В Алматы открылась выставка народного художника СССР Урала Тансыкбаева

3298
Виктория Вовк

Урал Тансыкбаев родился в Ташкенте в многодетной казахской семье. Его отец Тансыкбай, наверное, вряд ли мог даже предполагать, что один из его сыновей станет художником, которого будут называть классиком советского Востока. Но, быть может, именно в этой трудовой среде, среди пыльных улиц старого Ташкента, среди тканей, орнаментов, ковров, плодов и лиц, впитавших южное солнце, мальчик впервые увидел главный сюжет своей будущей живописи – жизнь, как она есть.

фото Юрия Беккера

– Выставка к 120-летию Урала Тансыкбаева – событие действительно выдающееся, – отметила искусствовед Зельфира Трегулова. – Не только потому, что столь масштабная экспозиция художника проводится впервые за сорок лет, но и потому, что в этих залах словно собрана сама судьба человека, который прошел через авангард и классику, через боль войны и тишину горного пейзажа и остался честным в искусстве до самого конца.

Экспозиция объединяет фонды четырех крупных музеев Центральной Азии: Государственного музея искусств, Дома-музея У. Тансыкбаева (Ташкент), Нукусского музея им. И. В. Савицкого и Государственного музея искусств им. А. Кастеева.

Особенное место в творчестве Урала Тансыкбаева занимает тема Великой Отечественной. Он не просто писал о войне – он прошел ее сам. Эти впечатления оставили след не только в памяти, но и в живописи. Цветовая палитра данной серии его работ почти монохромна: серо-коричневая гамма, как пыль на сапогах и гарь на стенах. Но в этих тонах звучит не просто трагедия. В них – внутреннее сопротивление, достоинство, молчаливое понимание глубины происходящего.

И после войны он еще долго будет возвращаться к таким темам. Именно в это время меняется и его манера: он отходит от декоративности ранних работ, переходит к тональной живописи. Его горы, равнины, водные глади – уже не просто виды. Это размышления, это поиск.

А начинал он совсем иначе – с ярких, насыщенных цветом композиций, вдохновленных модернизмом, импрессионизмом, традициями народного искусства. В работах 1930-х годов отображал новое время, в которое верил. В полотне «Новое и старое» или в эскизах фресок стремился показать, как рождается будущее.

Но подлинная сила Тансыкбае­ва раскрывается в зрелом творчестве. Пейзажи 1950–1970-х годов – это уже не просто взгляд художника. Это взгляд человека, который многое понял. В картинах этого периода нет персонажей, но есть душа. Он пишет Аральское море, Иссык-Куль, берега Волги и Черного моря. Его палитра вновь становится яркой, но не кричащей – это свет внутреннего покоя.

«Я хотел, чтобы зритель растворился в природе, – говорил он. – Чтобы почувствовал свет, заключенный в одуванчиках и сирени, как в детских воспоминаниях. Для меня живопись – это не рассказ о человеке, а его присутствие в мире».

Выставка в Алматы – не просто ретроспектива. Это возвращение к важному разговору. О том, как художник может быть современным и вневременным. Как можно сохранить голос, не поддаваясь моде. Как возможно пройти через эпоху и остаться чистым.

Популярное

Все
Когда глина оживает
Казахстан принял участие в работе 77-й Всемирной книжной выставки в Германии
Возрождая казахскую породу тазы
Так продлевали жизнь памятнику
«Моя духовная опора, мой ориентир...»
Большой футбол начинается с малых полей
Его Величество король вальса
Философия тенниса Зангара Нурланулы: шаг за шагом, матч за матчем
«Бойтесь данайцев…»
Была мельница – будет гостиница
Улытау открывают автопутешественники
Путешествие в историю, взгляд в будущее
Человек собаке друг? Пока только на словах
Закон Республики Казахстан О ратификации Соглашения
Закон Республики Казахстан О ратификации Соглашения
Закон Республики Казахстан О ратификации Соглашения
Лидеры в сегменте HoReCa
Чем гордится Рузама
Фартовый разведчик
От гуманности к жестокости?
Ошибка, которую нужно исправить: мажилисмен о запрете самосвалов на автодорогах
Кайрат» продолжает удивлять Европу и нас
Глава Белого дома показал Президенту Казахстана, как идёт строительство бального зала
Президент дал интервью The Washington Post и The New York Times
Соглашение о стратегическом партнерстве на $2,5 млрд: какие планы у John Deere в Казахстане
У школы – новоселье!
Заработал кирпичный завод
Казахстан и Соглашения Авраама: Этот шаг укладывается во внешнюю политику РК — Ильгар Велизаде
Все строго по правилам
Токаев и Трамп провели переговоры в Белом доме
Президент Казахстана принял участие в саммите «Центральная Азия – США»
В партнерстве государства и общества
ChatGPT Edu станет частью образовательной системы Казахстана
Лауреаты премии «Дарын» определены
В стране восстанавливают популяции редких видов животных
Тут рождаются новые имена
Интеллектуальную собственность – из тени
Илья Скуб назначен председателем комитета в Минтруда
27 проектов реализуют в ЗКО на возвращенные активы
Президент наградил Елену Рыбакину орденом "Барыс" III степени
Международный день анимации: гвардеец создал военный мультфильм
Гвардейцы — призёры Открытого Кубка Азии по дзюдо в Актау
Сюрприз на сцене: гвардейцы приготовили для родителей трогательный подарок
Отрасль, где гостеприимство – фактор успеха
Гвардеец завоевал золото на чемпионате Евразии по пауэрлифтингу
Жители Усть-Каменогорска построили мост методом асар
Рыбоперерабатывающий завод запустили в Кызылординской области
Новую школу на 1 200 мест открыли в ЗКО
Краснокнижного зверька засняли на видео в Алматинской области
Зампред КНБ отправлен в отставку
В Таразе продолжается обновление парка городских автобусов
В Астане состоялся показ фильма «Капитан Байтасов»
В ВКО выявили незаконную работу асфальто-бетонного завода
Зафиксирован рекордный урожай
Сильная духом и мастерством
Кызылорда с размахом отмечает свой день рождения
В Турции отменили статус «иностранцев» для тюркских народов
Шымкент растет и уверенно смотрит в будущее
Марат Ирменов назначен зампредом КНБ
О погоде в Казахстане на 16-18 октября сообщили синоптики

Читайте также

Калейдоскоп степных мелодий: ансамбль казахских народных ин…
Выставка «Кочевники во времени» проходит в ОАЭ
Есенин, Мольер и подарки от артистов: как встретили новый с…
«Шакарим»: премьеру музыкальной драмы о наследии гения пред…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]