Весна, которая не кончается

1951
Виктория Вовк

В Национальном музее искусств им. А. Кастеева открылась выставка Индиры Бадамбаевой

фото Юрия Беккера

Весна, которой не нужно ждать, которая не привязана к числам и календарям, – такая она в работах казахстанской художницы Индиры Бадамбаевой. Ее новая персональная выставка «Вечная весна» – не просто живопись, а форма внутреннего мироощущения. Вглядываясь в ее полотна, будто видишь, как распускается сирень, слышишь, как дышит сад, где никогда не наступает осень.

В экспозиции – 22 работы, охватывающие 17 лет художест­венного пути: от раннего «Порт­рета Дины», написанного в студенчестве, до цветочной серии последних лет. Лилии, дельфиниумы, одуванчики, сирень, ромашки – привычные цветы алматинских улиц – здесь обретают другой смысл. Они не срезаны и не стилизованы. Они живут. Каждая кисточка света, каждый перелив тени в этих картинах – не просто отражение реальности, а попытка коснуться тонкой ткани жизни, ускользающей и неуловимой, как утренний запах шиповника.

Индира Бадамбаева родилась в Семее, на берегу Иртыша. Окончила Казахский национальный педагогический университет им. Абая, где ее дипломную работу в духе лирического реализма отметил народный художник Казах­стана Мухамедханафия Тельжанов. Там же она завершила магистратуру. Эта школа – с ее вниманием к форме, цвету и внутренней выразительности – сформировала характер творческого почерка художницы.

С 2006 года Бадамбаева активно участвует в художественной жизни страны. За ее плечами несколько персональных выставок – «К живописи», «Солнечные ночи, прохладные дни», «Грезы о весне»…

Но «Вечная весна» – это, пожалуй, самая камерная и созерцательная ее коллекция. Это не выставка в привычном смысле, а скорее прогулка по саду, который существует не во времени, а в состоянии. Весна здесь не как сезон, а как дыхание, как чистота, как тихое внутреннее пробуждение.

– Дело в том, что в натюрморте ты ощущаешь присутствие человека – по драпировкам, тканям, мебели, вазам, – говорит Индира Бадамбаева. – Ты можешь догадаться об эпохе, когда этот натюрморт был создан. И присутствие человека абсолютно неоспоримо. В то время как мне хотелось добиться ощущения вне времени и вне эпохи. Я хотела меньшего влияния человека на природу. Хотела, чтобы зритель растворился в природе, чтобы он находился в этом состоянии подобно тому, как зрители смотрят работы Моне. Сирень и одуванчики стали для меня не просто объектами, это возможность передать состояние. Когда я пишу сирень, свет буквально поглощен цветами. Когда я изображаю одуванчики, он заключен в этих шарах света. Одуванчики – это самые первые цветы. Для меня это абсолютный образ из детства. Самые волшебные, бесплатные и самые первые. Именно поэтому рядом с цветами – детские порт­реты. Портреты Алины, Дины, Айши – это продолжение одной и той же мысли о детстве, нежности, бесконечной весне, нескончаемом лете...

В работах Индиры Бадамбаевой нет жанровых ориентиров и предметной конкретики – только сад вне календаря, где цветение становится метафорой безвременья. Композиции построены так, что свет не освещает объекты, а исходит от них. Влияние импрессионистов, особенно Клода Моне, ощутимо, но художница стремится не к мимолетности, а к устойчивому, почти сакральному ощущению весны.

«Весна живет внутри», – говорит она. И действительно, «Вечная весна» – это не выставка о цветах, это размышление о состоянии души, которая не стареет. О взгляде, который остается живым. О художнике, который слышит, как расцветает мир.

Популярное

Все
Закон и Порядок – основа созидания Справедливого Казахстана
Новый завод открыли в Атырау
Годовая мощность ветряной станции в Жезказгане составит 330 млн кВт·час
В Жезказгане построят современный Дворец школьников
Под сенью Вечно Синего Неба
ИИ управляет природными рисками
Токаев провел встречу со спикерами парламентов стран – участниц ТюркПА
Госаудит выявил нарушения на всех этапах процесса обеспечения лекарствами
Выступление у озера Копа
Атомная энергетика: реалии и перспективы
Международная летняя онлайн-школа стартовала в Шымкенте
Президент Казахстана выразил соболезнование Премьеру Индии
Молочный флагман республики
В Актобе празднуют 100-летие Алии Молдагуловой
Возобновляется пожарный контроль при вводе в эксплуатацию объектов высотой более 28 метров
С «Дядей Ваней» – в Мелихово
Евразийский фонд стабилизации и развития отказывается от доллара и евро
Зов предков: башкирская группа Ay Yola выпустила новый клип
Транспорт и логистика – драйвер международного партнерства
Здесь будут растить казахстанских Пеле
Новая трикотажная фабрика работает на полную мощность
В Семее суд вынес решение о сносе 12 новых жилых комплексов
В Костанайской области строится завод по производству автокомпонентов
Атырауский завод выпустил 100-й грузовой вагон
Три междугородних автобуса арестовали на трассе в Акмолинской области
Впервые в Атырауской области для борьбы с саранчой задействуют беспилотники
Антикор отреагировал на жалобы водителей фур в Актюбинской области
Начались масштабные работы по благоустройству Талдыкоргана
Директор и бухгалтер школы в Шымкенте осуждены на 8 лет каждый
Объявлен обладатель «Золотой бутсы» сезона 2024-2025
Гвардеец из Астаны стал героем соцсетей после трогательного поступка на параде
Тайны городского парка
Назначен новый министр обороны Казахстана
Миллионы литров воды ежедневно утекают из-за нарушений в Жамбылской области
В Атырауской области начался прием заявок на льготную ипотеку для медиков
Алматинские врачи столкнулись с редчайшей патологией в мире
Аграрии Туркестанской области собирают первый урожай арбузов
Жителя области Жетісу пожизненно лишили водительских прав
Цифровая трансформация транспорта – путь к экономическому росту
Новый рекреационный парк открыли в Сатпаеве

Читайте также

Искусству не нужен переводчик
Столичный театр отправится на гастроли в Алматы
Человек, который шел вверх
Палитра времени

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]