Удобства… не предусмотрены?

3945
Марина Демченко

Казахстан заслуживает того, чтобы находиться среди стран с развитой туристической отраслью, но ее становление невозможно без базовой инфраструктуры и решения проблем транспортной логистики.

Так, к примеру, для курортного побережья Балхаша необходимы стабильное электроснабжение и освещение береговой линии. Не менее важен для отдыхающих и бесперебойный широкополос­ный Интернет.

– Вблизи воды сейчас невозможно организовать питание, поскольку граница водоохранной полосы должна быть не менее 150 метров. Чтобы перекусить или купить напитки, отдыхаю­щим необходимо пройти до ближайших от озера кафе, баров, ресторанов не менее 200–300 мет­ров. Если скорректировать раздел границ водоохранной полосы до 25–35 метров, то появились бы возможности для расширения бизнеса, строи­тельства новых баз отдыха и инфраструктуры, – считает предприниматель Юрий Огай.

Несколько лет организаторы массового отдыха на Балхаше испытывали трудности из-за отсутствия здесь канализации, а потом сообща на собственные средства построили сеть, технологически приемлемую для работы всех баз отдыха. Однако, поскольку трубы находятся в водоохранной полосе, система до сих пор не принята на баланс КГП «Балхаш су».

Канализационные сети протяженностью 3,5 км уже девять лет не могут получить законный статус. За помощью пришлось обращаться к Правительству.

– В зоне Балхаша нет чернозема. Для благоустройства занимаемся озеленением, но, к сожалению, до 20–40% насаждений не приживаются. В решении этого вопроса нам могла бы помочь нау­ка. Ведь некогда тут был даже Ботанический сад. Необходимо найти посадочный материал, который был бы устойчив к местным природным условиям. Опираясь исключительно на собственные силы, бизнес не сможет этого сделать. Да, мы покупаем на собственные средства растения в частных питомниках, экспериментируем, даже магнолии пытались одно время развести, но безуспешно, – говорит Юрий Огай.

Природная пляжная зона Балхаша каменистая. Взяв на вооружение опыт других стран, владельцы домов отдыха совсем не против улучшить качество побережья и пляжей. Но для бизнеса весьма затратно было бы приобретение земснаряда для очистки дна. Переговоры о его покупке ведутся на разных уровнях, но пока не увенчались успехом.

И нет на Балхаше, как отмечает Юрий Огай, удобной транспорт­ной логистики. Казахстанцы скорее поедут на зарубежные курорты из-за трудностей с приобретением железнодорожных и авиабилетов на внутренние рейсы. Пока не завершится строительство автодороги Алматы – Караганда, туристам и своим ходом трудно будет добираться до зон отдыха.

Конечно, летают небольшие самолеты АН-24, но авиарейсов недостаточно, и летом особенно ощущается их острый дефицит. Увеличение прямых железнодорожных маршрутов Алматы – Балхаш – Астана пошло бы на пользу внутреннему туризму.

Похожая ситуация наблюдается и на курортах Алаколя. Многие годы здесь не решаются проблемы инфраструктурного характера.

– Это касается благоустройства, стабильного централизованного электроснабжения, связи, внутренних дорог, тротуаров, освещения, воды, канализации... Некоторые проекты давно заявлены, некоторые даже профинансированы, но не осуществлены. О каком комфортном пребывании туристов можно говорить, если к базам отдыха не подведены коммуникации? – риторически вопрошает Елена Асылбекова, не первый год работающая в турбизнесе.

По ее словам, потенциал курортов Алаколя используется не в полную силу, ведь сюда ежегодно могли бы приезжать до 2,5 млн человек.

Предприниматели считают, что внедрение «пакетных предложений» для инвесторов поможет решить многие проб­лемы. Такими мерами могут стать увеличение до 25% сумм возмещения затрат субъектам предпринимательства при строительстве новых объектов туристской деятельности и продление до 10 лет срока погашения кредитов и ссуд, инвестированных в туризм.

– Мы готовы увеличивать количество койко-мест и улучшать сервис, однако есть воп­росы, для решения которых нам необходимо содействие государства. Во-первых, это разработка и утверждение генерального плана развития курортной зоны Алаколь. Во-вторых, необходимо завершить проект берегового укрепления. Эта проблема остро стоит более 15 лет, десятки баз отдыха уже ушли под воду, страдает бизнес, – говорит Елена Асылбекова.

Не терпит отлагательства и вопрос с подачей электроэнергии. Более 200 баз работают на минимальных технических условиях. Нехватка электро­энергии в курортной зоне обоих побережий Алаколя приводит к постоянному выходу из строя бытовой техники и промышленного оборудования, влияет на качество сервиса, влечет значительные расходы для предпринимателей, негативные отзывы туристов. Также на побережье отсутствуют центральное водоснабжение, канализация, крайне слабо и неустойчиво покрытие сотовой связью, мобильным Интернетом.

– Нынешним летом мы снова столкнулись с нехваткой билетов. Многие гости просто не смогли к нам приехать и вернули путевки. При потребности в перелетах из Алматы в Урджар от 500 до 1 000 пассажиров в день субсидируемый рейс АН-24 перевозит только 48 человек! При этом два года аэропорт Урджара был закрыт на ремонт, его презентовали Премьер-министру в 2019-м как объект под ключ. Но по факту сделали только взлетно-посадочную полосу, а здание… там даже не приступили к его строительству, – рассказывает Елена Асылбекова.

В августе многие туристы не смогли добраться на Алаколь ни авиа-, ни железнодорожным, ни автомобильным транспортом, и некоторые базы отдыха простаивали полупустыми…

– Между тем Президент неоднократно говорил о важнос­ти развития отечественного туризма, ведь отрасль имеет мультипликативный эффект на смежные сферы бизнеса. Как это работает? Местные фермеры снабжают базы отдыха мясом и овощами. За сезон поставляют десятки тонн. Таксисты за два летних месяца обеспечивают свои семьи на весь год. Качество жизни местного населения, задействованного в летних работах, значительно повысилось с развитием курортной зоны. В то же время отечественные бизнесмены не получают той поддержки, которая предлагается иностранным инвесторам. Мы с нашими инвестиционными проектами не представляем никакой ценности для местных акиматов. В ответ на вопросы о годами ожидаемых энергоснабжении и укреплении берегов только и слышим: «Ваш бизнес – ваши проблемы». Местные власти на бумаге «осваивают» миллионы и миллиарды, а инфраструктура до сих пор развита слабо, – добавляет Елена Асылбекова.

…Проводимые в туристической сфере преобразования наглядно показывают приоритетность отрасли для экономики страны, и предприниматели надеются, что их предложения по улучшению условий развития туризма в регионах будут поддержаны. Ведь, несмотря ни на что, есть казахстанцы и иностранные туристы, готовые окунуться в воды Балхаша или Алаколя, пройти рафтингом по быстрым рекам Восточного Казахстана, подняться на Тянь-Шань или посетить древние города на юге страны, а значит, есть для кого работать.

Прошедшие два года породили немало новых трендов в туризме. Внутренний развивается по таким направлениям, как агро- и экотуризм, караванинг и автотуризм, активные туры и гастрономический туризм. Подтверждением тому является рост числа внутренних туристов по сравнению с допандемийным периодом. Во многих регионах растет и въездной туризм.

Для качественного развития новых туристических направлений государству необходимо оперативней решать вопросы улучшения инфраструктуры, цифровизации, повышения уровня безопасности, внедрения систем управления рисками и устойчивого развития.

Популярное

Все
Масштабные преобразования – основа устойчивого развития отрасли
Объявлен бой наркокурьерам
Свежий кумыс по старинным рецептам
Сбежать не удалось
Казахстан стал лучшим на Кубке мира World Boxing
«Генный ключик» для джабе
Гонка за лидерами
Масштабируя передовой опыт
Новой техникой пополнился машинный парк
Всегда на шаг впереди угроз
Первого бесплатного юридического помощника на базе ИИ запустили в Казахстане
16 млрд тенге инвестирует Казахтелеком в цифровую инфраструктуру Акмолинской области
Лесной пожар бушует в пригороде Стамбула
Мощный лесной пожар разгорелся в Турции
Южнокорейский бизнес расширяет присутствие в Казахстане
Завод по переработке природного урана запущен в Сузаке
Доступ закрыт: туристам запретили подниматься на скалу Жумбактас в Бурабае
ЕС к 2040 году планирует сократить выбросы CO2 на 90%
Государства-члены СВМДА украсили штаб-квартиру в Астане культурными элементами Азии
«Мағжан оқулары-2025» вновь собрал талантливую молодежь
Названы первые победители этапа Кубка Казахстана по таеквондо в Алматы
Экс-главу «Казселезащиты» осудили на 12 лет
Астана закрепляет за собой статус регионального экологического лидера
Находящегося в международном розыске казахстанца арестовали в Грузии
Резкий рост травматизма в результате ДТП зафиксировали в Казахстане
Сколько людей носят имя Астана в Казахстане
Глава государства провел заседание Совбеза
«Астана» не смогла уйти в отрыв
День столицы: традиционный конкурс силачей «Толағай» пройдет в Астане
3,8 млрд тенге выделило Правительство на теплосети Павлодара и Экибастуза
День столицы: сколько дней отдохнут казахстанцы в начале июля
Антикор отреагировал на жалобы водителей фур в Актюбинской области
Алматинские врачи столкнулись с редчайшей патологией в мире
Закон и Порядок – основа созидания Справедливого Казахстана
Новый завод открыли в Атырау
В Приаралье появится сеть метановых автозаправок
Алматинцев предупредили о неспокойной ночи
Годовая мощность ветряной станции в Жезказгане составит 330 млн кВт·час
Закон Республики Казахстан
В Жезказгане построят современный Дворец школьников
Главе государства показали пассажирский вагон казахстанского производства
Развитие химической отрасли в Жамбылской области набирает темпы
В Павлодаре выявлены грубые нарушения в работе филиала Национального центра экспертизы
В Актобе построен новый завод по производству агрохимикатов
В Улгили выпускают стекло жамбылской закалки
День полиции отмечают сегодня в Казахстане
Три молочно-товарные фермы построили в Костанайской области за год
На краю пропасти: как остановить человека от последнего шага
Очередной циклон надвигается на Казахстан
Сильные дожди сменят жару в Казахстане

Читайте также

Аудит проверил стройку
Песочницы за два миллиарда
У коммунальщиков – свой светофор
«Холодное сердце» Мангистау

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]