Опора независимости
«Считаю, что учителя наши – самые патриотичные, самые умные, ну и самые критичные, поскольку образованные люди, – сказал Елбасы Нурсултан Назарбаев 20 лет назад, в преддверии профессионального праздника педагогов. – А самые патриотичные, потому что, неся на своих плечах все тяготы, трудности того, что переживает народ, вы продолжали учить наших детей благородству, патриотизму, человечности, то есть вечным человеческим ценностям. За это мы все благодарны. Мы все вышли из рук учителя».
Можно без преувеличения сказать, что руки педагогов поддерживали независимость и до сих пор продолжают это делать. Во-первых, учителя прививают подрастающему поколению любовь к родине и стремление способствовать ее процветанию. Во-вторых, они всегда активно участвуют в выборах, поскольку избирательные участки, как правило, располагаются в школах. Педагоги уточняют списки голосующих, входят в состав избиркомов и даже ходят по домам, приглашая людей на выборы. В-третьих, учителя являются проводниками государственных реформ, в частности, в сфере образования. Все это закаляет их характер. И, наконец, казахстанские педагоги, будучи истинными оптимистами, стараются находить в любых новшествах положительные моменты, чтобы использовать их во благо общего дела. И взрослым, и школьникам следует брать с них пример.
К категории педагогов-романтиков, которые искренне верят в то, что в их силах сделать из своих учеников достойных граждан независимого Казахстана, относится и Ирина Назырова. Это сейчас она работает в престижной школе-гимназии № 95 города Караганды. А когда-то на заре своей карьеры обычная девушка из глубинки преподавала русский язык и литературу в средней школе Жезказгана. И ей это нравилось. Она, специалист с высшим педагогическим образованием, считала работу в школе своим призванием. Хотя родители Ирины Назыровой изначально были против выбранной ею низкооплачиваемой профессии. Они мечтали, что их дочь-отличница станет бухгалтером.
– Родители даже отправили меня поступать в техникум, но я специально провалила экзамены. Я знала, что буду педагогом, – улыбается Ирина Назырова. – Мне хотелось быть похожей на мою учительницу русского языка и литературы Гульнару Саменовну Сеитову. В 1990-е годы она преподавала в моей школе, в поселке Жайрем, а сейчас работает в НИШ. Я помню, как сидела за первой партой и смотрела на свою любимую учительницу восторженными глазами. Она была для меня жизненным ориентиром.
Окончив университет, Ирина Нурмухамбетовна, как стали теперь называть вчерашнюю студентку ученики, устроилась в жезказганскую школу № 4. Здесь ей, молодому педагогу, сразу поручили вести уроки в трех восьмых классах и в одном пятом... Поначалу было тяжело – и в психологическом, и в материальном плане. Ведь зарплаты у учителей на заре независимости были весьма скромные. А еще их задерживали месяцами, покрывая задолженность макаронами, сахаром или мукой.
– Помню, первая моя заработная плата была 3 700 тенге, – рассказывает наша героиня. – Она заканчивалась буквально в один день. Денег тогда, конечно, катастрофически не хватало.
«Обновленка» для всех
За 30 лет независимости в Казахстане произошло много реформ – и сфера образования не стала исключением. Например, в 2004 году выпускники школ начали сдавать Единое национальное тестирование. В 2011 году стали внедрять систему электронного обучения e-learning. А 2016 год вообще был урожайным на образовательные нововведения. Тогда для первоклассников ввели пятидневную учебную неделю. Химию, физику и биологию начали преподавать на английском языке. Школы перешли на обновленное содержание образования, основная цель которого – развить у ребенка критическое мышление, научить его сопоставлять и анализировать факты. Соответственно, обновилась и образовательная программа, были изданы новые современные учебники. Изменилась система оценки знаний учеников: вместо привычной 5-балльной системы внедрили критериальное оценивание. Его задача – объективно определить способности школьника.
– Вы удивитесь, но уже в 2002 году, когда я училась в магистратуре, преподаватели рассказывали нам обо всем, что касается обновленного содержания образования, – вспоминает Ирина Назырова. – Но тогда я воспринимала его как далекое будущее. Почему? Потому что я уже работала в школе и видела, что там все еще действует старая советская система. И знаете, когда у нас ввели «обновленку», я буквально нырнула в нее с головой.
В Казахстане созданы все условия не только для обучения детей, но и для повышения квалификации педагогов. У них тоже, можно сказать, действует «обновленка». Привычных для учителей советской закалки категорий – второй, первой, высшей – давно нет. Сейчас им присуждают такие квалификации, как «педагог-модератор», «педагог-эксперт», «педагог-исследователь», «педагог-мастер». Чтобы получить новую категорию, учитель должен пройти аттестацию, которая состоит из двух этапов. Первый – это тестирование на знание своего предмета. Второй – оценка профессиональных достижений. Ее проводит специальная комиссия. Она посещает открытые уроки учителя, который проходит аттестацию, а потом выносит решение – присуждать квалификацию или нет.
– У меня сейчас квалификация «педагог-эксперт», – говорит учитель русского языка и литературы. – Но я на этом останавливаться не собираюсь. Хотя из-за того, что у меня есть красный диплом магистра педагогики, я могу подавать заявку на аттестацию по всем категориям сразу, получить квалификацию педагога-мастера и успокоиться. Но я этого не делаю, потому что объективно оцениваю свои силы. Считаю, что учитель должен иметь высшее образование и наращивать свои компетенции. Ведь это положительно отражается не только на уровне его преподавания, но и на заработной плате.
Статус педагога
Историческим событием можно назвать принятие в 2020 году Закона «О статусе педагога». Он сократил нагрузку на учителей, оградил их от непредвиденных проверок и избавил от выполнения несвойственных им функций. Последнее положение заставило многих вздохнуть с облегчением. Ведь много лет учителя были, можно сказать, бесплатной массовкой на различных мероприятиях и переписчиками населения во время предвыборных кампаний. И самое важное – в законе прописано право педагога на уважительное к себе отношение со стороны учеников и их родителей. За его нарушение даже предусмотрена административная ответственность.
Тем не менее случаются инциденты, когда дети или их родители позволяют себе оскорблять и унижать учителей. Один из таких случаев в сентябре произошел в карагандинской школе. Директор пригласила к себе на беседу мать ученика, который развешивал в школьном туалете бумажные картинки непристойного содержания. Женщина пришла, но повела себя неадекватно: в нецензурной форме оскорбляла директора, учителя и классного руководителя своего сына. Все это происходило на глазах других работников школы. В результате мать хулигана оштрафовали за неуважение к педагогам при исполнении ими своих обязанностей.
– К сожалению, престиж педагогической профессии был утерян, – констатирует печальный факт учитель Ирина Назырова. – Но не безвозвратно. Да, вышел Закон «О статусе педагога», но пока общество привыкнет к нему и начнет исполнять, пройдут годы. А меры по повышению престижа учительской профессии надо принимать уже сейчас. Я считаю, что в первую очередь нужно пропагандировать достижения наших учителей, показывать положительные стороны их работы. А у нас в СМИ и соцсетях чаще публикуют негатив.
За годы независимости благосостояние казахстанцев выросло, зарплаты учителей тоже увеличились. Сейчас педагогическую профессию уже нельзя назвать низкооплачиваемой. Средняя зарплата учителя в Карагандинской области составляет 195 тыс. тенге. В этом году она выросла по всей стране на 25%. На столько же она будет повышаться в течение следующих 3 лет.
В два раза увеличились доплаты за классное руководство и проверку тетрадей. Учителя, которые успешно прошли аттестацию, получают надбавку к зарплате от 30 до 50%. Доплаты положены и тем педагогам, которые имеют ученые степени: за магистра – 10 МРП (28 тыс. тенге), за доктора по профилю или кандидата наук – 17 МРП (47 тыс. тенге) и доктора наук – 34 МРП (94 тыс. тенге).
– Выступая перед выпускниками школ, Елбасы сказал:
«В современном мире выиграет не тот, кто держится за когда-то полученные знания, а тот, кто умеет учиться всю жизнь», – цитирует
Нурсултана Назарбаева наша героиня. – Я тоже считаю, что нужно учиться все время, не переставая. Время моего личностного и карьерного роста совпало со становлением нашего молодого государства. Я, простой учитель без связей и финансовой поддержки, получила 3 диплома. Это стало возможным благодаря стабильности в нашей стране и государственной поддержке сферы образования.