Под пристальным вниманием общественности
В связи с глобальными рецессионными процессами мировая экономика сегодня переживает непростой период. И это относится не только к развивающимся, но и к развитым государствам. Глобальные процессы не обходят стороной и казахстанскую экономику. В связи с этим руководство нашей страны стремится адекватно реагировать на новые глобальные вызовы и угрозы, вырабатывая действенные и эффективные механизмы минимизации их отрицательных эффектов.
Одной из приоритетных задач Правительства РК стали меры по защите отечественного рынка и модернизации реального сектора национальной экономики, в том числе в рамках Таможенного союза. Следует подчеркнуть, что для реализации планов по формированию Таможенного союза (ТС) уже проделан большой объем работ. При этом вся подготовительная и практическая деятельность по выполнению основных договоренностей велась правительственными комиссиями стран-участниц совершенно открыто, под пристальным вниманием средств массовой информации как стран – участниц ТС, так и зарубежных СМИ. То есть шаг за шагом можно было наблюдать, что осуществляющиеся действия по запуску механизмов Таможенного союза являются достаточно согласованными и экономически просчитанными.
Хочу особо отметить, что ТС не является каким-то искусственным образованием. Его значение для экономик всех трех государств – Республики Казахстан, Российской Федерации и Республики Беларусь – действительно огромное. Во-вторых, все государства, вошедшие в Таможенный союз, развивались в рамках единого народнохозяйственного комплекса, в котором они технологически дополняли друг друга. Кроме того, немаловажно, что наши страны объединяет общее историческое прошлое, а также культурная, ментальная общность. И конечно, географическая близость. К примеру, с РФ у нас естественное преимущество в виде 7 тыс. км границ, которые пролегли по 12 российским и 8 казахстанским регионам. Рост объемов внешней торговли РК только с РФ достиг 23,5 млрд. долларов. А доля взаимной торговли ТС уже составила 11,6% в общем внешне-торговом обороте.
Все эти факторы и предопределяют евразийскую интеграцию. Надо учитывать также существовавшую технологическую целостность экономик трех стран. Вследствие этого ни одна из них не была самодостаточной – производимая продукция изготавливалась с использованием сырья и комплектующих, поставляемых из других республик, когда мы были в целостностном и едином пространстве. И это опровергает часто высказываемые сомнения об искусственности процессов Евразийской экономической интеграции из-за разного уровня развития государств. Ведь фундаментальной основой любой экономики является единство технологического способа производства.
Но здесь возникает вопрос: а можем ли мы локализовать у себя весь производственный и воспроизводственный цикл – от разработки до серийного выпуска готовых изделий? Понятно, что создать у себя весь воспроизводственный комплекс ни одна страна в мире не может. Это относится и к самым экономически развитым странам. Более того, современный экономический рост характеризуется глобальной специализацией и кооперацией производства. А если добавить сюда нарастающую глобальную конкуренцию, то реальной интеграции альтернативы нет.
Отсюда вытекает единственно правильный вывод: интеграция становится жизненно необходимой в целях минимизации издержек, увеличения масштабов производства и расширения научно-технологической базы. Скажите, кто в мире сможет предложить нам, кроме наших евразийских соседей, подобную взаимовыгодную широкую региональную интеграцию? Давайте честно скажем: никто. Ведь всех других отдаленных зарубежных партнеров Казахстан интересует лишь как источник сырья и рынок сбыта их товаров и услуг.
Создаваемый Евразийский экономический союз (ЕАЭС), безусловно, поможет выйти его странам-участницам из сырьевой ловушки на путь нормальной индустриальной и инновационной экономики. Если мы этого хотим, то тогда нужна активизация научно-производственного потенциала, развитие или хотя бы восстановление имеющихся воспроизводственных контуров изготовления высокотехнологической продукции с высокой добавленной стоимостью. О необходимости такого шага говорится в разных трудах и выступлениях Президента Казахстана Н. Назарбаева.
В пользу ЕАЭС говорит и такой факт: в мире торговля стремительно нарастает, ее общий объем по итогам 2013 года уже составил более 18,2 трлн. долларов. И все страны мира стремятся к устранению барьеров в международной торговле. Поэтому региональная интеграция становится жизненно важной для национальных экономик. И неудивительно, что сейчас государства мира экономически интегрируются в различные экономические блоки и союзы, а также зоны свободной торговли. В мире таких объединений насчитывается 300. Это ЕС, НАФТА (США, Канада и Мексика, общий взаимный товарооборот составляет 1,14 трлн. долларов), МЕРКОСУР (некоторые страны Южной Америки – 54 млрд. долларов), АСЕАН (страны Юго-Восточной Азии – 750 млрд. долларов). С этих позиций мы видим и постепенное нарастание объема взаимной торговли внутри нашего ТС, уже составляющим 64,1 млрд. долларов.
Экономические эффекты
По итогам трех лет, прошедших с момента создания ТС, наблюдаются положительные тенденции в развитии производства в Казахстане транспортных средств, готовых изделий из черных металлов, пластмассы, резины, бумаги, бытовой техники. А сельхозпродукции за это время Казахстан экспортировал в Россию и Беларусь на сумму порядка 1 млрд. долларов. Причем объемы экспорта казахстанских товаров неуклонно наращивают динамику. Если в 2011-м этот показатель вырос на 7%, то в 2013 году – более чем в 2 раза. Таким образом, за последние три года товарооборот стран «тройки» вырос на треть. Улучшается и структура взаимной торговли наших государств за счет повышения доли товаров с высокой добавленной стоимостью. Кроме того, Казахстан увеличивает поставки продовольствия в Россию и Беларусь.
Некоторые оппоненты безапелляционно заявляют, что, мол, экономические эффекты подобного проекта не просчитывались. Но такие заявления голословны и, как правило, не опираются ни на какие документы, факты или цифры. На самом деле экономическая целесообразность просчитывалась, есть даже определенные отраслевые прогнозы. Да, есть риски, есть издержки. Да, доходы наших бюджетов могут уменьшиться и вследствие отмены экспортных пошлин на ряд товаров, поставляемых в рамках ТС, и вследствие изменений ставок импортного тарифа и перехода на единый таможенный тариф. К примеру, ставка НДС в Казахстане в полтора раза ниже, чем в России…
В СМИ проскальзывает мнение и о потерях. Но при этом умалчивается, что краткосрочная потеря части поступлений по экспортным пошлинам может быть с лихвой компенсирована уже в ближайшие годы за счет расширения налогооблагаемой базы благодаря росту экономической активности вследствие углубления евразийской интеграции. Ведь ТС как раз нацелен на защиту нашего общего рынка и производителя. Нельзя сбрасывать со счетов и возможности для реализации различных межгосударственных целевых программ с упрощенными процедурами их разработки и контроля за их выполнением.
Мне могут возразить, что это все лишь теоретические выкладки. В реальности многое будет зависеть от практики правоприменения норм ТС, от администрирования этой единой таможенной территории. Действительно, это непростые вопросы. Но главное в том, что они вполне решаемы. И страны-участницы стремятся к тому, чтобы устранить таможенные, технические, административные, ограничительные барьеры прежде всего во взаимной торговле. Будут обеспечены прозрачные рыночные условия ценообразования и доступность предоставления услуг, равный и свободный доступ к транспортным услугам и энергетическим ресурсам. Произойдет унификация требований к ним, взаимное признание лицензий в лицензируемых видах деятельности, устранение организационных монополий и гармонизация национальных законодательств. Законодательные документы ЕАЭС направлены на свободное передвижение рабочей силы, урегулирование правового статуса граждан одного государства, постоянно проживающих на территории другого государства – участника ЕЭП, обеспечение свободного доступа к получению образования и признание дипломов, единообразного применения правил и требований к трудовым ресурсам и режиму доступа на рынок труда.
Уже в мае 2014 года планируется подписать уставный документ Евразийского экономического союза с последующей передачей на ратификацию в национальные парламенты «тройки». ЕАЭС начинает функционировать с 1 января 2015 года. Думаю, следует вновь подчеркнуть, что это объединение, о котором часто говорят в последнее время с высоких трибун, является не политическим, а чисто экономическим союзом. Не к этой ли цели мы шли многие годы – войти или самим создать крупный общий рынок товаров, услуг, капитала, общий энергетический рынок и единое транспортное пространство? Этим ведь диктуется необходимость определенного наднационального органа, которому государства – члены ТС делегируют свои суверенные функции во внешнеторговой политике. Правовая основа такого общего администрирования не кем-то ведь прописывается. Ее составляют 31 международный договор между нашими тремя странами, и все они нацелены не на отъем суверенитета, а на регулирование внешней торговли на этой единой таможенной территории. Об этом неоднократно говорил в своих выступлениях Президент Казахстана Н. Назарбаев.
Бесспорные выгоды
Важно в связи с этим ответить и на такой немаловажный вопрос: что в итоге получает каждая страна – участница ЕАЭС? Необходимо понимать следующее: ТС прежде всего ориентирован на развитие и стимулирование производства, причем внутреннего. Однако многие эксперты часто рассматривают его лишь с позиции торговли. Тем не менее ТС – это существенное снижение издержек при совместном производстве товаров, повышение конкурентоспособности и расширение рынков внутреннего сбыта, создание устойчивой региональной зоны экономического роста, продвижение совместной работы по развитию наших экономик с меньшими рисками и издержками.
Таможенный союз и Евразийский экономический союз, безусловно, выгодны для «тройки», в том числе и Казахстана. Во-первых, имея небольшую численность населения, мы вместе с интеграцией получаем огромный рынок в 180 млн. человек. Во-вторых, не имея прямых выходов к открытым морям, мы предопределены сотрудничать, а не изолироваться от соседей. В пользу этого говорят следующие цифры: с момента создания ТС почти в 2 раза увеличились объемы иностранных инвестиций в обрабатывающую промышленность Казахстана (до 3,4 млрд. долларов в 2012 году против 1,8 млрд. в 2009-м). При этом общие объемы прямых инвестиций выросли на 34% и достигли 28 млрд. долларов. Именно с созданием огромного рынка в рамках Таможенного союза многие ведущие компании изъявили желание строить на территории Казахстана свои предприятия. У нас увеличился экспорт кондитерских изделий, шоколада в 3 раза, в 17 раз повысились объемы поставок в Россию и Беларусь наших грузовиков, в 16 раз увеличился экспорт цемента. Добавлю, что для экономической окупаемости любого продукта, который создается в какой бы то ни было стране, нужно не менее 200 млн. покупателей. У нас нет такого емкого рынка. Но благодаря ТС и ЕАЭС мы к этому приближаемся. Сейчас – только начальный этап, наши экономики еще не прочувствовали друг друга в полной мере. Но в недалеком будущем плюсы Евразийского союза для казахстанского бизнеса могут выразиться в увеличении выпуска продукции в 8 раз, или на 800%.
Без сомнения, богатые природные ресурсы, огромный человеческий потенциал, свободное перемещение капиталов, рабочей силы, товаров и услуг позволяют странам Единого экономического пространства быть конкурентоспособными в соревновании за приток новых инвестиций.
Автор евразийской идеи Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев четко очертил понятные всем принципы, заложенные в основу создаваемого ЕАЭС. Это экономический прагматизм, уважение суверенитета, добровольность интеграции, равноправие при принятии всех решений, эволюционность развития и открытость евразийского пространства. То есть союз остается открытым для максимально успешного сотрудничества с миром.
В проекте договора о ЕАЭС заложен четкий механизм консенсуса при принятии стратегически значимых решений, обеспечен принцип суверенного равенства, равноправия и учета национальных интересов сторон. Работает совет на уровне вице-премьеров каждой из стран. Точно также и в суде ЕАЭС у нас равенство – по два судьи с каждой стороны. Таким образом, договор исключает всякую возможность доминирования какого-либо государства. Но это не исключает права каждой из сторон на торговлю с другими странами. Например, у Казахстана с Евросоюзом торговый оборот достиг 53,3 млрд. долларов, с КНР – 28,6 млрд. Поэтому понятен интерес в мире и в регионе к евразийскому интеграционному процессу, который неуклонно растет.
Али АБИШЕВ,
директор Международного института лидерства (университет «Туран»), доктор экономических наук, профессор