
Евразийская экономическая интеграция выгодна прежде всего бизнесу, считает заместитель директора департамента государственных закупок и местного содержания Национальной палаты предпринимателей РК Айгуль Коныртаева. В подтверждение своих слов она привела данные объемов экспорта из Казахстана в страны Таможенного союза за 2013 год. Так, например, по электрическим трансформаторам отмечается рост физических объемов экспорта в 7,4 раза, тракторам – 5,7 раза, грузовым автомобилям – 3,7 раза.
– Конечно, мы понимаем, что в краткосрочной перспективе казахстанский бизнес сталкивается с некоторыми сложностями, – подчеркнула она. – Но вместе с тем мы должны успешно адаптироваться к новым правилам и использовать эти возможности для дальнейшего развития.
Что потребуется от казахстанского бизнеса? Прежде всего, это соответствие требованиям мирового рынка, принятие мер по системному и многоаспектному процессу преобразования производства, затрагивающему технологический аспект, совершенствование форм управления и организации предприятий в рыночной экономике, что позволит казахстанскому бизнесу укрепить свои позиции. Качественная продукция позволит освоить рынки за пределами регионального пространства.
– Конечно, свобода движения товаров важна. Но не менее важно движение капиталов, инвестиционная устойчивость проектов в различных отраслях, например в автопроме, химии, металлургии. Это позволит нашим товарам выйти в будущем на мировые рынки. Поэтому для нас важно сейчас научиться конкурировать в условиях Таможенного союза и ЕЭП, – заметила спикер.
Что касается доступа к госзакупкам Казахстана, то у поставщиков России и Беларуси, по словам А. Коныртаевой, он был всегда. До реализации соглашения о государственных (муниципальных) закупках отечественные поставщики товаров, работ и услуг имели определенные преференции. Но в связи с гармонизацией национальных законодательств наших государств предоставлен равный доступ для всех поставщиков. Для казахстанцев это означает доступ к государственным (муниципальным) закупкам России и Беларуси объемом около 200 млрд. долларов, что в десятки раз превышает отечественный рынок.
В свою очередь управляющий директор по корпоративному развитию АО «НК «КТЖ» Еркин Жусанбаев подчеркнул, что для железнодорожных перевозчиков стран – членов Евразийского экономического союза будут созданы паритетные условия. По его словам, в проекте Договора о ЕЭС предусмотрено открытие доступа для независимых перевозчиков на приграничных участках инфраструктуры Казахстана, России и Беларуси. Участки определяются границами плеч обслуживания локомотивов на территории РК и РФ, то есть для перевозчиков есть возможность работать на недискриминационных условиях.
Среди основных моментов проекта договора он выделил формирование и реализацию скоординированной транспортной политики, основными задачами которой являются создание общего рынка услуг, принятие согласованных мер по обеспечению общих преимуществ в этой сфере.
Как пояснила директор департамента экономической интеграции АО «НК «КТЖ» Алия Джумабаева, основным проблемным вопросом было дальнейшее развитие транспортных компаний в рамках Евразийского экономического союза. В ходе переговоров была достигнута договоренность о проведении скоординированной согласованной политики. Этапы, условия и степень либерализации транспортных услуг будут определяться отдельными международными договорами. Позже будет установлено, в какое время, на каком этапе и каким образом будут открываться те или иные рынки транспортных услуг.
Как заметил Е. Жусанбаев, в ходе работы над проектом Договора о Евразийском экономическом союзе был рассмотрен вопрос уравнивания тарифов на транспортные перевозки. Как известно, эти тарифы в Казахстане примерно в два раза ниже, чем в России, поэтому казахстанская сторона не согласилась на такой подход, несмотря на то что он был обоснован. И в Казахстане сохранились тарифы, устанавливаемые в соответствии с национальным законодательством, в соответствии с той базой затрат, которые формируются в экономике КТЖ. Также в ходе переговоров предусмотрено, что предоставление исключительных тарифов, то есть скидок, сохранится на национальном уровне.
Рысты АЛИБЕКОВА