В Астане зарождается новая культура пользования общественным транспортом

1864
Ксения Воронина
К началу нового учебного года, когда крупные города неизменно переживают транспортный коллапс, связанный с резким повышением интенсивности трафика, власти Астаны приняли несколько простых решений. Одним из них стал ввод выделенных линий для автобусов (бас-лейнов). Кроме того, до конца августа на улицах столицы появятся яркие экспресс-автобусы, которые будут курсировать по маршрутам в пяти самых востребованных направлениях.

Подробнее о новшествах и переменах, ожидающих столичную транспортную сеть, порталу Kazpravda.kz рассказал председатель правления ТОО "Астана LRT" Талгат Ардан.

ПОЛНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ

"Речь идет не только о пяти новых экспресс-маршрутах. Речь идет о модернизации системы пассажирских перевозок в целом. Мы провели масштабное исследование с привлечением международных специалистов, и в рамках их рекомендаций приняли стратегию, по которой экспресс-маршруты станут основным каркасом транспортной системы, до развития легкорельсовой сети. У нас вообще грядут очень большие преобразования в городском транспорте. Проанализировав предстоящую работу, мы точно знаем, что они все исполнимы. Кроме того, Президент и Правительство максимально поддерживают идеи, которые реализуются в акимате", – с этих слов начал разговор глава "Астана LRT". 

– Как возникла необходимость введения экспресс-маршрутов? 

– Городской транспорт состоит из обычных городских маршрутов. Он долгое время не менялся, и по ряду маршрутов, которые были достаточно традиционными, но, вместе с тем, длинными и не слишком удобными, предусмотрены изменения. Дело в том, что изменился сам город. Меняется корреспонденция поездок. С момента формирования столицы и до 2006 года основными направлениями маршрутов были – с юго-востока на северо-запад города. Основными хабами были железнодорожный вокзал и старый рынок. Сейчас корреспонденция значительно меняется– появился новый административный центр и новые зоны притяжения. Город растет по утвержденному генеральному плану, появляются новые районы и микрорайоны, назрела необходимость в изменении городских маршрутов.

Для оптимизации транспортной сети были привлечены очень серьезные международные компании и консультанты, которые помогли разобраться в этом деле. Это французская компания Systra – наш постоянный транспортный консультант, и испанская компания Typsa. У этих компаний большой опыт именно в транспортной отрасли. Это узкоориентированные фирмы, которые работают исключительно с пассажирским транспортом. Исследования проводились более года. Изучалось все – остановочные пункты, матрица корреспонденции, проводился опрос населения, и многое другое.

По итогам работы, акиматом Астаны были приняты изменения, после чего работа вошла в стадию реализации по изменению маршрутной сети города. Разработан второй пакет модернизации маршрутных сетей. Он будет состоять из порядка 15 маршрутов. Все это будет реализовано в конце августа–начале сентября. Будет и  третий этап, в ходе которого количество маршрутов будет расширено до 75.

Также в своих рекомендациях консультанты выдали решение по применению экспресс-сообщений, которое мы сейчас реализуем.

55deea1b3ef6f1440672283.JPG

ЭКСПРЕСС-АЛЬТЕРНАТИВА АВТОМОБИЛЮ И ПРЕДШЕСТВЕННИК МЕТРО

– Но ведь в Астане уже действовали экспресс-маршруты?

– Все верно. Изначально было три экспресс-маршрута: это 52, 53 и 54. Затем 53 был закрыт из-за низкого спроса. 52 и 54 по-прежнему курсируют по городу. Но когда мы запустим новые экспресс-маршруты, 52 будет убран с линии, чтобы не было дублирования, а 54 будет сокращен и уже не будет являться экспрессом.

Разрабатывая новые экспресс-маршруты, мы учли современные потребности города, новые точки притяжения. Вся суть экспресса – это быстрый маршрут с меньшим количеством остановочных пунктов, повышенными скоростными показателями и с более высоким тарифом. Это стандарт, который работает практически во всем мире. И, при грамотной организации, он является высокооэффективным. 

Астана – быстрорастущий город. С учетом ротации, можно сказать, что здесь уже миллион жителей, гостей города, людей, которые приезжают на заработки. Как вы знаете, уже начата реализация проекта "легкого метро". Президент поставил задачу, и акимат города реализует ее. Первую ветку легкорельсового транспорта запустят уже в 2017 году.  В будущем вся ветка "легкого метро" будет составлять порядка 50-60 км. Это вторая и третья очередь. То есть большая магистральная линейная система.

Но до ее прихода городу крайне необходимо наличие скоростных маршрутов. Во-первых, это выгодно для горожан, особенно для тех, кому приходится добираться в центр из отделенных уголков Астаны. Хочу отметить, что и сейчас общественный транспорт является очень востребованным. У нас невероятная мобильность жителей. Это подтверждается тем, что при существующих площади и количестве населения 35% людей выбирают общественный транспорт. Это неплохой показатель. Но в перспективе достижение 45-50% – именно такой охват демонстрируют лучшие примеры международной практики. 

Касательно экспресс-маршрутов. Уже сейчас мы видим, что в ряде случаев люди отдадут предпочтение поездке на общественном транспорте, нежели на автомобиле или такси, при условии, что поездка будет более дешевой, комфортной и займет не слишком много времени.

55deea330bebd1440672307.JPG

– Как вы планируете достичь этих показателей?

– Это достигается в первую очередь созданием условий для общественного транспорта – нужно изменить в целом отношение населения к общественному транспорту. Для этого, как я уже говорил, необходимо повышать уровень комфортности и доступности. В это входит: улучшение инфраструктуры, выбор лучшего подвижного состава, а также ввод лучших сервисов, которые можно предложить в  рамках пассажирских перевозок. А также большую роль играет гарантированный график, своевременное прибытие в заданную точку.

Кроме того, в планах – разработать  мобильное приложение, которое поможет жителям и гостям столицы легко и быстро подобрать необходимый маршрут.

Если есть хороший общественный транспорт, то люди предпочтут его. Это доступно, комфортно, более безопасно. Есть очевидная разница между поездкой на автобусе, большой машине, которую ведет профессиональный водитель, прошедший предрейсовый осмотр – медицинский, технический. И другое дело таксомотор, и хорошо, если он легальный. Ведь сейчас много нелегальных перевозчиков.

Более эффективное использование общественного транспорта решает множество сопутствующих проблем. Полная вместимость одного автобуса – около 100-110 человек. То есть, это – 70 машин со всеми вытекающими отсюда негативами – это пробки, загрузка города, шум.

55deed7ee45271440673150.JPG

– Стали ли женщины с детьми чаще пользоваться общественным транспортом в свете закона об обязательном использовании автокресел?

– Я думаю, что автобус – это хорошее решение для перевозки детей. Я уже говорил о безопасности. Кроме того, в современных автобусах предусмотрены просторный салон, низкая посадка, специальные места для багажа и детских колясок, система посадки и высадки строго на остановочных комплексах. Кроме того, вы можете заметить, что в основном в автобусах люди сидят. Практически ушло это скопление, которые в народе называют "как селедки в бочке". У нас еще остались маршруты, с которыми мы разберемся в ближайшее время. Впервые за всю историю мы применили коэффициент комфортности: большие окна, чистые свежие сиденья, чистый салон, очень тихие машины, комфортная температура, зимой стекла не покрываются льдом – все это вызывает очень хорошие эмоции. В целом вы чувствуете себя пассажиром современной столицы.

НОВАЯ КУЛЬТУРА ПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМ ТРАНСПОРТОМ

– После введения wi-fi в автобусах общественный транспорт набирает обороты популярности у молодежи. 

– Скажу больше - скоро wi-fi появится и на автобусных остановках. А к зиме у нас по городу будут установлены закрытые отапливаемые остановки. Возможно, скоро у нас появится своеобразный тренд и совершенно новая культура пользования городским общественным транспортом.

– Большой минус общественного транспорта в том, что время его работы ограничено. Не планируете ли вы вводить круглосуточные маршруты?

– Такие планы действительно есть. Уже в текущем году мы планируем вводить ночные маршруты. Они будут работать с 23:00 до 05:00. Для этих автобусов в настоящее время разрабатываются тарифы и схемы движения.

– Почти месяц прошел с момента ввода выделенных линий для автобусов. Насколько удобным стало это решение?

– Наши экспрессы будут пользоваться как бас-лейнами, так и обычной проезжей частью. Выделенные линии – это хорошая рабочая схема. Не скрою, мы с большим удовольствием наблюдали за внедрением двух улиц. И сейчас аким поставил задачу продолжать этот проект, ввести систему выделенных линий на еще нескольких улицах. Всего порядка 23-25 улиц будет покрыто за 2 года. Это очень хороший стандарт.

Бас-лейны удобны для пассажиров – нет пробок. Кроме того, это дисциплинирует самих водителей автобусов – они не имеют права выезжать за линию. В-третьих, нет гонок и обгонов – автобус идет за автобусом. Также бас-лейн очищает город от стоящих вдоль дорог машин, убирает несанкционированные парковки. 

Для автомобилистов тоже есть свои плюсы – автобусы им теперь не мешают. Ушел риск сопутствующих дорожно-транспортных инцидентов.

ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ И МАРШРУТЫ ЭКСПРЕСС-СООБЩЕНИЙ ГОРОДА АСТАНА

55dee7de9e2aa1440671710.jpg

55deedb65b0c11440673206.JPG

Популярное

Все
Адвокат Бишимбаева попросил удалить из зала суда людей с надписями на футболках
Склад загорелся в алматинском "Атакенте"
Бектенов: В единстве и солидарности – могучая сила нашего народа
Первый казахский детский сад открыли в США
Крупный складской комплекс и теплицу с новыми технологиями откроют в Шымкенте
Массовая гибель скота и урожая зафиксирована в Южной Африке
Ещё одно дело Гульмиры Сатыбалды передали в суд
Вопросы защиты наследия тюркской культуры обсудили в Азербайджане
36 человек погибло при обрушении трассы в Китае
Фонд памяти Салтанат Нукеновой появился в Казахстане
10 человек стали жертвами сильнейшего наводнения в Бразилии
Рекорд Месси побили в Лиге чемпионов
Обновился рейтинг WBA
Медицинский поезд «Саламатты Казахстан» отправился из Астаны в аулы
Казахстанцы смогут добровольно отказываться от банковских займов и микрокредитов
Дом дружбы в Актау принимал эвакуированных
Пилот Air Astana в состоянии наркотического опьянения был задержан в аэропорту Алматы
Тест на прочность: держаться вместе!
Волонтерство – элемент национального характера
100 новых домов начали строить в СКО для пострадавших от паводков граждан
Шестую с начала года нарколабораторию ликвидировали в Алматинской области
Токаев: Чистота городов и сёл Казахстана должна стать образом жизни
Большая вода: принимаются меры для стабилизации цен в пострадавших регионах
Казахстанским компаниям стало проще выигрывать конкурсы закупок субъектов естественных монополий
Волонтеры тоже нуждаются в заботе
Юные гости восхищаются пейзажами Алматинской области
Полицейский спас жизнь ребенку
У границы фуры ходят хмуро
Рыбакина уверенно обыграла итальянскую соперницу на супертурнире в Испании
Гибель детей при пожаре в Индере: арестован поджигатель квартиры
Почему Александр Невский с Ордой не ссорился?
В Казахстане дешевеют яйца
На весенне-полевые работы аграриям требуется 1,5 трлн тенге
Долговечность строений зависит от качества стройматериалов
Навигация открылась на судоходных водных путях в Казахстане
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева
На Петропавловск идет огромный поток
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Когда в Астане отключат отопление
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева

Читайте также

О страновых ценностях и нерушимости единства
Важная задача АНК – формирование «правильных ценностей»
Четвертая промышленная: возможно, скоро блокчейн заменит мо…
Насилие не оправдать!

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]