам товаров и услуг, а значит, останутся лазейки для потребительского мошенничества.

Но это кажется не очень справедливым играть в одну игру по разным правилам.

Нарушение элементарных прав потребителей со стороны предпринимателей зачастую объясняется не только верой в собственную безнаказанность, но и правовой безграмотностью: те просто не знают, какие законы игнорируют. Значит, надо учить и учиться.

Еще одной проблемой в обеспечении потребительских интересов, как не раз заявляли правозащитники, остается отсутствие базовых стандартов на оказание разного рода услуг, особенно в сфере быта. Для оценки того, что сделал и продал клиенту мастер, обычно хватает субъективного «нравится – не нравится». Но когда дело доходит до спора, тем более судебного, нужны четкие критерии. А их нет, например, в косметологии или туристичес­ких услугах. И не случайно на качест­во работы именно этих сфер бизнеса особенно много жалоб казахстанцев в госорганы.

На самом же деле у двух пока еще часто конфликтующих сторон идеальное совпадение интересов: потребители не хотят терять деньги и довольствоваться некачественными товарами и услугами, продавцы и производители не хотят терять деньги и ссорятся с теми, кто их приносит.
Однако пока, согласно социо­логическим исследованиям на тему защищенности прав потре­бителей, 87% опрошенных казахстанцев за год хотя бы раз сталкивались с фактом нарушения их прав и законных интересов, при этом 29% утверж­дали, что их права ущемлялись не меньше 7 раз.

Популярное

Все
Найти и сохранить
Следим за финалом, ожидаем побед
Аэродром Байсерке превратится в новогоднюю сцену
В поддержку гражданских инициатив
Завершен второй этап строительства проспекта
Между прошлым и настоящим
Крепнет связь военных с молодежью
Инициативу АНК одобрили и поддержали
Музыка мира
Все условия для занятия спортом
Целинный характер
Увеличилось субсидирование рыбной отрасли
Коммунальщики отметили роль СМИ
История семьи в истории страны
Театр – на все времена!
Реформы в ГМК: от рудной добычи к выпуску продукции высокого передела
Человек не громких слов, а больших дел
Знаковый шаг на пути к энергетическому суверенитету
Время становления и первых действий
Путь к успеху открыт
Стипендии повысили студентам в Казахстане
SMS-коды 1414 больше не используются в Казахстане
В тройке лидеров
Автоледи получила 1 год лишения свободы за нетрезвую езду в Конаеве
Охотничьи испытания казахского тазы провели в Алматинской области
Армия усиливает подготовку допризывников
В столице в честь Дня Независимости пройдет республиканская ярмарка ремесел
Гендерное равенство должно быть системным
В Приаралье приступили к выпуску зеркал
Более 1 300 поездов прошли по вторым путям Достык – Мойынты
В Бенине военные захватили власть
Костанайские предприниматели просят отложить запрет на эксплуатацию трехосных самосвалов на 3 года
Избран новый президент Федерации борьбы Казахстана
Посеяли хлопок, вырастили… кластер
Жители села Шамши Калдаякова активно участвуют в преобразованиях
Мечта, ставшая реальностью благодаря Президенту Касым-Жомарту Токаеву
В Алматы открылось современное учреждение для несовершеннолетних осужденных
Президент Ирана прибыл в Акорду
Водителя груженого бензовоза заподозрили в нетрезвом вождении
Познавать эпоху через творчество
Началось строительство сталелитейного завода
В армию со своей гитарой: история талантливого солдата
Какой будет зима в Казахстане, рассказали синоптики
Новые авто вручили гвардейцам в Караганде
«Закон и порядок»: уроки цифровой грамотности организовали для столичных студентов
Тестирование по Qaztest провели в командовании Нацгвардии
Из казармы в кампус
Ключевой ориентир – человекоцентричность
«Райская птица» зацвела в Северном Казахстане
Политика здравого смысла
Устроившие погром на остановке нарушители получили по 10 суток ареста в Астане
В Нацгвардии запустили курс подготовки операторов БПЛА
Сильнейшие бадминтонисты мира соберутся в Астане
Полицейские с помощью дрона зафиксировали грубое нарушение на трассе в Акмолинской области
Зима будет теплой
Школьники из Семея изготовили EcoBox из пластиковых крышек
Талгар будет расти и вширь, и ввысь
Режут провода, портят светильники: Шымкент страдает от вандалов
Уверенный рост экономики Приаралья
Метель, туман, гололед: 20-градусные морозы надвигаются на Казахстан

Читайте также

Незаконный оборот электронных сигарет пресечен в Караганде
Женский бизнес в цифровую эпоху
Настрой – позитивный
Ключевое направление идеологической работы

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]