Уголек дорожает

9061
Елена Ульянкина

В Карагандинской области выросла цена на коммунально-бытовой уголь, добываемый подземным способом.

Казалось бы, уж где-где, а в Караганде проблем с углем не бывает. В этом уверены почти все казахстанцы, за исключением жителей Карагандинского региона. Они-то знают, что, даже живя на угле, можно стоять в очередях за каменным топливом и возмущаться из-за высоких цен на него. Такая ситуация повторяется в регионе из года в год. Несмотря на уверения властей в том, что вагоны, груженные углем, идут бесперебойно и причин для его дефицита нет.

В Карагандинской области каменное топливо для населения отпускают две шахты и пять разрезов. Его продают со складов и железнодорожных тупиков в Караганде, Сарани, Шахтинске, Темиртау и Балхаше, а также в Абайском, Нуринском, Осакаровском, Шетском, Актогайском и Бухар-Жырауском районах.

Всего в области 31 точка по отпуску угля для бытовых потребителей. Перед началом отопительного сезона возле них обыч­но выстраиваются очереди из порожних грузовиков. Сейчас их нет, в чем корреспондент «Казправды» убедилась, объехав несколько точек продажи.

Одна из них находится в районе имени Бокейханова, где реализуют уголь с шахты компании «Рапид». Он пользуется спросом у владельцев котлов длительного горения «Неделька». Здесь ЗИЛы и КамАЗы неторопливо въезжают на весы, отправляются на погрузку, а потом, с углем в кузове, снова взвешиваются. Очереди нет. Никто никого не подгоняет. У водителей есть время на перекур и беседу.

– Вот мне загрузили 6,6 тонны рапидовского угля. Я продаю его без наценки – по 20 тысяч тенге за тонну, – говорит водитель собственного ЗИЛа Александр. – За доставку беру 20 тысяч. Получается окончательная стоимость для заказчика – 152 тысячи тенге.

– Почему так дорого? – удивляюсь я.

– С 1 июля уголь у «Рапида» подорожал, – поясняет собеседник. – В прошлом году он стоил 17 тысяч тенге за тонну, а сейчас – 20. Думаю, так дорого, потому что его добывают подземным способом. А шубаркольский привозят с разреза. Он дешевле.

И действительно, уголь шахты «Рапид» поднялся в цене. Это подтверждает приказ директора, копия которого висит на проходной железнодорожного тупика. «Приказываю с 1 июля 2022 года установить цену на угольную продукцию для населения в размере 20 тысяч тенге с учетом НДС за одну тонну», – сказано в документе. Есть в нем и второй пункт. Он касается юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Для них цена на уголь поднялась до 25 тыс. тенге за тонну.

Почему? Как сообщили в управлении промышленности, есть две причины. Первая – это рост курса рубля. Оказывается, карагандинская шахта рассчитывается валютой со своими российскими обслуживающими компаниями. Вторая причина роста цены – повышение зарплаты работникам. Фирме «Рапид» пришлось поднять оклады шахтерам, чтобы избежать перетока специалистов на более высокооплачиваемую работу в шахты АО «АрселорМиттал Темиртау».

Отметим, что и другой поставщик угля для населения повысил свои расценки – это группа компаний «Гефест». Она добывает каменное топливо в Караганде, на шахтах «Кировская», «Западная» и имени Байжанова. Что же касается разрезов, то цены на их товар пока стабильные. Не изменилась стоимость и самого популярного – шубаркольского угля. Его в Караганде продают по 11–12 тыс. тенге за тонну.

– В целом в 2022 году угледобывающие предприятия планируют отгрузить около 5,4 миллиона тонн угля на коммунально-бытовые нужды региона и населению, – сообщает начальник управления промышленности и индустриально-инновационного развития Карагандинской области Мурат Кыдырганбеков. – Это при том что потребность области в угле составляет 1 172 миллиона тонн. Ежедневно только АО «Шубарколь комир» по рес­публике отгружает около 170 вагонов. На Карагандинскую область приходится не менее 26 вагонов, которые распределяются по регионам. Отмечу, что АО «Шубарколь комир» не только покрывает потребность Карагандинской области в угле, но и осуществляет поставки по Казахстану.

Ожидать ли карагандинцам дефицита угля в сентябре-октябре, когда начинается отопительный сезон? Ведь в это время ежегодно возникает ажиотаж возле железнодорожных тупиков. Люди в надежде на помощь вызывают журналистов и жалуются, что несколько дней подряд приезжают за углем, отстаивают очередь, но не успевают его купить до закрытия.

– Очереди возле точек продажи не означают, что они из-за дефицита угля, – объясняет начальник управления промышленности. – Большая часть населения начинает закуп угля не летом, а в осенний период, с началом первых холодов.

В результате в точках сбыта образуются очереди. Хотя уголь поставляется ежедневно, и на тупиках имеются запасы. Кроме того, в Караганду за углем приезжают жители близлежащих городов и районов, а также соседней Акмолинской области. Из-за этого в разы возрастает численность очередников у тупиков и угольных складов.

Чиновник добавляет, что его ведомство постоянно проводит совещания с руководителями угледобывающих компаний и «КТЖ-Грузовые перевозки». Первых просят заранее заполнять тупики углем, готовясь к отопительному сезону, а вторых – предоставлять нужное количество вагонов для перевозки твердого топлива. Что же касается цен, то их местные власти не регулируют. Они зависят от стоимости угля на товарной бирже и аппетитов оптовиков.

Популярное

Все
Итоги большого общественного пути
Жители села Шамши Калдаякова активно участвуют в преобразованиях
Идеи, лаборатории и люди
Мечта, ставшая реальностью благодаря Президенту Касым-Жомарту Токаеву
Глава государства прибыл в Ашхабад
Права человека не заканчиваются на пороге колонии
Гонка за квотами
У опытных лидеров – достойная смена
Соревнования для юных талантов
Сочетая академизм и современные практики
Труд как зеркало таланта
Аудит переходит на превентивную цифровую модель
Пионы среди зимы
Усиливается защита интеллектуальной собственности
Мегаполис, меняющий стандарты развития
Оскорбление есть – наказания нет
В интересах Казахстана и Ирана
Қазақ тілі: вчера и сегодня
Оляпка – хозяйка студеных вод
Новый этап сотрудничества
Ключевой ориентир – человекоцентричность
Водитель из Талдыкоргана установил шокирующий антирекорд по ПДД
Партию «запрещёнки» пытались доставить в уральскую колонию
Новая аграрная политика Токаева меняет правила игры для бизнеса на селе
Первую красавицу Казахстана выбрали в Алматы
Автоледи получила 1 год лишения свободы за нетрезвую езду в Конаеве
В тройке лидеров
«Небо открыто для инвестиций»: эксперт в сфере о том, как превратить аэропорты Казахстана в глобальные грузовые хабы
Охотничьи испытания казахского тазы провели в Алматинской области
Армия усиливает подготовку допризывников
SMS-коды 1414 больше не используются в Казахстане
Арктический антициклон несет морозы в Казахстан
Гендерное равенство должно быть системным
В Приаралье приступили к выпуску зеркал
В Алматы выявляют «грязный» транспорт
Более 1 300 поездов прошли по вторым путям Достык – Мойынты
В Бенине военные захватили власть
Избран новый президент Федерации борьбы Казахстана
Посеяли хлопок, вырастили… кластер
В Алматы открылось современное учреждение для несовершеннолетних осужденных
Началось строительство сталелитейного завода
В армию со своей гитарой: история талантливого солдата
Какой будет зима в Казахстане, рассказали синоптики
Новые авто вручили гвардейцам в Караганде
Тестирование по Qaztest провели в командовании Нацгвардии
«Закон и порядок»: уроки цифровой грамотности организовали для столичных студентов
Из казармы в кампус
«Райская птица» зацвела в Северном Казахстане
Политика здравого смысла
Все строго по правилам
В Нацгвардии запустили курс подготовки операторов БПЛА
Мегапроект Саудовской Аравии «Зеркальная линия» – на грани провала
Устроившие погром на остановке нарушители получили по 10 суток ареста в Астане
Полицейские с помощью дрона зафиксировали грубое нарушение на трассе в Акмолинской области
Сильнейшие бадминтонисты мира соберутся в Астане
Зима будет теплой
Школьники из Семея изготовили EcoBox из пластиковых крышек
Талгар будет расти и вширь, и ввысь
Режут провода, портят светильники: Шымкент страдает от вандалов
Уверенный рост экономики Приаралья

Читайте также

Поддержка бизнеса: оффтейк-контракты на 2,3 трлн тенге закл…
Кредитование – стержень национальной экономики
Фермерам в помощь
Солому – в дело

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]