Здесь рождается классика

9160
Беседовала Юлия Миленькая

Совсем скоро юные виртуозы страны вновь появятся на сцене Казахского национального театра оперы и балета им. Абая, где состоится IV республиканский детский академический конкурс-фестиваль Prima Nota Fest. Его художественный руководитель и председатель жюри – ведущая солистка КазНТОБ им. Абая Зарина Алтынбаева. В интервью «КП» она рассказывает о «кухне» проекта и развитии классического музыкального искусства среди детей в нашей стране.

фото из архива Зарины Алтынбаевой

– Зарина, как идет процесс подготовки к ежегодному и важнейшему для казахстанских детей-музыкантов событию?

– Мне очень приятно, что мы получаем заявки от потенциальных участников со всего Казахстана. В этом году на гала-концерте конкурса выступят с оркестром лауреаты прошлых лет. Хотелось бы ощутить больше творчества, нежели конкуренции среди детей. Приятно осознавать, что с каждым годом уровень исполнительства у юных музыкантов растет.

Конкурсантов будет оценивать профессиональное жюри, состоящее из мировых звезд. В его составе – народная артистка Турецкой Республики, пианистка Гюльсин Онай, скрипач и дирижер, профессор Московской консерватории Максим Федотов, виолончелист, солист «Камерата Казахстана» Таир Каратаев, солистка «Мет­рополитен Опера» в Нью-Йорке, выпускница The Juilliard School (США) Ольга Макарина.

Стоит отметить, что международное жюри из года в год не только знакомится с юными музыкальными дарованиями нашей страны, но и с исполнением, звучанием казахских национальных произведений. Иностранные гости получают истинное наслаж­дение от наших аутентичных композиций и всегда просят партитуры, чтобы впоследствии исполнять их у себя на родине. Так наша музыка становится известной в разных странах, на разных континентах.

– Есть ли какие-то отличия предстоящего конкурса от предыдущих?

– Мы не спешим с завершением приема заявок. Хотим дать возможность как можно большему числу детей принять участие в конкурсе, подарить им праздник, который надолго останется в их памяти. Помимо самого участия в конкурсе дети знакомятся с Алма­ты, гуляют по улицам города, получают яркие впечатления от общения с ровесниками. Иногородним конкурсантам мы оплачиваем проживание в гостинице.

В позапрошлом году в финал прошли 47 детей. А в 2022-м мы получили более двухсот заявок! Всех детей нужно было прослушать. В итоге отобрали 56 конкурсантов. И это, поверьте, очень трудное в моральном плане занятие. Всегда переживаешь за каждого, стараешься минимизировать субъективизм, хочется дать возможность пройти в следующий тур как можно большему количеству детей.

– Кто становится участниками Prima Nota Fest?

– В основном ребята из Алматы, но и Астана довольно активно проявляет себя. Процентов 60 – это учащиеся государственных музыкальных школ, немало детей, которые выступают от частных творчес­ких организаций, особенно в области академического вокала.

Мы слышим интересные голоса. Таким детям необходимо найти правильную среду, где они могли бы раскрывать свое дарование, развиваться. Зачас­тую именно от педагога зависит дальнейшая творческая судьба его ученика. У нас, вокалистов, часто говорят: «Можно прийти соловьем, а уйти воробьем». Поэтому очень важен хороший учитель в жизни ребенка, который смог бы поддержать, правильно направить и не отбить у него желание оставаться в музыке.

– Приходилось ли Вам сталкиваться пос­ле конкурса с нездоровыми амбициями родителей, которые были не согласны с оценкой их детей? К сожалению, нередко творчес­кие состязания сопровождаются различного рода скандалами, интригами…

– Впервые столкнулась с этим в прошлом году. Родители одного конкурсанта, не согласные с результатами, начали выдумывать какие-то небылицы про других участников, нелестно отзываться о жюри, нашли мой личный номер, начали присылать неприятные сообщения. Я была вынуждена заблокировать их номера… К сожалению, зашкаливающие амбиции родителей наносят вред, прежде всего, самим детям. Это нужно помнить взрослым.

– По условиям конкурса в первом туре жюри оценивает исполнительское мастерство детей по присланным видео. Отличается ли уровень исполнительства первого тура от второго, когда дети соревнуются друг с другом уже на реальной сцене?

– «Сюрпризов», как правило, не наблюдаем. С первых исполняемых нот как на видео, так и в режиме реального времени уже сразу слышны уровень и подготовка музыканта.

– Однажды я услышала такое мнение: на онлайн-конкурсы, где оценивают музыкантов исключительно посредством прис­ланных видеозаписей, нередко присылаются уже пятидесятые, а то и сотые дубли – лучшие версии исполнителей. А на «живых» концертах и конкурсах у музыкантов нет права на ошибку.

– Пятьдесят дублей сделать – это тоже классная практика, скажу я вам (улыбается). Количество всегда переходит в качество. Мне кажется, что эту историю можно сравнить со шпаргалками на экзаменах – когда их пишешь, в голове в любом случае откладываются знания. А если без шуток, то мне предлагали в год, когда свирепствовала пандемия, провес­ти конкурс полностью в форма­те онлайн. Я отказалась. Ведь главный судья для музыканта – сцена. Живое исполнение ни с чем не сравнить. Важно видеть, как ребенок проявляет себя на сцене при исполнении того или иного произведения.

– Есть ли в планах конкурса выход на международный уровень?

– Мы уже думаем об этом, хотя я изначально намеренно организовывала конкурс исключительно для детей нашей страны. Но в разное время подавали заявки и те юные музыканты, которые, имея гражданство Казахстана, жили за его пределами, в частности, в Южной Корее, Узбекистане. Здорово, что информация о конкурсе посредством наших соотечественников расходится за пределы страны. Пожалуй, уже на следующий год можно попробовать расширить географию конкурса.

– Зарина, не теряется ли интерес детей к классической музыке? Что показывает ваш конкурс?

– Мир музыки в связи с глобализацией необыкновенно широк. При этом, я думаю, что будет всегда определенный процент ценителей классической музыки независимо от мировой ситуации, течения жизни. Не могу сказать, что этот процент увеличивается, но и определенно не уменьшается. На своих концертах я вижу немало молодежи. Чтобы увеличивать количество представителей нового поколения слушателей, необходимо не исключать из внимания новые форматы подачи материала.

– Кстати, о новых форма­тах. Мне кажется, Вы являетесь прекрас­ным примером этому. Создание оригинальных клипов с интересной режиссурой, нестандартный визуальный ряд позволяют Вам успешно популяризировать оперное искусство.

– Сегодня нужно «говорить» с современным зрителем на актуальном для него языке. Нафталиновые парики в операх пора снимать. Судя по моим клипам, видеороликам, могу сказать, что романсы или какие-нибудь кроссоверы (композиции, в которых происходит смешение нескольких стилей. – Авт.) более популярны, нежели классика в чистом виде. С другой стороны, высококачественные кроссоверы прокладывают путь к классичес­кой музыке.

Мне нередко пишут в социальных сетях: «Зарина, благодаря Вам я начал⁄начала слушать классическую музыку». И это очень приятно! В свое время, когда я училась, мне Бибигуль Ахметовна Тулегенова говорила: «Зарина, ты должна быть «на диете» – не пой ничего кроме классики!» И на тот момент ее слова были справедливы и правильны. Когда ты студент и только учишься, необходимо работать над техникой, оттачивать мастерство. Но по прошествии времени, с закреплением навыков, можно от оперной арии Пуччини переходить к сочинениям Астора Пьяццоллы и наоборот. Каждая музыка, каждый жанр требует от исполнителя определенной техники.

– Как известно, в Казахстане раз в три года проводится респуб­ликанский конкурс-фес­тиваль юных музыкантов среди учащихся детских музыкальных школ и школ искусств. За это время дети, обучаясь в обычных музыкальных школах, получают возможность принять участие в нем в лучшем случае лишь дважды… Ежегодное проведение Prima Nota Fest в этом отношении имеет явное преимущество.

– Знаете, у меня была идея чередовать конкурс с фестивалем. В один год организовывать концерты, мастер-классы для детей, а во второй – проводить творческие состязания с присуж­дением призовых мест. К примеру, Международный конкурс вокалистов Бибигуль Тулегеновой проходит раз в два года. И это хорошо. Такой промежуток времени позволяет музыканту улучшить свой результат, вырасти профессионально.

С другой стороны, детские конкурсы, конечно, должны проводиться чаще. Разница между младшей группой и старшей хорошо заметна. Дети должны ощущать свое развитие в исполнительстве, и это может показать конкурс.

Рада, что акимат города стал максимально поддерживать наш проект. Перед проведением первых двух конкурсов я находилась в постоянном поиске спонсоров. Это было нелегко. На сегодня основную нагрузку в организации конкурса взял на себя акимат – Prima Nota Fest, для меня это стало приятной неожиданностью, был введен в государственную программу и в ближайшие пять лет будет поддерживаться государством. Есть и коммерческие партнеры, которые также вносят свой вклад в призовой фонд. Нужно признать, что конкурсов в облас­ти классического музыкального искусства у нас проводится очень мало.

– Поддерживаете ли Вы связь с лауреатами предыдущих конкурсов?

– Я стараюсь с ребятами быть на связи, интересоваться их творческой жизнью. Иногда в буквальном смысле поддерживаю их: одному юному музыканту купила инструмент, другому помогла с покупкой билета на международный фестиваль в Италию. Совместно с победителем первого конкурса – скрипачом Рамазаном Копбаевым и его братом – талантливым пианис­том Санжаром Копбаевым мы записали песню и сняли клип… Если бы мои финансовые возможности позволяли и наш конкурс имел бы постоянного крупного спонсора, мы бы смогли поддержать гораздо больше детей.

Пока же затраты на развитие талантливого ребенка лежат иск­лючительно на плечах родителей. Но, как я уже говорила, наш конкурс входит в государственную программу поддержки культурных проектов на ближайшие пять лет. Хочется надеяться, что внимание к нашим талантливым детям со стороны государства продолжится и после конкурса, и ребята, ставшие победителями, будут получать помимо дипломов, призов и подарков возможность дальнейшего развития.

 

Популярное

Все
В армию со своей гитарой: история талантливого солдата
«Райская птица» зацвела в Северном Казахстане
Ключевой ориентир – человекоцентричность
О погоде в Казахстане на 2-4 декабря сообщили синоптики
В ВКО фотоловушки сняли галерею «портретов» обитателей тайги
Завершена реконструкция автодороги Кызылорда – Жезказган
О погоде в Казахстане на ближайшие три дня сообщили синоптики
Партию «запрещёнки» пытались доставить в уральскую колонию
В Алматинской области найдена галерея петроглифов
Каменные идолы острова Пасхи оказались результатом соперничества независимых общин
Атака на КТК наносит ущерб двусторонним отношениям Казахстана и Украины – МИД РК
Стартовал отбор в элиту Нацгвардии
Как лечить ОРВИ и грипп у детей: столичный врач обратилась к родителям
Инструмент противодействия манипуляциям и фейкам
Актюбинская школьница победила в республиканском конкурсе по профилактике мошенничества
Индустриальную зону создают в Сатпаеве
Не только помощь, но и образ жизни
Экономика Жамбылской области вошла в топ-3 по республике
Добро без громких лозунгов и камер
Жанибека Алимханулы лишили боя за три титула: WBO сделала заявление
Началось строительство сталелитейного завода
Какой будет зима в Казахстане, рассказали синоптики
Новые авто вручили гвардейцам в Караганде
Тестирование по Qaztest провели в командовании Нацгвардии
Ошибка, которую нужно исправить: мажилисмен о запрете самосвалов на автодорогах
Из казармы в кампус
«Закон и порядок»: уроки цифровой грамотности организовали для столичных студентов
Политика здравого смысла
Все строго по правилам
Кайрат» продолжает удивлять Европу и нас
В Нацгвардии запустили курс подготовки операторов БПЛА
Мегапроект Саудовской Аравии «Зеркальная линия» – на грани провала
Полицейские с помощью дрона зафиксировали грубое нарушение на трассе в Акмолинской области
Зима будет теплой
Школьники из Семея изготовили EcoBox из пластиковых крышек
Талгар будет расти и вширь, и ввысь
Режут провода, портят светильники: Шымкент страдает от вандалов
Уверенный рост экономики Приаралья
Метель, туман, гололед: 20-градусные морозы надвигаются на Казахстан
Устроившие погром на остановке нарушители получили по 10 суток ареста в Астане

Читайте также

Куда уходит шубаркольский уголь?
«Любой человек боится потерять свободу»: психолог о новых м…
«Успешная геологоразведка невозможна без прочного научного …
В поисках духовной ДНК

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]