В Алматинском театре оперы и балета представили обновленную версию балетного спектакля «Жизель»

8910
Людмила Макаренко

«Жизель» – совершеннейший бестселлер балетной классики – впервые поставили в Париже в 1841 году. Премьера имела оглушительный успех, а хореографам-постановщикам Жану Коралли и Жюлю Перро была обеспечена слава на веки вечные.

фото Елены Петровой

С тех пор творение композитора Адольфа Адана справедливо считается главным балетом романтического жанра, самым знаменитым и самым популярным за всю историю хореографического искусства, и, доживая второе столетие, оно нисколько не устаревает.

А как может устареть печальная легенда о бедной девушке, которая любила, но была обманута, от чего помешалась рассудком и умерла? Но ее слабое сердце, не выдержавшее вероломства, сумело простить и защитить от гибели своего обидчика. И как может не впечатлять красивая танцевальная история, где строго по законам декаданса объединено несовместимое: яркая жизнь и монохромная смерть, зажигательные пляски крестьян и почти медитативные па виллис на кладбище? А уж фантастическая часть сюжета способна затянуть не хуже любого компьютерного майнкрафта: где еще, если не в адановской «Жизели», так же изящно представят покойниц – призраков умерших до свадьбы девушек, которые встают из могил, чтобы до смерти «затанцевать» путников-мужчин?

Создатель блистательного произведения сам определил его как «фантастический балет» и дал двойное название «Жизель, или Виллисы». Со временем вторая часть затерялась, а в саму постановку вкрались детали, которые его авторы едва ли подразумевали.

– К балету за всю долгую историю руку приложили много хореографов, – говорит Юрий Васюченко, постановщик новой «Жизели» в КазНТОБ им. Абая. – И он, конечно, видоизменялся – исчезали краски, точность движений, каждый артист придумывал свои нюансы, вклад делали педагоги, не всегда понимая, что в классическую хореографию нельзя вносить правки. Так происходит деградация спектакля – он, может быть, не становится хуже, но постоянно отдаляется от оригинала.

Версия оригинала

Знаменитый балетмейстер, в прошлом солист Большого театра и преподаватель мировых академий танца Юрий Васюченко не только начинал свою карьеру в Казахском национальном театре оперы и балета им. Абая, но и поставил здесь в последние годы несколько успешных спектаклей. Свою последнюю работу в тандеме с Вячеславом Окуневым, таким же известным художником-постановщиком из Мариинского театра, они представили публике, заявив, что это и есть первозданная «Жизель», задуманная Коралли и Перро. Ну или почти первозданная.

– Конечно, трудно утверждать, что вы увидите абсолютно точный оригинал, все-таки с тех пор прошло почти два века, но по крайней мере, мы хорошо почистили спектакль от всего лишнего, – продолжает Юрий Валентинович. – В 1977 году, будучи еще молодым человеком с незасоренной памятью, я работал с великими танцорами Константином Сергеевым и Натальей Дудинской – хранителями высокого искусства танца и многое за ними записывал. Теперь мне представилась возможность использовать эти заметки.

Адановскую «Жизель» московские постановщики, можно сказать, «обнулили» до заводских настроек. Но от этого спектакль нисколько не состарился на все свои 200 лет и не поскучнел, наоборот, стал более красочным, интересным и масштабным. Это мнение художественного руководителя балетной труппы КазНТОБ Гульжан Туткибаевой.

– В любом спектакле важна гармония. Танец, декорации, музыка, костюмы, свет – когда они находят единство, получается настоящее театральное представление, – делится Гульжан Усамбековна. – Сейчас балет танцуют более технично, но за этим нередко теряется дух постановки. Мы же стремились, чтобы артисты в первую очередь исполняли роли, а их технические возможности оставались только средством для выражения образа.

Для обновленной «Жизели» постановщики вместе с танцорами «уточняли» каж­дую мизансцену. Важно было, говорит худрук, чтобы артисты, люди молодые и современные, понимали, «о чем идет речь» в любовной трагедии эпохи романтизма. Так достигались большая выразительность, динамичность и «музыкальность». Восстановили подзабытые мелочи, например, более танцевальным стал выход возвращающейся с охоты свиты, обновилась партитура финала спектакля, от чего он из унылого превратился в насыщенный и выразительный.

– Он гораздо интереснее, и, на мой взгляд, именно такой многозвучный финал соответствует образу героя и задумке автора, – считает главный дирижер театра Ерболат Ахмедья­ров.

Театральный handmade

О главном из всего интересного в новом спектакле постановщики говорили почти как о сенсации. Дело в том, что самый тиражный классический балет в большинстве театров мира ставится без спецэффектов – летающая над сценой виллиса и восстающая из могилы Жизель «запрещаются» из соображений техники безопасности. В алматинском театре оперы и балета будет и та, и другая сцены. И это по-нас­тоящему завораживающее зрелище! Жаль, что совсем короткое.

– Мистика – суть второго акта «Жизели», и такие эффекты просто необходимы для поддержания нужной атмосферы, – говорит художник-постановщик спектакля Вячеслав Окунев. – Ради этого мы сделали наш балет более контрастным по стилю. Во многих постановках первый и второй акты не сильно отличаются по приемам. Мы провели между ними четкую границу: первое действие бытовое и очень реалисти­чное, с почти оперными костюмами и выраженной театрализацией – в общем, пышная история, и на ее фоне романтический второй акт стал воздушно-балетным, летящим, прозрачным. Такой контраст характерен для романтического балета. И этим мы тоже приближаем наш спектакль к оригиналу.

Один из самых известных современных художников театра Вячеслав Окунев своей новой работой в Алматы сделал зрителям совершенно роскошный подарок – атмосферная сценография, великолепные костюмы в стиле эпохи романтизма и декорации в буквальном смысле handmade. За что, кстати, маэстро не забыл поблагодарить мастеров и мастериц художественно-постановочной части.

– Живописные декорации уходят из практики театра, теперь уже мало кто умеет их писать, – поделился Вячеслав Александ­рович. – И то, что в алматинском театре взялись за эту сложную, кропотливую работу, когда каждый листочек для дерева, например, отдельно вырезается и нашивается на сетку, дорогого стоит. То же самое с историческими костюмами, их надо уметь шить, знать крой, технологию. Поэтому я благодарен мастерам за то, что они могут показать такое исключительное качество.

Для КазНТОБ обновленная «Жизель» – третья постановка балета за всю историю театра. Впервые главную роль в адановском спектакле исполнила незабвенная Галина Уланова в 1943 году, в следующий раз шедевр «переиздавали» только в 1978 году, но все это время «Жизель» не сходила со сцены театра им. Абая. Зрители ее обожают, артисты мечтают в ней танцевать. Настал новый звездный час для молодежи балетной труппы. Премьерный показ балетного бестселлера и в третий раз прошел в лучших традициях театра: с вдохновенной работой артистов, под овации зрительного зала.

Главную партию в «Жизели» с артистичной точностью и, само собой, технично исполнила звезда казахстанской сцены Жанель Тукеева. Роль ее вероломного соблазнителя графа Альберта получил Богдан Вербовой, и совершенно оправданно, в этом году талантливый и перспективный солист КазНТОБ номинирован на профессиональную премию «Бенуа де ла Данс», которую еще называют балетным Оскаром. Острохарактерной игрой расположил к себе Архат Аширбек, даже при том, что миссия лесничего Ганса в трагическом любовном треугольнике оказалась весьма сомнительной. Абсолютно убедительной в своем образе предстала Аружан Баратова – холодная и несговорчивая повелительница виллис Мирта.

Безукоризненно отработал самые сложные массовые сцены кордебалет, у которого в «Жизели», несомненно, одна из ключевых ролей, он был органичным, идеально станцованным и точным в мельчайших движениях. При этом виллисы, как и положено бесплотным субстанциям, казались невесомыми, воздушными и как будто прозрачными. Если уж призраки безвременно умерших девственниц существуют, то пусть они будут именно такими.

Популярное

Все
Бессмертный подвиг девушки-снайпера
Человек-легенда
«Ұлы дала жорығы»: 80-летию Великой Победы посвящается
Страховая медицина: вопросы без ответов
Стартовал первый в республике лесоклиматический проект
Посадили деревья в честь ветеранов
В гостях у стражей неба
Освоен выпуск футеровки для ГОКов
Героям-казахстанцам посвящается
Профессионал, с которым повезло работать
«Сырые» кадры аграрной отрасли не нужны
Реформы – ответ на запросы общества
На учебу – в Малайзию
«Келінжан» в новом сезоне
Пехотинцы из Казахстана обороняли Сталинград
Он защищал блокадный Ленинград
Личная и национальная память
Указ Президента Республики Казахстан О присвоении высших воинских и специальных званий, классных чинов
9 Мая
Спектр важнейших услуг
Полководец. Писатель. Патриот
Мажилис принял новый Налоговый кодекс
Прокуроры на фронте и в тылу – на страже закона и порядка
Будет ли в столице новый сквер?
Нацгвардия МВД РК отметила 80-летие Победы масштабной патриотической акцией
Фестиваль тюльпанов провели в ЗКО
Социальный автокараван проехал по селам
Гвардейцы обеспечивают порядок в зоне подтопления в СКО
В Астане готовятся к военному параду
Победившая в международном конкурсе солистка ансамбля «Гүлдер» поедет на обучение в США
Президент наградил ветерана дипломатической службы
В Казахстане повысят налог на прибыль для банков
Бизнес Сингапура инвестирует крупные и эксклюзивные проекты
Первый в Центральной Азии центр креативных технологий откроется в Астане
Они сражались за Родину
Международная автовыставка начала свою работу в столице
Супруги Куангали и на работу, и домой спешат с радостью
К исследованию озера Балхаш подключится Франция
Мангистау делает ставку на автотуризм
Свыше 10 миллиардов тенге направят на развитие животноводства в СКО
Самый отдаленный район Жамбылской области получит новый импульс развития
Улицы в честь ветеранов Великой Отечественной войны планируют назвать в Шымкенте
Акимат Алматинской области ответил на жалобу автомобилистов
Инновационный завод в Мангистауской области: от науки к практике
В Талдыкоргане 15 человек уже год ждут купленные «по предзаказу» телефоны
Нацгвардия отдала дань памяти военнослужащим Казбата
Ответственность за «овербукинг» вводят в Казахстане
Личный состав Нацгвардии перешел на летнюю форму одежды
Пятитомник «Каныш» – академическое собрание трудов первого президента Академии наук Казахстана
Бойцы Нацгвардии задержали около 5 000 правонарушителей
В Казахстане стартовало профилактическое мероприятие «Безопасная дорога»
В каких районах Астаны появятся новые школы
Аким области Абай проконтролировал ситуацию в селе Красный Яр
В лицее Шымкента хотели закупить 45 тысяч пачек бумаги на 90 млн тенге
Джей Ло едет в Астану
Ставить и достигать цели
Начато возведение крупного металлургического завода
Около 2 тысяч казахстанцев получили спецвыплату за вредные условия труда
Акмолинец выехал на встречную полосу прямо перед полицейскими
Почему огородик в Шымкенте стал дороже сайрамского гектара?

Читайте также

В двух городах пожилые люди не могли выбраться из своих ква…
Освоен выпуск футеровки для ГОКов
Премьеры трех балетов представят в рамках фестиваля «Операл…
Майра Салиева: «Работать честно и с усердием может каждый»

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]