В интервью агентству «Хабар-24» Президент дважды упомянул о кадровых вопросах.
Первый раз в контексте подготовки специалистов для отечественного рынка труда в целом. Второй – когда речь шла о необходимости обновления кадрового состава в системе государственного управления.
На самом деле в стране действительно имеет место разбалансированность рынка труда. И причиной тому отчасти послужила мало прогнозируемая и слабо управляемая система подготовки кадров. То есть увеличивалось количество специалистов одних профессий в ущерб другим.
Нуждается в пересмотре и качество подготовки. Накопилась критическая масса специалистов с прекрасным (по международным стандартам) образованием, но очень небольшим практическим багажом компетенций, применимых к отечественному рынку труда.
Именно поэтому Глава государства поручил пересмотреть программу подготовки кадров, в том числе и за рубежом. Кроме того, уже не первый год разрабатывается система прогнозирования потребностей рынка труда. Форматы ее различные – от сухих министерских таблиц до наглядных атласов профессий. Эти прогнозы закрывают вопросы профессиональной ориентации и позволяют управлять государственным образовательным заказом.
Предстоит продолжить работу по вовлечению работодателей в процессы подготовки кадров в формате дуального обучения, шефства над учебными организациями, грантовой и стипендиальной поддержки учащихся.
Есть и географический дисбаланс. Сегодня основная рабочая сила проживает в южных регионах, а потенциальные предприятия – доноры рабочих мест сосредоточены на севере и западе страны. Программы управляемой трудовой миграции, к сожалению, не дали желаемого эффекта. Думаю, в ближайшее время они будут пересмотрены и усовершенствованы.
Второй момент, который также касается кадров, но несколько в другом контексте, – это «голод», который имеет место быть в системе госуправления. Особенно остро он ощущается с учетом темпов проводимых Главой государства реформ. И чем больше будет их глубина и продолжительность, тем выше будут требования к новым руководителям.
При этом для сегодняшней реальности наиболее востребованы, как сейчас принято говорить, мультипотенциалы. То есть те люди, имеющие разноплановые интересы и соответствующий бэкграунд, который они могут легко использовать в своей работе.
Несколько больших шагов относительно удлинения «скамейки запасных» в системе госуправления уже сделаны – это элемент планового рекрутинга в формате молодежного кадрового резерва. Из личного опыта могу сказать, что в своей жизни опиралась исключительно на такие открытые и доступные проекты. И это один из самых эффективных инструментов, особенно для представителей регионов.
Усиление привлекательности самой государственной службы не с точки зрения «доступа к ресурсам», а с точки зрения достойно оплачиваемой работы с перспективами роста ожидаемо после полноценного внедрения факторно-балльной шкалы.
В активных гражданах нуждается не только государственный аппарат, но и институты местного самоуправления, представительная ветвь власти. О резервах активно думают общественные институты, включая политические партии.
Поэтому особое внимание к кадровым вопросам в нашей стране будет сохраняться еще долго, и наша задача обеспечить законодательную основу восстановления баланса на рынке труда.