Женщина 40 лет с узкими карими глазами и темными волосами, одетая в золотистый халат, сшитый по средневековой монгольской моде, – так выглядела легендарная Болган-ана. Ее мавзолей расположен в Улытауском районе Карагандинской области. Болган-ана считается не то дочерью, не то снохой Джучи-хана – старшего сына Чингисхана. Ее облик, одежду и предметы быта восстановили казахстанские, российские и украинские ученые. А скульптор-гиперреалист Елдос Есмагамбетов создал ее скульптуру в натуральную величину. Результаты трудов археологов, антропологов, реставраторов и художников в преддверии Дня Независимости презентовали в Карагандинском областном историко-краеведческом музее.
– Ученые в течение трех лет восстанавливали облик Болган-ана, обувь, одежду и предметы, которые найдены в мавзолее, – зеркало, кинжал, седло и золотую чашу, – отмечает руководитель Центра по сохранению историко-культурного наследия Тулкибай Тулеуов. – Это огромная работа, значение которой трудно переоценить. Ранее такой масштабной исторической реконструкции в Казахстане не было.
Раскопки в мавзолее Болган-ана, который расположен в 50 км к югу от Жезказгана, проводились в 2018 году. Тогда на глубине более 2 м археологи обнаружили останки женщины знатного рода, рядом с которыми лежали золотая чаша, серьги, зеркало, детали одежды, кожаных сапог и другие артефакты. Их исследовали и попытались реконструировать.
Воссозданием облика Болган-ана по ее черепу занимался известный российский антрополог из Новосибирска Дмитрий Поздняков. А другие останки знатной дамы золотоордынской эпохи изучал заведующий научно-исследовательской лабораторией Института археологии им. А. Маргулана Егор Китов. Они выяснили, что Болган-ана принадлежала к монголоидной расе, ее рост составлял около 170 см, и скончалась она в возрасте 35–40 лет. Причину смерти пока установить не удалось.
К сожалению, антропологи на презентацию своей работы в Караганду не приехали. Зато в мероприятии участвовала украинский археолог и реставратор Татьяна Крупа, которая занималась реконструкцией наряда женщины. Воссозданы золотистый халат свободного кроя, длина которого достигала 4 м, кожаные сапоги и бокка. Над головным убором Татьяна Крупа трудилась вместе с коллегой Сергеем Пилипенко. Он делал берестяной каркас для бокки, которая считалась атрибутом знатной дамы в золотоордынскую эпоху.
– Костюм мы воссоздали с помощью материалов, которые максимально приближены к старинным, – рассказывает археолог, реставратор Татьяна Крупа. – К примеру, шелковую камку мы заказывали на фабрике в Индии. А шелковую подкладку для халата я сделала сама: купила шелк и выкрасила его натуральным красителем. Стояла задача передать технологические особенности наряда, крой и каждый стежок. Если он лежит неровно, значит, так было в оригинале.
Археологический костюм – это всегда фрагментированный костюм. Да, очень хочется его дополнить, но я буквально бью себя по рукам, чтобы не делать отсебятину.
Хотя, призналась Татьяна Крупа, одну маленькую «отсебятину» ей все-таки пришлось допустить – в воссоздании сапог. Поскольку она не нашла им аналогов в других археологических памятниках золоторудного периода.
– В нашем распоряжении были только сохранившиеся детали верха сапога и каблук. А подошвы не было, – объясняет реставратор. – Поэтому мы разработали подошву, иначе не получилось бы цельного объекта. Без этого мы бы не смогли завершить работу над костюмом.
Когда облик и наряд Болган-ана были готовы, к работе приступил скульптор-гиперреалист Елдос Есмагамбетов. Сначала он запросил у ученых антропологические данные матушки Болган – лицо и рост, сделал фигуру из скульптурного пластилина, а потом начал отливать ее из силикона. Мастер проработал все до мельчайших деталей – пор на коже лица и морщинок.
– На всю работу ушло примерно два месяца, – объяснил скульптор. – Приходилось выполнять и очень кропотливую работу. Например, волосинки в голове фигуры я вставлял по одной, а потом собирал их в прическу.
Гиперреалистическая скульптура матушки Болган уже включена в экспозицию областного историко-краеведческого музея. Осмотреть ее может любой желающий. В соседних витринах выставлены артефакты, найденные при раскопках в мавзолее. Но их скоро заберут, поскольку им необходимы особые условия хранения.