В Алматы открылась выставка народного художника СССР Урала Тансыкбаева

709
Виктория Вовк

Урал Тансыкбаев родился в Ташкенте в многодетной казахской семье. Его отец Тансыкбай, наверное, вряд ли мог даже предполагать, что один из его сыновей станет художником, которого будут называть классиком советского Востока. Но, быть может, именно в этой трудовой среде, среди пыльных улиц старого Ташкента, среди тканей, орнаментов, ковров, плодов и лиц, впитавших южное солнце, мальчик впервые увидел главный сюжет своей будущей живописи – жизнь, как она есть.

фото Юрия Беккера

– Выставка к 120-летию Урала Тансыкбаева – событие действительно выдающееся, – отметила искусствовед Зельфира Трегулова. – Не только потому, что столь масштабная экспозиция художника проводится впервые за сорок лет, но и потому, что в этих залах словно собрана сама судьба человека, который прошел через авангард и классику, через боль войны и тишину горного пейзажа и остался честным в искусстве до самого конца.

Экспозиция объединяет фонды четырех крупных музеев Центральной Азии: Государственного музея искусств, Дома-музея У. Тансыкбаева (Ташкент), Нукусского музея им. И. В. Савицкого и Государственного музея искусств им. А. Кастеева.

Особенное место в творчестве Урала Тансыкбаева занимает тема Великой Отечественной. Он не просто писал о войне – он прошел ее сам. Эти впечатления оставили след не только в памяти, но и в живописи. Цветовая палитра данной серии его работ почти монохромна: серо-коричневая гамма, как пыль на сапогах и гарь на стенах. Но в этих тонах звучит не просто трагедия. В них – внутреннее сопротивление, достоинство, молчаливое понимание глубины происходящего.

И после войны он еще долго будет возвращаться к таким темам. Именно в это время меняется и его манера: он отходит от декоративности ранних работ, переходит к тональной живописи. Его горы, равнины, водные глади – уже не просто виды. Это размышления, это поиск.

А начинал он совсем иначе – с ярких, насыщенных цветом композиций, вдохновленных модернизмом, импрессионизмом, традициями народного искусства. В работах 1930-х годов отображал новое время, в которое верил. В полотне «Новое и старое» или в эскизах фресок стремился показать, как рождается будущее.

Но подлинная сила Тансыкбае­ва раскрывается в зрелом творчестве. Пейзажи 1950–1970-х годов – это уже не просто взгляд художника. Это взгляд человека, который многое понял. В картинах этого периода нет персонажей, но есть душа. Он пишет Аральское море, Иссык-Куль, берега Волги и Черного моря. Его палитра вновь становится яркой, но не кричащей – это свет внутреннего покоя.

«Я хотел, чтобы зритель растворился в природе, – говорил он. – Чтобы почувствовал свет, заключенный в одуванчиках и сирени, как в детских воспоминаниях. Для меня живопись – это не рассказ о человеке, а его присутствие в мире».

Выставка в Алматы – не просто ретроспектива. Это возвращение к важному разговору. О том, как художник может быть современным и вневременным. Как можно сохранить голос, не поддаваясь моде. Как возможно пройти через эпоху и остаться чистым.

Популярное

Все
ORDA: триумф во Франкфурте-на-Майне
Бадрисафа Байтурсынова, разыскивая мужа, дважды обращалась к жене Максима Горького
Музей Абая пополнился новыми экспонатами
Айтыс на Шелковом пути
Укрепляя безопасность и международный авторитет
Вместо зеленых зон расширяются парковки
Учебник – не просто книга
Осуществить мечту поможет государство
Нацелены на рост и развитие
Равнение на «Келешек мектептері»
Медпомощь становится оперативнее
Жанай Омаров: о времени и о себе
Наступает беззаботная пора
Атырауский завод выпустил 100-й грузовой вагон
Директор и бухгалтер школы в Шымкенте осуждены на 8 лет каждый
Тайны городского парка
Истоки тюркской письменности
Начались масштабные работы по благоустройству Талдыкоргана
Центральная Азия – регион больших перспектив и возможностей
Определены 100 лучших школ Казахстана по итогам года
Кызылординским студентам вручили направления на учебу в зарубежные заведения
Бесплатные кружки на грани закрытия
Объявлен обладатель «Золотой бутсы» сезона 2024-2025
В Пекине звучал кюй «Әлқисса»
В Жастаре построили ферму XXI века
Бектенову представили подходы по дальнейшему развитию Алматинского горного кластера
Новые спортивные объекты появятся в Атырау
Что мешает развитию ИИ в Казахстане
Потепление до 35 градусов ожидается в Казахстане
12 золотых медалей завоевала женская сборная РК по боксу на молодежном ЧА
Мощные ливни обрушились на Индию, есть погибшие
Мальки карпа отправили в водохранилище Туркестанской области
Трамп заявил о росте ожирения среди американских детей
Полководец. Писатель. Патриот
Строительство десяти крупных заводов по производству хлопка начали в Туркестанской области
Прокуроры на фронте и в тылу – на страже закона и порядка
Костанайская область – лидер РК по производству и экспорту продуктов питания
Служебные собаки Нацгвардии отличились на международной выставке
Нацгвардия МВД РК отметила 80-летие Победы масштабной патриотической акцией
В Казахстане резко изменится погода
Мажилис принял новый Налоговый кодекс
Три перекрестка временно закроют на ремонт в Астане
Дорога Атырау-Астрахань: завершающий этап
Будущее – за цифровыми активами
Железные дороги – национальное достояние и стратегический актив страны
Семья – духовный код нации
Трассу Жезказган – Петропавловск начали капитально ремонтировать в СКО
NASA подтвердило предсказание Стивена Хокинга о конце света
Блогеров арестовали в Астане за неудачную шутку в лифте
Жару сменят дожди в Казахстане
Аэропорт Уральска увеличивает количество рейсов
Свыше 4 тыс. военнослужащих приняли участие в военном параде в честь 80-летия Великой Победы
Три междугородних автобуса арестовали на трассе в Акмолинской области

Читайте также

Искусство вопреки репрессиям
«Соңғы аялдама»: антинаркотический спектакль показали в Аст…
Храброе сердце: музыкальную драму «Маншук» показали в Астане
Ансамбль «Гүлдер» выступит с новой программой в Астане

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]