В Восточном Казахстане бизнес рассчитывает на партнерство с государством в возрождении пассажирских перевозок по воде

1113
Галина Вологодская

Речное «шоссе»

Идею рейсов и круизов по Иртышу предложила компания, запустившая в 2020 году речные трамвайчики в Усть-Каменогорске. Здесь изучили рынок, спрос. И пришли к выводу: по воде мог­ли бы путешествовать даже не тысячи, а десятки тысяч человек.

По словам директора ТОО Ксении Беловой, для начала можно запустить рейсы на Бухтарминское водохранилище с остановками по требованию в бухтах, на пляжах, базах отдыха. Можно доставлять на катерах и теплоходах отдыхающих, купивших путевки в пантолечебницы и гос­тевые дома Катон-Карагайского и Курчумского районов – путь по Иртышу куда приятней, чем по раскаленной автотрассе. «Водные круизы – это новое качество туризма в регионе», – отметила предприниматель.

Собственно, еще лет 30–35 назад Верхний Иртыш был оживленной транспортной артерией. Перевозки были настолько интен­сивными, что перед шлюзами выстраивались очереди. Пассажирскому флоту был зеленый свет, грузовой мог ждать по 12 часов и больше. Теплоходы встречались и расходились каж­дые 5–10 минут. По архивным сведениям, в конце 1980-х за навигацию, то есть примерно за полугодие, водные суда перевозили число пассажиров, равное населению области – около полутора миллионов человек. По реке мчались крылатые «Ракеты», «Метеоры», «Восходы», «Беларуси», «Полесье». Действовали пять маршрутов, связывающих Усть-Каменогорск по Иртышу с Серебрянском, Зыряновском, Большенарымским, Курчумским, Зайсанским районами.

Снимки стремительных белоснежных красавцев на синей глади реки открывали все городские фотоальбомы и наборы открыток. С началом навигации на реке зажигали бакены, по ночам в круге света над ними порхали мотыльки...

В кризисные переходные 1990-е речные перевозки сошли практически на нет. Верх­не-Иртышское пароходство обанкротилось. Сказались и неплатежеспособность крупных предприятий-грузоотправителей, и отток населения, и рост тарифов на шлюзование, и многое другое. В середине нулевых берег в поселке Прибрежном, где раньше ремонтировали и строили суда, превратился в берег погибающих кораблей. Десятки теплоходов и барж годами ржавели без дела. Тем не менее даже в самые сложные годы специалисты не теряли веры в возрождение судоходства.

– Обязательно вернется! – высказывал в свое время убеждение руководитель судостроительно-судоремонтного завода в поселке Прибрежный Юрий Иванов. – Во всем мире река – самая выгодная транспортная артерия. Пос­ле того как начал действовать шлюз на Шульбинском водо­хранилище, по сути, открылся сквозной судоходный путь от Китая до Северного Ледовитого океана. Баржи могут подниматься до Черного Иртыша, то есть до Поднебесной. Это же намного дешевле, чем строить и ремонтировать дороги, перевозить товар на грузовиках. Туристы могут путешествовать по всему Зайсан-Иртышскому бассейну и Оби. Потенциал огром­ный!

Туристическая «фишка»

В компании, предложившей круизные и трансферные рейсы по Зайсан-Иртышскому бассейну, искренне рассчитывают на поддержку местной власти.

По словам Ксении Беловой, на первых порах можно запустить два катера вместимостью 12–15 пассажиров, с комфортными каютами, кинотеатром, сауной. Для этого необходимо восстановить причал в селе Ново-Хайрузовка в Катон-Карагайском районе, а также решить вопрос с арендой или лизингом теп­лоходов. Подходящие суда есть – здесь же в Восточном Казахстане, никуда за ними не надо отправляться. Один из катеров, правда, на сегодня находится под арестом по делу о хищениях на усть-каменогорском автосборочном заводе. Речники готовы эксплуатировать судно, чтобы оно не простаивало, приносило доход. Словом, без помощи государства не обойтись.

– Мы можем получить теплоходы на условиях государственно-частного партнерства или в лизинг, под грантовое финансирование, в аренду, – перечислила варианты руководитель. – Мы хотим не просто доставлять пассажиров, а организовать путешествия по Бухтарминскому водо­хранилищу – на мыс Шекельмес или выход цветных глин Киин-Кериш. Все это было раньше.

По данным Региональной палаты предпринимателей, сейчас в областном акимате идет работа над новой концепцией развития туристической отрасли Восточного Казахстана. Возможно, водный туризм займет в ней отдельный самостоятельный раздел.

– Иртыш – это преимущество востока страны, – заключила Ксения Белова, – это наша туристическая «фишка». У нас по реке прямое сообщение с Россией. Даже если будет всего два катера, они могут перевозить четыре тысячи человек за навигацию. Население Усть-Каменогорска уже больше 350 тысяч, летом сотни тысяч отдыхающих сюда приезжают. Нам, если честно, не два теплохода нужно, а сто. Больше тридцати лет река почти не работает. Пора возрождать водный транспорт.

Популярное

Все
Труп мужчины нашли рядом с трассой в Шымкенте
Алихан Смаилов провел совещание по вопросам развития Шымкента
В Шымкенте за получение взятки задержан работник отдела образования
Скончался известный казахстанский композитор Арман Дуйсенов
Ерке Есмахан и Raim поженились по исламскому обряду
Десятки тонн овощей, выращиваемых в теплицах, замерзли в Шымкенте и Туркестанской области
Школьника убили в Алматы
Парень и девушка погибли в Шымкенте
Токаев прибыл в Костанайскую область с рабочим визитом
Новый вид мошенничества придумал житель Шымкента и успешно опробовал его на таксистах
ЦИК РК: Семь партий допущены к выборам депутатов Мажилиса Парламента
Коммунальщики Алматинской области жгут старые автомобильные покрышки, чтобы отогреть перемерзший водопровод
Легализация иностранных автомобилей стартовала в Казахстане
Токаев высказался о коммунальной проблеме страны
Предприниматель Алматинской области перевел лжесотруднику Антикора 1 миллион тенге
Подъездные железнодорожные пути переходят в госсобственность Казахстана
Казахстан завоевал шестую медаль зимней Универсиады-2023
На КПП "Кордае" КНБ пресек попытку провоза крупной партии ювелирных изделий
В трагические дни января 2022 года Талдыкорган облетела тяжелая весть: совершено нападение на СИЗО
В Костанае ребенок умер после введенного ему наркоза
Президент запустил производство автомобилей Kia
В Костанае мужчина сжег себя в подъезде жилого дома
Поздравление Главы государства Касым-Жомарта Токаева с Новым годом
Неподалеку от Семея есть место, которое уже на протяжении трехсот лет привлекает людей
Какая погода ожидается в Казахстане в январе
Новые подробности в деле об убийстве 4-летнего ребенка в Актобе
Казахстан и Узбекистан подписали Дорожную карту на 37 инвестиционных и торговых проектов
Токаев подписал поправки в конституционные законы
Даурен Косанов назначен главнокомандующим Силами воздушной обороны ВС РК
Ключевые организаторы январских беспорядков установлены – генпрокурор
Институт банкротства физических лиц ввели в Казахстане
Назначен новый министр культуры и спорта Казахстана
Стали известны имена обладателей госстипендии в области культуры
Токаев сменил министра просвещения Казахстана
"Трое детей убили себя из-за игры в TikTok" – на рассылку ответили в МВД
Подросток из Хромтау скончался при странных обстоятельствах в лагере в Боровом
Многие знаменитости, чья слава перешагнула рубежи республики, утверждают: чтобы овладеть языком, в том числе и казахским, достаточно читать хорошие книги
Компании, управляющие жилыми многоквартирными домами, должны быть сертифицированы
Азамат Ескараев возглавил Министерство юстиции Казахстана
Девочку-подростка жестоко избили сверстницы в Талдыкоргане – комментарии полиции и акимата
Нурсултан Назарбаев перенес операцию на сердце
Айдар Жарылганов возглавил отдел в администрации президента Казахстана

Читайте также

Общество
Как призывникам получить отсрочку по кредитам, рассказали в…
Общество
В Минкультуры РК ответили на предложение отложить введение …
Общество
Заключенному дали еще один срок за пропаганду терроризма в …
Общество , Образование
Отслужившие в армии могут бесплатно учиться в вузах в Казах…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]