Язык – путь к осознанию нации

1173
Беседу вела Любовь Доброта

Сделать язык государственным не только по закону, но и по духу – в этом видит свою миссию учитель казахского языка и литературы средней школы № 43 города Шымкента Айнур ДАУЛЕТАЛИЕВА.

фото из личного архива Айнур Даулеталиевой

– Айнур Балабековна, сегодня много говорят о роли казахского языка в системе образования. Как Вы оцениваете современное состояние преподавания казахского языка в школах?

– В Конституции Республики Казахстан четко закреплено, что казахский язык – государственный. И его изучение – не формальность, а один из важнейших элементов воспитания гражданской ответственности и национального самосознания. Сейчас преподавание казахского языка осуществляется по двум направлениям: в школах с казахским языком обучения он преподается как родной, а в русских и других школах – как государственный и является обязательным предметом. Это создает определенные методические и практические вызовы, но также и возможности для развития.

– Какие изменения произошли в методике преподавания за последние годы?

– Мы перешли к обновленному содержанию образования, и это дало новый импульс. Казахский язык теперь преподается в коммуникативном направлении, где упор делается не на механическое запоминание, а на развитие языковой компетенции: говорение, аудирование, чтение, письмо. Ученики учатся использовать язык в реальных жизненных ситуациях. Это приближает нас к главной цели – сделать так, чтобы казахский язык стал живым и нужным инструментом общения, а не просто учебной дисциплиной.

– Какие ресурсы и технологии помогают в этом процессе?

– Мы используем множество цифровых и мультимедийных платформ: Bilimland, Kundelik, Online Mektep, Kahoot, Google Classroom. Уроки проходят с применением интерактивных досок, видеоматериалов, аудиозаписей. Все это делает обучение живым, динамичным. Ученики с удовольст­вием включаются в работу, ведь сегодня важно говорить с ними на языке технологий.

– Несмотря на прогресс, Вы упоминаете и ряд проблем. Какие из них считаете наиболее актуальными?

– Проблем действительно немало. Одна из главных – недостаток разговорной практики. Многие выпускники, особенно из школ с русским языком обу­чения, формально учат язык, не могут свободно говорить на нем. Кроме того, недостаточно систематизированы учебные пособия, особенно по уровню сложности и содержания. И, конечно, всегда на повестке остается вопрос повышения квалификации учителей. Если педагог не будет сам постоянно учиться и развиваться, никакие методики не помогут.

– Айнур Балабековна, а как Вы сами подходите к выбору методов преподавания? Есть ли у Вас свой фирменный стиль?

– Да, я активно использую проб­лемный метод обучения. Этот подход позволяет вовлечь учеников в процесс размышлений, анализа, самостоятельного поиска решений. Он учит их думать, задавать вопросы, искать ответы – не зубрить, а понимать и чувствовать язык. Это развивает не только языковые, но и жизненные навыки: ответственность, критическое мышление, коммуникативность, самооценку. По сути, мы воспитываем не просто знатоков грамматики, а людей, готовых принимать решения.

– Ваши ученики регулярно становятся победителями олимпиад и конкурсов. Расскажите о самых запоминаю­щихся достижениях.

– Очень горжусь своими учениками. Они – настоящие звезды. Победители и призеры респуб­ликанской олимпиады «Дарын», конкурса «Акбота», научных проектов Международной академии экологии, инженерии и педагогических наук. Эссеисты, исследователи, лингвисты. Это результат совместной работы – мой подход, их интерес и поддержка родителей.

– А какие достижения в Вашей профессиональной карье­ре значимы лично для Вас?

– Я всегда стараюсь развиваться как педагог. За эти годы получила благодарственные письма от Министерства просвещения, маслихата и управления образования города Шымкента, участвовала в конкурсе «Лучший преподаватель», стала победителем в номинации «Креативный учитель». Получила диплом I степени в республиканской олимпиаде «Педстарт» в 2024 году. Также разработала авторские программы и методические пособия, например: «Проблемные технологии обучения на уроках казахского языка», «Искусственный интеллект и будущее», «Инновационные методы обучения казахскому языку», «Методы формирования навыков чтения и письма».

Каждое из достижений – результат многолетнего опыта и стремления сделать уроки не только полезными, но и интересными.

– Айнур Балабековна, что, по Вашему мнению, нужно делать на уровне системы, чтобы казахский язык действительно стал языком межэтнического общения?

– Необходимо продолжать внедрение новых цифровых технологий, увеличивать количество практических заданий на развитие речи, регулярно проводить семинары и курсы повышения квалификации для учителей. Очень важно поддерживать живой интерес учащихся, создавать языковую среду в школе, поощрять общение на казахском языке не только на уроке, но и в жизни.

Казахский язык – это не просто предмет. Это душа народа, это ключ к нашему будущему. Уважение к языку начинается с семьи, продолжается в школе и формируется в обществе. Если мы вместе – учителя, родители, дети – будем стремиться к тому, чтобы язык стал частью нашей повседневной жизни, он зазвучит повсюду.

 

Популярное

Все
Собаки и кошки заговорили...
Халық Қаһарманы Мордун Теипов
Единство начинается с понимания
Знание и осведомленность – самая надежная защита
Названы лауреаты премии «Еңлікгүл-2025»
В мире художественного слова
От разговорного – к деловому
Их подружил Кашгар
Получи и путешествуй
В регионе появился банк грудного молока
В диалоге с самим собой
Бум телефонного мошенничества, или Почему мы поддаемся на обман
Почему важна профилактика?
Открыт класс имени Бауыржана Момышулы
Палитра вдохновения
Более 200 млн тенге похитили при ремонте Дома культуры в Жетісу
Казахи и японцы – братья по крови?
Волшебство под бой курантов
Первооткрыватель древних городов
Еще одна ее душа
Накануне Нового года в супермаркетах начнется продажа по низким ценам
Продажу удешевленной говядины через торговые сети масштабируют в Казахстане
Стипендии повысили студентам в Казахстане
В столице в честь Дня Независимости пройдет республиканская ярмарка ремесел
Жители села Шамши Калдаякова активно участвуют в преобразованиях
Мечта, ставшая реальностью благодаря Президенту Касым-Жомарту Токаеву
Завершен второй этап строительства проспекта
Итоги большого общественного пути
Хосе Антонио Каст победил на выборах президента Чили
Финансовую дисциплину и цифровизацию здравоохранения обсудили в Правительстве
Американские чиновники отметили День Независимости Казахстана в Хьюстоне
«Барыс» возвращается в зону плей-офф
В Астане с начала года ликвидировали два мошеннических колл-центра
Испанская компания вложит 44 млрд тенге в строительство завода в Кызылординской области
Метель и осадки продолжатся в Казахстане
Следим за финалом, ожидаем побед
В Костанайской области открываются новые школы и внедряются современные стандарты
Руками к надежде
В Мангистау реализуется первый в Центральной Азии проект морской аквакультуры
Найти и сохранить
Началось строительство сталелитейного завода
В армию со своей гитарой: история талантливого солдата
Какой будет зима в Казахстане, рассказали синоптики
Новые авто вручили гвардейцам в Караганде
«Закон и порядок»: уроки цифровой грамотности организовали для столичных студентов
Ключевой ориентир – человекоцентричность
Из казармы в кампус
Устроившие погром на остановке нарушители получили по 10 суток ареста в Астане
Сильнейшие бадминтонисты мира соберутся в Астане
«Райская птица» зацвела в Северном Казахстане
Политика здравого смысла
В Нацгвардии запустили курс подготовки операторов БПЛА
Полицейские с помощью дрона зафиксировали грубое нарушение на трассе в Акмолинской области
Зима будет теплой
Талгар будет расти и вширь, и ввысь
Уверенный рост экономики Приаралья
Как лечить ОРВИ и грипп у детей: столичный врач обратилась к родителям
Запущен завод по переработке мяса птицы
SMS-коды 1414 больше не используются в Казахстане
В ВКО фотоловушки сняли галерею «портретов» обитателей тайги

Читайте также

Казахстан и Япония намерены продолжить тесное сотрудничество
Отвечая «глаза в глаза»
Чем дышит поселок энергетиков
«Тайны сердца» Сары Тастанбеккызы

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]