«Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана…»

1446
Сергей Наговицын

Эти строки из стихотворения Владимира Мая­ковского – первое, что вспоминается при посещении выставки Саяна Байгалие­ва Matte(r)reality в Государственном музее искусств им. А. Кас­теева. А еще приходит осознание – тут что-то не так. Ничего сверхординарного, что не вкладывалось бы в современные концепции постпостмодернизма здесь нет, все вроде бы выглядит вполне органично. Но проблема в том, что органичность эта где-то на грани фола. А может, и немного за этой невидимой гранью.

фото Юрия Беккера

Вот, скажем, картина «Пополам». С одной стороны, это единое цельное произведение. Но только с одной стороны. На деле же это две самостоятельные и вполне самоценные работы. Выглядит это так, будто бы цельное изображение натюрморта отражается как бы через призму расколотого на две части зеркала. Но зеркала нет, а у каждой части вроде бы единой картины своя собственная перспектива, свой размер, своя геометрия.

Или, например, «Из комнаты»: вроде, кроме монументальности и размеров работы, составленной из пяти самостоятельных холстов, ничего не предвещало шедевра, но при взгляде на нее трижды ломается перспектива, а вырастающая прямо из самой картины скульптурная композиция создает практически бесконечное число ракурсов. То есть все зависит от точки, где находится созерцатель.

– Густые борозды масляной краски одновременно и очень физические, похожие на экс­прессивные полотна Жанатая Шарденова и Кацуо Ширага, но также и нарочито искусственные – чем-то напоминающие столь популярные в последние годы оцифрованные мультимедийные выставки Ван Гога или Рене Магритта, – говорит куратор выставки, арт-консультант Владислав Слудский. – При этом важно отметить, что в случае с Байгалиевым речь идет как раз о процессе, обратном цифровизации: произведения только выглядят так, как будто они «вывалились» с экранов студии Ghibli или фильмов Ральфа Бакши. На самом деле их природа предельно каноническая, что видно через использование таких материалов, как масло, холст. Интересно и то, что художник работает в основном с натюрмортом – древнейшим жанром, известным своей способностью запечатлевать эпоху, статус владельца и даже политический климат страны. Нарисованный мир Байгалиева – это еще и оптическая иллюзия, визуальный трюк, попытка испытать ожидания глаза.

С последним трудно не согласиться. Работа «Внутри прост­ранства» помещает зрителя в полномасштабные декорации. Опять скульптура перетекает в холсты. Ты стоишь в комнате и видишь в буквальном смысле окружающую реальность глазами художника. При этом все настолько детально и абстракт­но одновременно, что по ощущениям это похоже на момент, когда вы застряли в текстурах виртуальной реальности.

– Вот видите божью коровку на ручке стула у мольберта? – раскрывает секреты Саян. – Она здесь совсем не продукт художественного вымысла. Просто в процессе работы над данным проектом в студию залетела реальная божья коровка и села прямо вот тут. Я не мог это пропустить. Еще момент: видите контуры теней на столе? Не то чтобы я рисовал эти тени... Включаем искусственное освещение, и вы видите, что свет сам как бы дописывает картину. Контуры я наметил, чтобы на выставке можно было правильно установить освещение, и тогда с помощью света тени ложатся именно там, где должны, дописывая детали уже за меня...

Саян Байгалиев родился в селе Беткудук, учился в школе-интернате и колледже при КазНАИ им. Т. Жургенова по специальности «станковая живопись».

– То есть где-то с 12 лет я жил далеко от родного дома, – говорит художник. – Потом поехал в Питер, там не задалось, переехал в Москву. Там окончил Государственный академичес­кий художественный институт имени Сурикова. Изучал музейную практику в Париже.

Саян Байгалиев – резидент 9-го сезона Открытых студий ЦСИ «Винзавод», выиграл приз JacksonPainting 2021 в категории «Сцены из повседневной жизни» (Лондон), принимал участие в групповых биеннале в Великобритании, Швейцарии, Франции, Израиле, Корее, Катаре и Турции.

Популярное

Все
Астана ждет Comic Con
В Караганде осудили женщину, которая отдала своих малышей в приемные семьи
А будет ли музей?
Возможности ИИ усугубляют риски
В Литературно-мемориальном музее Достоевского проходит выставка «Старый Семей»
Стирая границы и стереотипы
Сократилась задолженность медорганизаций
Его благословил сам Кенен Азербаев
В Талдыкоргане установили музыкальный рекорд
Спортивный вихрь Qyzyljar 2025
Внедряются стандарты Smart City
Вместе с водой уходит жизнь
Выявлены нарушения по нацпроекту «Келешек мектептері»
Дрон летает... под землей
Боевые задачи в мирных условиях
Молодежь против наркотиков
В Семее состоялся инвестиционный форум
Какая она – промышленность будущего?
В республике появится сеть региональных травматологических центров
Улучшилась криминогенная ситуация
В Павлодаре выявлены грубые нарушения в работе филиала Национального центра экспертизы
На краю пропасти: как остановить человека от последнего шага
Три молочно-товарные фермы построили в Костанайской области за год
Очередной циклон с дождями и грозами надвигается на Казахстан
Из Рабочего поселка – в Париж
Очередной циклон надвигается на Казахстан
Когда региональная сила становится мировым аргументом
К 1 января 2026 года Минтруда пересмотрит размер минимальной заработной платы
55 млн сеянцев высадили в лесном фонде Костанайской области за 4 года
В столице открылась фотовыставка «Моя Астана: от прошлого к будущему»
Fortebank покупает Home Credit Bank
Каждый закон, принятый в Мажилисе, разработан при активном участии фракции AMANAT
Завод по выпуску хлопьев и круп строят в СКО
Реформу надо завершить
21 предприниматель оштрафован в этом году в Костанае за превышение торговой надбавки
Определены победители медиа-премии партии AMANAT
Депутаты утвердили отчет Правительства об исполнении республиканского бюджета за 2024 год
Как интернет-мошенники обходят блокировки?
Казахстан возьмет заем у МБРР для «сокращения цифрового неравенства между городом и селом»
Постановление
Новая трикотажная фабрика работает на полную мощность
В Семее суд вынес решение о сносе 12 новых жилых комплексов
В Костанайской области строится завод по производству автокомпонентов
День столицы: сколько дней отдохнут казахстанцы в начале июля
Антикор отреагировал на жалобы водителей фур в Актюбинской области
Алматинские врачи столкнулись с редчайшей патологией в мире
Назначен новый министр обороны Казахстана
Аграрии Туркестанской области собирают первый урожай арбузов
Закон и Порядок – основа созидания Справедливого Казахстана
В Атырауской области начался прием заявок на льготную ипотеку для медиков
Жителя области Жетісу пожизненно лишили водительских прав
Новый завод открыли в Атырау
Алматинцев предупредили о неспокойной ночи
В Приаралье появится сеть метановых автозаправок
Годовая мощность ветряной станции в Жезказгане составит 330 млн кВт·час
В Жезказгане построят современный Дворец школьников
Закон Республики Казахстан
В Уральске реконструируют набережную
Главе государства показали пассажирский вагон казахстанского производства
Развитие химической отрасли в Жамбылской области набирает темпы

Читайте также

Государства-члены СВМДА украсили штаб-квартиру в Астане кул…
В Актау прошел фестиваль, объединивший мастеров тюркского м…
«Мағжан оқулары-2025» вновь собрал талантливую молодежь
Международный фестиваль театров кукол «Куралай» проходит в …

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]