​У каждого есть своя станция

2003
Любовь ШАШКОВА, Алматы
фото Виктора Ардашева

О том, что у известного казахстанского журналиста получилась поистине народная книга, говорит тот факт, что на ее презентации выступали в основном ее герои. Ведь книга о них самих, о тех, кто родился здесь, кто работает и сейчас на станции Матай, возникшей среди песков и барханов во время строительства Туркестано-Сибирской магистрали – крупнейшей наряду с ДнепроГЭСом стройки первой советской пятилетки.

Открывая встречу, замес­титель директора одного из крупнейших книгохранилищ СНГ Бахытжамал Оспанова отметила, что хотя презентация приурочена к профессиональному празднику железнодорожников, который традиционно отмечается в первое воскресенье августа, сама талантливая очерковая книга, красочно иллюстрированная работами известного фотожурналиста из Алматинской области Виктора Ардашева, вызовет живой интерес и отклик читателей: «Ведь ее герои – это наши современники, люди, создающие славу нашей стране. И многие из них сегодня среди нас в этом зале».

Первой попросила слово Айнакез Ахмолданова. Сейчас она живет в Талдыкоргане, заведует детским садом. Но родилась на станции Матай, здесь окончила железнодорожную среднюю школу № 153 с казахским языком обучения. После института вернулась на свою малую родину, работала воспитательницей в детском саду, потом его заведующей. Ее дошкольное учреждение было в числе лучших в системе Министерства путей сообщения СССР, несказанно удивляя приезжавших по обмену опытом представителей Московской, Ленинградской, других крупных железных дорог тем, что в каждой комнате детского садика станции Матай были аквариумы с золотыми рыбками, клетки с заморскими птичками. Не могли не восхитить гостей и песни воспитанников на казахском и русском языках, их танцы, собственноручные поделки удивительной красоты.

Более 17 лет Айнакез Ахмолданова была акимом Матайского поселкового округа, и это ей принадлежит идея увековечения деяний своих земляков в специальном издании.

– В своей книге «В потоке истории» Глава государства Нурсултан Назарбаев пишет, что нужно особое внимание уделять восполнению незаполненных страниц истории Казахстана, знаковых местностей (сел, аулов, городов и так далее), судеб известных личностей, – сказала она. – Документальная повесть «Станция Матай. Золотые пески» Кабдрахмана Наурызбаева восполняет такие страницы, она написана в русле выдвинутой Главой государства великой общенациональной идеи «Мәңгілік Ел». Автор рассказал нам об истории Турксиба, о том, что станция Матай была открыта по инициативе первого казахского инженера-железнодорожника Мухамеджана Тынышбае­ва. Проведя большую исследовательскую работу, он нашел неизвестные факты из жизни великого конструктора стрелкового оружия ХХ века, гениального самородка Михаила Калашникова, который, как известно, начал работу над созданием своего пистолета-автомата АК в ремонтных мастерских Матайского паровозного депо. Большой интерес вызвал лично у меня очерк и о знаменитом машинисте паровоза, лауреате Сталинской премии, депутате Верховного Совета СССР Мухтаре Каптагаеве и многих других.

– Не может не радовать, – заключила Айнакез Сатыбалдиевна, – что книга о станции Матай предваряется вступительными словами акима Алматинской области Амандыка Баталова, президента НК «Қазақстан темір жолы» Аскара Мамина, акима Аксуского района Адильбека Далбагаева и основных спонсоров – Сабыра Қадырұлы и Надии Самбетовой.

Ветераны труда Орал Исанова, Жуманали Абе­уов, начальник Матайского локомотивного депо Нурбек Есболов, известный поэт, публицист и писатель Куат Кайранбаев и другие назвали насчитывающую около 700 страниц книгу «Станция Матай. Золотые пески» настоящим прорывом в казахстанской документальной прозе. Насыщенная малоизвестными фактами из жизни своих героев, разноплановая, она интересна для самого широкого круга читателей.

Например, в том же очерке о всемирно известном Михаи­ле Калашникове рассказывается, что еще до вой­ны, в 1938 году, во время службы в Красной армии он изобрел прибор для учета моторесурса танка. А в 1939 году, проявив себя в боях на Халхин-Голе, по личному указанию Героя Советского Союза, генерала Георгия Константиновича Жукова был направлен на учебу в Ленинград. Получив тяжелое ранение в боях, после многомесячного излечения в военном госпитале командир танка, старший сержант Михаил Калашников возвращался по Турксибу в родное село Курья Алтайского края.

Он был полон желания изобрести пистолет-автомат, который по своим тактико-техническим данным превзошел бы такое же стрелковое оружие противника. И он сходит на станции Матай, где работал до войны техническим секретарем политотдела, и где в ремонтных мастерских паровозного депо имелись все необходимые станки для работы. Именно здесь Калашников, будущий дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий, генерал-лейтенант, профессор, доктор технических наук, обладатель множества других регалий, начинает работу над созданием стрелкового оружия, которое потом будет признано лучшим в мире. В своих многочисленных интервью, выдержки из которых и приводит автор, Михаил Тимофеевич всегда будет подчеркивать, что родиной знаменитого оружия является станция Матай, Казахстан.

А еще мало кто знает, что директор Матайской железнодорожной средней школы № 153 Байбол Нурпеисов первым из казахской интеллигенции предложил в 50-е годы прошлого столетия аббревиатуры КПСС, ВЛКСМ и другие писать в текстах в казахской транскрипции. Стоит ли говорить, каким гражданским мужеством нужно было обладать участнику Великой Отечественной войны Байболу Нурпеисову, чтобы высказать свою позицию в известное своей идеологической жесткостью, если не жестокостью, время, не на своей кухне, а с трибуны I съезда учителей Казахстана. Неудивительно, что после выступления Байбол Нурпеи­сович в вышестоящих инстанциях был объявлен националистом. Однако самое удивительное состоит в том, что его старший сын Кудайберген спустя десятилетия наладит выпуск пишущих машинок с казахским шрифтом. Вот такой оказалась преемственность поколений!

Говоря о преемственности, нельзя не рассказать историю из книги о знаменитом пекаре Смагали Самбетове, выпекавшем такого вкуса и духовитости хлеб, что за ним в Матай приезжали со многих станций и разъездов Туркестано-Сибирской железнодорожной магистрали. Он, помимо удивительного мастерства, отличался щедростью. А потом рядом с пекарней, где работал Смагали-ага, его сын Колганат откроет спортивно-культурный комплекс для своих земляков, оставив благополучную южную столицу, станет работать на пользу своей малой родины. Но и это еще не все. Его дочь Надия, внучка Смагали-ага, станет одним из главных спонсоров книги «Станция Матай. Золотые пески».

И уж никак нельзя обойти вниманием, коль речь идет о преемственности поколений, что родной дед генерального спонсора книги, известного бизнесмена и мецената Сабыра Қадырулы, тоже был извес­тен в этих краях широтой своей натуры, тем, что многим страждущим оказывал помощь. А еще свой посильный вклад в выпуск книги внесли известный деятель образования Серик Нусупбеков, руководители разных уровней железнодорожной отрасли Халдихан Маусымбеков (представитель самой большой династии железнодорожников в мире, общий стаж которой насчитывает около 800 лет), Сатжан Садыков, адвокат Марат Аскербеков, руководство Матайского локомотивного депо... так что и по вкладу в ее издание это получается самая настоящая народная книга.

А еще во время обсуждения книги было рассказано об удивительной истории любви дорожного рабочего Калибека Досбаева и ссыльной немки Лидии Керн. Вот она. Жили на станции супруги Калибек и Дамели Досбаевы. И не было у них своих детей. Поэтому они удочерили сначала 7-летнюю Сакыпжамал, которая в страшные 30-е годы прошлого столетия, когда голодомор пришел на казахскую землю, осталась сиротой. Ее нашел на станции – голодную и оборванную – и привел домой сам Калибек. В начале войны он же – доб­рая душа – не выдержит при виде заходившегося от плача трехмесячного русского мальчонки. Поезд, сделавший остановку на станции, должен был вот-вот тронуться, а мальчонка, оказавшийся без родителей, на руках у чужих людей, все продолжал плакать. И тогда Калибек и его берет к себе домой, усыновленного белокурого малыша назвали Тулегеном. Потом в доме появилась немецкая девочка Лидочка Керн. Достигнув 18 лет, она станет женой Калибека. У них родится 8 детей. За ними будет смотреть Дамели, а Калибек с Лидией (по-казахски – Латипой) будут работать на железной дороге. От Сакыпжамал, Тулегена и других детей у Досбаевых растут 32 внука и 48 правнуков. Пронзительная история любви, благородства и душевной щедрости.

А зачином книги стали слова Вольтера: «Отчизна – это край, где пленница душа». Они предваряют рассказ о традиционной встрече выпусников разных лет из Матая, которые живут сейчас в странах ближнего и дальнего зарубежья. А инициатором их стала Светлана Долина, проживающая сейчас в станице Новопокровская Краснодарского края. Это она открыла свои страницы в Интернете: «Старые фото. Посмотрите, кто себя узнает», «Мой родной Матай», «Встреча одноклассников на побережье Капшагайского водохранилища», «Поиск родственников и однокласcников», «Интересное из детства», «Мой последний визит в Матай» и другие.

Наверное, именно об этой пленнице-душе и свидетельствует приводимое Кабдрахманом Наурызбаевым высказывание заслуженного статиста СССР и Российской Федерации (родилась она на станции Матай, здесь окончила в 1965 году среднюю школу и Московский экономико-статистический институт) Антонины Мурзиной: «Я побывала практически во всех странах Европы, загорала на лучших пляжах мира. Но лучше матайского песка нигде не видела...»

Книга Кабдрахмана Нау­рызбаева «Станция Матай. Золотые пески» принесена в дар Национальной библиотеке РК и теперь она размещена на сайте Национальной библиотеки Республики Казахстан, на который постоянно выходит более 1,5 млн пользователей Интернета в Казахстане, странах ближнего и дальнего зарубежья.

Популярное

Все
Завод по переработке природного урана запущен в Сузаке
Астана закрепляет за собой статус регионального экологического лидера
Искусственный интеллект и робот-полицейский: безопасность большого города находится под контролем
Мошенников осудили, деньги вернули
Отзвук души, прошедшей сквозь время
Господдержка стимулирует развитие реального сектора
В Астане прошел турнир «Экстрабилити-2025»
Провели «Чистый четверг»
Алматы сохранит статус студенческого города
Кокшетаусцы – в числе лучших
Алмагуль Батталиева и Нагашыбай Мирас представят Казахстан на «Славянском базаре»
Жемчужина культурного наследия
«Город мечты» глазами детей
Досье человека с домброй
Раскрыты технологические тайны получения селена
Город мира
С Днем рождения, Астана!
Бюрократические барьеры уйдут в прошлое
Повышать управленческие навыки
Токаев поздравил президента и народ Алжира с Днем независимости
На краю пропасти: как остановить человека от последнего шага
Три молочно-товарные фермы построили в Костанайской области за год
Очередной циклон надвигается на Казахстан
Из Рабочего поселка – в Париж
21 предприниматель оштрафован в этом году в Костанае за превышение торговой надбавки
Первого бесплатного юридического помощника на базе ИИ запустили в Казахстане
Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования правоохранительной службы, жилищного обеспечения и социальной защиты сотрудников правоохранительных, специальных государственных органов, органов гражданской защиты и военнослужащих, а также исключения излишней законодательной регламентации в сфере деятельности органов внутренних дел
Экс-министр обороны получил новую должность
Машиностроение – ключ к долгосрочному устойчивому росту ВВП
День безопасной дороги провели в Казахстане
Распоряжение Главы государства о назначении
Победителей групповой гонки чествовали в ВКО
Жанбота Алдабергенова вошла в число кандидатов на выборы в комиссию спортсменов МОК на ОИ-2026
Расписание соревнований казахстанских спорстменов с 30 июня по 6 июля
Бейбит Жукаев впервые сыграет в основной сетке турнира серии "Большого шлема"
Казахстан и Монголия нацелены на укрепление взаимодействия
В Алматы военнослужащие поздравили ветерана войны с вековым юбилеем
Антикор присоединили к КНБ
Фестиваль «Кымызмурындык» организовали в заповеднике Бозок
В Актобе завершился XI Международный военно-патриотический сбор молодёжи «Айбын»
Новая трикотажная фабрика работает на полную мощность
В Костанайской области строится завод по производству автокомпонентов
День столицы: сколько дней отдохнут казахстанцы в начале июля
Антикор отреагировал на жалобы водителей фур в Актюбинской области
Алматинские врачи столкнулись с редчайшей патологией в мире
Назначен новый министр обороны Казахстана
Аграрии Туркестанской области собирают первый урожай арбузов
Закон и Порядок – основа созидания Справедливого Казахстана
Жителя области Жетісу пожизненно лишили водительских прав
Новый завод открыли в Атырау
Алматинцев предупредили о неспокойной ночи
В Приаралье появится сеть метановых автозаправок
Годовая мощность ветряной станции в Жезказгане составит 330 млн кВт·час
Закон Республики Казахстан
В Жезказгане построят современный Дворец школьников
Главе государства показали пассажирский вагон казахстанского производства
Развитие химической отрасли в Жамбылской области набирает темпы
В Павлодаре выявлены грубые нарушения в работе филиала Национального центра экспертизы
В Актобе построен новый завод по производству агрохимикатов
«Умный» дым: Петропавловская ТЭЦ-2 запускает трубу с системой мониторинга

Читайте также

Канал Найман забетонировали
Новоселье у осетра
Импортозависимость будет снижена
Из рыболовов – в рыбоводы

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]