Страна образованных профессионалов

620
Беседовала Юлия Полонская

Качество нации зависит от того, во что вкладывается каждый казахстанец, уверен известный социолог, ведущий научный сотрудник Карагандинского университета Казпотребсоюза Есет Есенгараев, с которым мы поговорили о будущем страны и общества.

фото из открытых источников, фото из архива "КП"

– Есет Жемисбекович, Президент Касым-Жомарт Токаев в интервью газете «Egemen Qazaqstan» рассуждает о прогрессивной нации казахстанцев. Что бы Вы вложили в это определение и соответствует ли сегодняшнее казахстанское общество принципам прогрессивности?

– Практически сразу, как появи­лось само понятие «прогресс», было установлено, что явление, определяемое им, вовсе не однозначное и не линейное. И хотя его больше ассоциируют с позитивными и оптимистичными изменениями, проблемы, связанные с неоднозначностью прогресса человечества, никуда не исчезли. И поэтому нам так сложно однозначно определить сами критерии прогресса.

Но при всей противоречивости феномена прогресса, при отнесении той или иной страны к сообществу прогрессивных или непрогрессивных тут существует, если не консенсус, то, по крайней мере, явное преобладание мнений о том, какие страны относятся к прогрессивным, а какие – к отстающим. Например, Афганистан, Конго или Гаити мы с вами вряд ли отнесем к прогрессивным, а вот Нидерланды, Сингапур или Канаду – вполне. Причины здесь очевидны: первые отстают по развитию образования и экономики, одновременно имея множество социальных и гуманитарных проблем, так как там низкий уровень социальной защищенности и высокий уровень жестокости и насилия. А страны, которые мы взяли в качестве противопоставления, имеют не только высокий уровень развития образования и экономики, но и социальной, и правовой защищенности.

Получается, если рассуждать о прогрессивности той или иной страны, то за основу берутся не только показатели экономи­ческого или политического развития. Наибольшее значение здесь имеет то, как граждане понимают себя и окружающий их мир, каковы их базовые жизненные ценности, как они на их основе выстраивают отношения внутри страны и с внешним миром. И еще одна очень важная особенность прогрессивных стран – социальные институты в таких государствах эволюционно становятся более благоприятными для существования большинства граждан, а не только для какой-то отдельной группы.

Также прогрессивные страны определяют основные векторы развития мира. И они определяют их благодаря своим интеллектуальным возможностям, приводящим к основным технологическим и экономическим достижениям современного человечества. И поэтому развитые страны неизбежно влияют на процессы во всем мире. Неизбежно становятся ориентирами для всех других стран и их народов.

Ведь для того, чтобы развиваться и повышать уровень ­своей жизни, отстающим странам приходится перенимать технологии, созданные в развитых странах. Приходится направлять туда свою молодежь на учебу. И структура импорта технологии и образовательная география очень наглядно и устойчиво демонстрируют влияние прогрессивных стран на процессы в современном мире.

– А как Вы определяете уровень прогрессивности Казахстана?

– Если говорить о нашей стране, то нам сегодня предстоит еще очень много сделать, чтобы называться прогрессивным народом. Ведь сейчас объективно наше место пока не среди сообщества развитых стран. И к сожалению, наблюдаются определенные тревожные предпосылки для того, чтобы опуститься в мировом рейтинге развития еще ниже. Эти предпосылки должны заставить нас задуматься, чтобы осознать их влияние на наше общество, понять, к каким последствиям они могут привести.

Если вспомнить нашу историю за последние 100 лет, то с трудом, но мы шли все-таки по пути прогресса. Другое дело, что он был связан с большими потерями, но тем не менее в таких сферах, как экономика, технологии, образование и точные науки, был сделан большой шаг вперед. За 30 лет суверенного развития при всех возникших за это время проблемах нам также удалось добиться определенного прогресса. Появились основы экономической системы, которая дает больше возможности приобщаться к современным мировым тенденциям. Произошли существенные позитивные изменения в образовании. Также у нас появилась социальная креативная прослойка, особенно в бизнес-среде.

Сегодня мы также видим стремление к изменению не только в масштабах страны, но и на уровне отдельных людей. Казахстанцы все больше осознают, что им нужно заниматься самообразованием и брать ответственность за свою жизнь на себя, а не ждать, когда рука партии и Правительства направит их по нужному пути.

Но все эти изменения на уровне нашего сознания и ценностей происходили и происходят с большим трудом. Прогресс общества является очень трудным из-за того, что его достижение невозможно на основе одной формулы. Так, в свое время советское руководство, абсолютизируя технический прогресс, считало, что если мы наладим материально-техническую базу, то все остальное приложится. Но этого, как показала прак­тика, не случилось, потому что выяснилось, что развитие человека и общества главным образом зависит от социально-гуманитарных знаний. А они в советской системе были крайне идеологизированными и не позволяли сформировать мыслящих современных людей.

Исходя из советского опыта, мы должны признать правоту Альберта Эйнштейна, считавшего, что настоящий прогресс человечества зависит не столько от изобретательного ума, сколько от сознательности. Умение мыс­лить о себе, об обществе и мире, оказывается, гораздо важнее, чем способность изобретать технику. Поэтому при всей военной, экономической и технической мощи Советский Союз оказался достаточно слабым в своих философских, идеологических и, как следствие, в ценностных основаниях.

Оказалось, что наш мир больше держится не на материальном, а на идеях, среди которых самыми важными являются представления о человеке и обществе. Ведь СССР на момент распада не потерял свои материальные ценности. Все они были на месте, а многие из них до сих пор работают. Но из-за разрушения своих идеалов СССР потерпел крах за очень короткий срок.

За последние 30 лет мы, к сожалению, не смогли в должной мере наверстать советские упущения в развитии современной социальной и гуманитарной теории. Чтобы исправить положение дел, нашим смысловикам, то есть тем, кто и занимается формированием общественных трендов через создание основных представлений о человеке и обществе, необходимо стать более продуктивными. Кроме того, мы видим, что среди наших производителей общественных смыслов больше тех, кто обращен в прошлое, чем в настоящее и будущее. Это видно в явном преобладании исторических работ над исследованиями сегодняшнего состояния казахстанского общества.

Но только тогда, когда наши философы, писатели, социологи, политологи создадут нужные нашему народу массивы современных социальных и гуманитарных знаний, люди смогут обрести представления о себе и обществе, позволяющие им закрепить в своем сознании прогрессивные установки. Ну а власти должны приложить должные усилия, чтобы способствовать политико-правовому выстраиванию необходимых нам современных социальных институтов.

Безусловно, сегодня на всех уровнях что-то делается для достижения этих целей. Но мы все еще продолжаем находиться на перепутье, так как наша ментальность пока находится под воздействием двух сил – сил, тянущих нас назад, и сил, которые могут позволить нам приобщиться к достижениям мирового прогресса.

Положительным в этой связи можно назвать тот факт, что у нас есть определенный исторически наработанный потенциал для прогрессивного развития. Отрицательным – наличие груза проблем, которые мы еще не полностью осмыслили.

Так, для поступательного движения вперед нам нужно развивать экономику и проводить политические реформы. Также для нас очень важен импорт, а еще лучше собственное производство технологий. Но все эти шаги при их безусловной важнос­ти сами по себе не могут создать прогрессивное общество.

Поэтому главным для казахстанского общества остается вопрос, как нам осовременить наше знание об обществе и человеке, потому что основным условием для прогресса общества является изменение мышления людей и их ценностей. Если мы не сможем изменить мышление и ценности большинства граж­дан, страна, несмотря на политические и технологические изменения, не сможет выйти на уровень устойчивого развития и не сможет постоянно генерировать инновации.

– В интервью Глава государства говорит, что гораздо важнее не то, кем мы были, а то, кем являемся и, самое главное, кем будем. А как нас, казах­станцев, можно охарактеризовать сегодня как нацию, как гражданское общество? Кем мы являемся?

– Мы – народ, который еще формируется. Это объективно, потому что еще 30 лет назад у нас не было возможности выбирать свой собственный путь развития. Мы были частью большой системы, которая, повторюсь, оказалась не такой современной, как ей хотелось, и не такой устойчивой, как ей представлялось. При первых потрясениях своей ценностной основы этот якобы единый народ распался.

И после распада СССР Казах­стан вследствие своей советской истории, в отличие от ряда моноэтнических бывших советских республик, оказался самым полиэтничным постсоветским государством. И сейчас, несмотря на увеличение численности казахов, мы продолжаем оставаться полиэтническим обществом. Поэтому моноэтническая модель развития страны нам не подходит, и для создания современной нации для Казахстана более приемлема формула, основанная не на этнической принадлежности, а на критерии гражданства.

Но достижение любых целей лежит в плоскости не желаний, а возможностей. Цели могут быть самые благие, но для реализации необходимы ресурсы, и лозунги, не подкрепленные ими, никак не позволят нам приблизиться к нужному результату.

Что такое нация, этнос, страна, государство? Это люди, объединенные определенными идеями, знаниями и ценностями. Их нужно создавать и развивать, а не просто декларировать в виде общих ориентиров. Объединяющие ценности, чтобы стать для казахстанцев жизненно важными, стать органичной частью нашей ментальности, должны быть наполнены многообразным содержанием. Именно так обретается жизнеспособная идентичность, без которой невозможно создание ни целостной личности, ни прочного государства.

Если же мы будем апеллировать просто к абстрактным понятиям, не имеющим необходимого смыслового основания, то будем только тешить себя иллюзиями. При этом жизнь общества, как и природа, не терпит пустоты. Ниши, которые не удастся заполнить позитивными смыслами, рано или поздно займут негативные – простые, примитивные, но очень действенные. И нередко такие простые и негативные идеи перерастают в деструктивные. Поэтому соз­дание гражданского общества и единой прогрессивной нации требует больших и постоянных усилий. Психологически гораздо легче мыслить на основе узко­групповых категорий. Они не требуют больших усилий и более привлекательны, потому что в основе их лежат простые идеи и сильные эмоции. И малообразованные люди имеют склонность объединяться на основе таких простых и эмоционально сильно заряженных идей.

При этом противостояние конструктивных и деструктивных тенденций характерно для любого общества. Вопрос в том, какая тенденция возобладает. Поэтому нам каждый день необходимо бороться за то общество, в котором мы хотим жить. И делать это должен каждый гражданин. Помня, что побеждают те идеи, которые завоюют сознание и души большинства людей.

– Могут ли, на Ваш взгляд, основой для формирования национальной идентичности служить традиции? К примеру, Наурыз, который в этом году предлагается праздновать по-новому: содержательно, креативно, с внедрением новых отличительных элементов. И должны ли национальные традиции быть гибкими к потребностям гражданского общества?

– Ни одно общество невозможно без традиций, и, конечно, они неизбежно влияют на его жизнь в настоящий момент. Но есть традиции позитивные, а есть негативные. И если бы не было последних, все народы бы процветали. К примеру, коррупция или кумовство, которые имеют вековые корни, – тоже ведь традиции общества. Но стараемся бороться с такими традициями. Не так ли?

Поэтому традиции – это очень большой комплекс социально-культурных связей, которые должны постоянно заставлять нас рефлексировать. У нашего народа есть немало традиций, на которые мы можем опереться в формировании своей идентичности. Например, дружелюбие и гостеприимство. В нашей ментальности можно найти основу и для развития трудолюбия и образования. Эти ценности не являются для нас чуждыми, они близки и понятны казах­станцам. Так же, как открытость миру и стремление хранить память о своем прошлом. И если казахстанцы как нация смогут сохранить свою уникальность и самобытность и при этом будут открытыми для прогрессивных тенденций современного мира, то тогда в наше будущее можно смотреть с оптимизмом.

– Всему миру известна, например, так называемая американская мечта, которая заключается в стремлении обзавес­тись всеми атрибутами жизни среднего класса. Президент Токаев считает, что казахстанская мечта – это стремление к справедливости, процветанию и демократии. Это, скажем так, лежит больше в морально-этической плоскости, нежели в материальной. Какой из этих путей более важен для развития страны и национальной идентичности?

– Я считаю, что наши люди должны также быть ориентированными на успех, который включает в себя и материальную обеспеченность. Благодаря советскому агитпропу у нас долго была популярной идея о том, что бедность – не порок, а заботиться нужно больше о душе, чем о земных благах. Но жизнь доказывает, что эту идею не стоит понимать буквально.

Установка на материальную обеспеченность важна не только из-за ее прямых результатов. Дело в том, что побочные результаты наших действий порой не менее важны, чем прямые. И если человек стремится обеспечить достойную жизнь себе и собственной семье, упорно работая для этого, то тогда он формирует в своем характере такие качества, как самодисциплина, результативность, целеустремленность, организованность, ответственность, повышает свой уровень профессионализма. И чем больше таких людей будет в обществе, тем выше будет качество нации в целом. Кроме того, увеличение количества среднего класса повышает устойчивость общества, одновременно увеличивая его потенциал развития. Так как члены этого класса больше думают над своим развитием и образованием своих детей.

Поэтому закрепление идеи обеспеченной жизни и собственной ответственности человека за себя в нашем национальном самосознании считаю очень важным условием перехода в сообщество развитых стран. Нация, состоящая из ответственных людей, знающих, как развиваться, а не надеющихся на ренту от нефти, – вот основа казахстанской мечты, каковой она должна быть, по мое­му мнению.

– Как мне кажется, это очень близко к понятию патриотизма. А что Вы вкладываете в него? И почему общество порой так легко увести по пути ложных патриотических ценностей?

– Ложный патриотизм практически совпадает с ксенофобией, противостоянием, в том числе и военным. Другими словами, он больше питается страхом и ненавистью к чужим. Настоящий патриот продуктивен, и он желает своей родине процветания и благополучия. Поэтому истинный патриотизм направлен на созидание, он вдохновляется целями, которые позволяют развивать его страну.

Ставить и достигать таких целей могут только образованные профессионалы. И если большинство наших патриотов будут образованными профессио­налами, то они смогут создать сильную, современную и миролюбивую страну, которая умеет налаживать хорошие отношения и с другими странами, которая сможет хорошо обезопасить себя от внутренних и внешних угроз.

Когда большинство наших граж­дан будет придерживаться таких продуктивных ориентиров, мы неизбежно займем достойное место в современном мире.

– Как Вы видите будущее Казахстана?

– У нас все еще преобладают взгляды на будущее как на итог определенных политических решений. Но массовые социальные установки не могут измениться сразу после политических изменений. Установки, которые формировались десятилетиями, обладают высокой инертностью. Поэтому наше будущее всегда зависит от того, как мы можем меняться сегодня. Если мы окажемся способными изменить себя, изменяя свои жизненные инвестиции, то тогда мы получим соответствующие результаты. Поэтому нам нужно, чтобы наши люди, особенно молодежь, ясно понимали истину: нельзя получать дивиденды от инвестиций, которые они не делали.

Поэтому главный вопрос для нас – во что вкладывается большинство нашего народа. Если большинство казахстанцев будут инвестировать в образование, в повышение уровня своего профессионализма, страна будет развиваться. В противном случае мы останемся на прежнем уровне или даже совершим откат.

Другими словами, чтобы занять свое место в сообществе развитых стран, мы должны стать нацией образованных профессионалов. Еще раз хочу повторить, что не только по законам экономики, но и по более фундаментальным законам жизни нельзя получить прибыль от инвестиций, которые не мы делали. А многие казахстанцы до сих пор надеются, что они получат дивиденды от будущего, при этом мало что в него вкладывая. То же самое касается проблемы формирования кадров для бизнеса и полити­ческого управления. Менеджеры, которые руководят страной и экономикой, не импортируются извне, они рождаются и вырастают в нашем обществе.

Другими словами, портрет власти и бизнес-элиты – результат состояния всего общества, поэтому так важна ежедневная забота о качестве самих себя. Мы все ответственны за наше будущее.

 

Популярное

Все
Бектенов: В единстве и солидарности – могучая сила нашего народа
Крупный складской комплекс и теплицу с новыми технологиями откроют в Шымкенте
Склад загорелся в алматинском "Атакенте"
Первый казахский детский сад открыли в США
Дом дружбы в Актау принимал эвакуированных
Пилот Air Astana в состоянии наркотического опьянения был задержан в аэропорту Алматы
Тест на прочность: держаться вместе!
Волонтерство – элемент национального характера
100 новых домов начали строить в СКО для пострадавших от паводков граждан
Шестую с начала года нарколабораторию ликвидировали в Алматинской области
Токаев: Чистота городов и сёл Казахстана должна стать образом жизни
Большая вода: принимаются меры для стабилизации цен в пострадавших регионах
Казахстанским компаниям стало проще выигрывать конкурсы закупок субъектов естественных монополий
Волонтеры тоже нуждаются в заботе
Юные гости восхищаются пейзажами Алматинской области
Полицейский спас жизнь ребенку
У границы фуры ходят хмуро
Рыбакина уверенно обыграла итальянскую соперницу на супертурнире в Испании
Гибель детей при пожаре в Индере: арестован поджигатель квартиры
Почему Александр Невский с Ордой не ссорился?
В Казахстане дешевеют яйца
Долговечность строений зависит от качества стройматериалов
На весенне-полевые работы аграриям требуется 1,5 трлн тенге
Навигация открылась на судоходных водных путях в Казахстане
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева
На Петропавловск идет огромный поток
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Когда в Астане отключат отопление
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева

Читайте также

Аллея СВМДА пополнилась новыми саженцами
Ассамблея эволюционирует вместе с обществом
Вдохновение черпаем друг в друге
Вырастил сына, посадил дерево

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]