Здесь рождается классика

8146
Беседовала Юлия Миленькая

Совсем скоро юные виртуозы страны вновь появятся на сцене Казахского национального театра оперы и балета им. Абая, где состоится IV республиканский детский академический конкурс-фестиваль Prima Nota Fest. Его художественный руководитель и председатель жюри – ведущая солистка КазНТОБ им. Абая Зарина Алтынбаева. В интервью «КП» она рассказывает о «кухне» проекта и развитии классического музыкального искусства среди детей в нашей стране.

фото из архива Зарины Алтынбаевой

– Зарина, как идет процесс подготовки к ежегодному и важнейшему для казахстанских детей-музыкантов событию?

– Мне очень приятно, что мы получаем заявки от потенциальных участников со всего Казахстана. В этом году на гала-концерте конкурса выступят с оркестром лауреаты прошлых лет. Хотелось бы ощутить больше творчества, нежели конкуренции среди детей. Приятно осознавать, что с каждым годом уровень исполнительства у юных музыкантов растет.

Конкурсантов будет оценивать профессиональное жюри, состоящее из мировых звезд. В его составе – народная артистка Турецкой Республики, пианистка Гюльсин Онай, скрипач и дирижер, профессор Московской консерватории Максим Федотов, виолончелист, солист «Камерата Казахстана» Таир Каратаев, солистка «Мет­рополитен Опера» в Нью-Йорке, выпускница The Juilliard School (США) Ольга Макарина.

Стоит отметить, что международное жюри из года в год не только знакомится с юными музыкальными дарованиями нашей страны, но и с исполнением, звучанием казахских национальных произведений. Иностранные гости получают истинное наслаж­дение от наших аутентичных композиций и всегда просят партитуры, чтобы впоследствии исполнять их у себя на родине. Так наша музыка становится известной в разных странах, на разных континентах.

– Есть ли какие-то отличия предстоящего конкурса от предыдущих?

– Мы не спешим с завершением приема заявок. Хотим дать возможность как можно большему числу детей принять участие в конкурсе, подарить им праздник, который надолго останется в их памяти. Помимо самого участия в конкурсе дети знакомятся с Алма­ты, гуляют по улицам города, получают яркие впечатления от общения с ровесниками. Иногородним конкурсантам мы оплачиваем проживание в гостинице.

В позапрошлом году в финал прошли 47 детей. А в 2022-м мы получили более двухсот заявок! Всех детей нужно было прослушать. В итоге отобрали 56 конкурсантов. И это, поверьте, очень трудное в моральном плане занятие. Всегда переживаешь за каждого, стараешься минимизировать субъективизм, хочется дать возможность пройти в следующий тур как можно большему количеству детей.

– Кто становится участниками Prima Nota Fest?

– В основном ребята из Алматы, но и Астана довольно активно проявляет себя. Процентов 60 – это учащиеся государственных музыкальных школ, немало детей, которые выступают от частных творчес­ких организаций, особенно в области академического вокала.

Мы слышим интересные голоса. Таким детям необходимо найти правильную среду, где они могли бы раскрывать свое дарование, развиваться. Зачас­тую именно от педагога зависит дальнейшая творческая судьба его ученика. У нас, вокалистов, часто говорят: «Можно прийти соловьем, а уйти воробьем». Поэтому очень важен хороший учитель в жизни ребенка, который смог бы поддержать, правильно направить и не отбить у него желание оставаться в музыке.

– Приходилось ли Вам сталкиваться пос­ле конкурса с нездоровыми амбициями родителей, которые были не согласны с оценкой их детей? К сожалению, нередко творчес­кие состязания сопровождаются различного рода скандалами, интригами…

– Впервые столкнулась с этим в прошлом году. Родители одного конкурсанта, не согласные с результатами, начали выдумывать какие-то небылицы про других участников, нелестно отзываться о жюри, нашли мой личный номер, начали присылать неприятные сообщения. Я была вынуждена заблокировать их номера… К сожалению, зашкаливающие амбиции родителей наносят вред, прежде всего, самим детям. Это нужно помнить взрослым.

– По условиям конкурса в первом туре жюри оценивает исполнительское мастерство детей по присланным видео. Отличается ли уровень исполнительства первого тура от второго, когда дети соревнуются друг с другом уже на реальной сцене?

– «Сюрпризов», как правило, не наблюдаем. С первых исполняемых нот как на видео, так и в режиме реального времени уже сразу слышны уровень и подготовка музыканта.

– Однажды я услышала такое мнение: на онлайн-конкурсы, где оценивают музыкантов исключительно посредством прис­ланных видеозаписей, нередко присылаются уже пятидесятые, а то и сотые дубли – лучшие версии исполнителей. А на «живых» концертах и конкурсах у музыкантов нет права на ошибку.

– Пятьдесят дублей сделать – это тоже классная практика, скажу я вам (улыбается). Количество всегда переходит в качество. Мне кажется, что эту историю можно сравнить со шпаргалками на экзаменах – когда их пишешь, в голове в любом случае откладываются знания. А если без шуток, то мне предлагали в год, когда свирепствовала пандемия, провес­ти конкурс полностью в форма­те онлайн. Я отказалась. Ведь главный судья для музыканта – сцена. Живое исполнение ни с чем не сравнить. Важно видеть, как ребенок проявляет себя на сцене при исполнении того или иного произведения.

– Есть ли в планах конкурса выход на международный уровень?

– Мы уже думаем об этом, хотя я изначально намеренно организовывала конкурс исключительно для детей нашей страны. Но в разное время подавали заявки и те юные музыканты, которые, имея гражданство Казахстана, жили за его пределами, в частности, в Южной Корее, Узбекистане. Здорово, что информация о конкурсе посредством наших соотечественников расходится за пределы страны. Пожалуй, уже на следующий год можно попробовать расширить географию конкурса.

– Зарина, не теряется ли интерес детей к классической музыке? Что показывает ваш конкурс?

– Мир музыки в связи с глобализацией необыкновенно широк. При этом, я думаю, что будет всегда определенный процент ценителей классической музыки независимо от мировой ситуации, течения жизни. Не могу сказать, что этот процент увеличивается, но и определенно не уменьшается. На своих концертах я вижу немало молодежи. Чтобы увеличивать количество представителей нового поколения слушателей, необходимо не исключать из внимания новые форматы подачи материала.

– Кстати, о новых форма­тах. Мне кажется, Вы являетесь прекрас­ным примером этому. Создание оригинальных клипов с интересной режиссурой, нестандартный визуальный ряд позволяют Вам успешно популяризировать оперное искусство.

– Сегодня нужно «говорить» с современным зрителем на актуальном для него языке. Нафталиновые парики в операх пора снимать. Судя по моим клипам, видеороликам, могу сказать, что романсы или какие-нибудь кроссоверы (композиции, в которых происходит смешение нескольких стилей. – Авт.) более популярны, нежели классика в чистом виде. С другой стороны, высококачественные кроссоверы прокладывают путь к классичес­кой музыке.

Мне нередко пишут в социальных сетях: «Зарина, благодаря Вам я начал⁄начала слушать классическую музыку». И это очень приятно! В свое время, когда я училась, мне Бибигуль Ахметовна Тулегенова говорила: «Зарина, ты должна быть «на диете» – не пой ничего кроме классики!» И на тот момент ее слова были справедливы и правильны. Когда ты студент и только учишься, необходимо работать над техникой, оттачивать мастерство. Но по прошествии времени, с закреплением навыков, можно от оперной арии Пуччини переходить к сочинениям Астора Пьяццоллы и наоборот. Каждая музыка, каждый жанр требует от исполнителя определенной техники.

– Как известно, в Казахстане раз в три года проводится респуб­ликанский конкурс-фес­тиваль юных музыкантов среди учащихся детских музыкальных школ и школ искусств. За это время дети, обучаясь в обычных музыкальных школах, получают возможность принять участие в нем в лучшем случае лишь дважды… Ежегодное проведение Prima Nota Fest в этом отношении имеет явное преимущество.

– Знаете, у меня была идея чередовать конкурс с фестивалем. В один год организовывать концерты, мастер-классы для детей, а во второй – проводить творческие состязания с присуж­дением призовых мест. К примеру, Международный конкурс вокалистов Бибигуль Тулегеновой проходит раз в два года. И это хорошо. Такой промежуток времени позволяет музыканту улучшить свой результат, вырасти профессионально.

С другой стороны, детские конкурсы, конечно, должны проводиться чаще. Разница между младшей группой и старшей хорошо заметна. Дети должны ощущать свое развитие в исполнительстве, и это может показать конкурс.

Рада, что акимат города стал максимально поддерживать наш проект. Перед проведением первых двух конкурсов я находилась в постоянном поиске спонсоров. Это было нелегко. На сегодня основную нагрузку в организации конкурса взял на себя акимат – Prima Nota Fest, для меня это стало приятной неожиданностью, был введен в государственную программу и в ближайшие пять лет будет поддерживаться государством. Есть и коммерческие партнеры, которые также вносят свой вклад в призовой фонд. Нужно признать, что конкурсов в облас­ти классического музыкального искусства у нас проводится очень мало.

– Поддерживаете ли Вы связь с лауреатами предыдущих конкурсов?

– Я стараюсь с ребятами быть на связи, интересоваться их творческой жизнью. Иногда в буквальном смысле поддерживаю их: одному юному музыканту купила инструмент, другому помогла с покупкой билета на международный фестиваль в Италию. Совместно с победителем первого конкурса – скрипачом Рамазаном Копбаевым и его братом – талантливым пианис­том Санжаром Копбаевым мы записали песню и сняли клип… Если бы мои финансовые возможности позволяли и наш конкурс имел бы постоянного крупного спонсора, мы бы смогли поддержать гораздо больше детей.

Пока же затраты на развитие талантливого ребенка лежат иск­лючительно на плечах родителей. Но, как я уже говорила, наш конкурс входит в государственную программу поддержки культурных проектов на ближайшие пять лет. Хочется надеяться, что внимание к нашим талантливым детям со стороны государства продолжится и после конкурса, и ребята, ставшие победителями, будут получать помимо дипломов, призов и подарков возможность дальнейшего развития.

 

Популярное

Все
На ремонт Дворца культуры в Атырау потратят почти миллиард тенге
Возможности и силы Казахстана как средней державы
Центральная Азия и Япония: современные тенденции и перспективы
Чтобы половодье не застало врасплох
За знаниями – на Skills Enbek
Мошенники используют фиктивные счета-фактуры и компании
В Кокшетау прошли встречи правоохранителей со студентами
Обсужден функционал Единой платформы недропользования
Нюансы цифровой трансформации
В лидерах «Кайрат» и «Астана»
В стране создается политическая система, устойчивая к любым вызовам и угрозам
Распоряжение Главы государства о Нукенове А.Н.
Распоряжение Главы государства о Кульшманове К. А.
Взять в долг и ездить с этажа на этаж
Распоряжение Главы государства о Шайназаровой А.Б.
Сегодня нужна только победа
Чтоб фасады сияли, а не дырами зияли
Снег растает, проблемы останутся
Новый облик старой улицы
Вновь на пьедестале!
В МСХ – новое назначение
Мощный циклон угрожает Австралии
На участке «Болашак» в Мангистауской области будут добывать нефть
Астанчане получили национальное оповещение на телефон: что случилось
В центре «Өрлеу» педагоги получают основы цифровой грамотности
Путь творчества – путь новаторства
Редких животных поймали фотоловушки в Туркестанской области
Международный форум Астана-2025 пройдет 29–30 мая
Генассамблея ООН приняла резолюцию об учреждении в Алматы Регионального центра
Падёж скота произошёл в Актюбинской области
Глобальные проблемы требуют глобальных решений
Урожай со школьной грядки
Что важнее: НДС или инвестиционный климат?
Сенатор предлагает госмонополию в сфере повышения квалификации педагогов
В борьбе с финансовыми пирамидами
Глава государства посетил праздничный концерт
Обеспечить безопасность, не ограничивая развитие
Зачем перекрывают республиканские автострады?
ИИ в законе
Гвардейцы поздравили фронтовика
Возврат к историческому времени
Астана переходит в «умный» режим
Сколько пенсионеров в Казахстане и какую пенсию они получают
Актау будет расширяться вдоль побережья Каспия
В Атырау запланирована реконструкция центрального моста
Правила организации и проведения техосмотра изменили в Казахстане
Сносить нельзя оставить
Кызылординский «Кайсар» будет играть без легионеров
Аким области Абай призвал бизнесменов вкладывать инвестиции в Семей
На грани закрытия оказались частные детсады Петропавловска
Пешком и без денег путешествует Аскар Серикпаев
Мария Мудряк выступит с концертом в Павлодаре
Овечкин вплотную приблизился к «вечному» рекорду Гретцки
Косшы станет городом школ, садов и дворцов
Новая услуга появилась в мобильном приложении eGov Mobile
Какие лекарства станут выдавать бесплатно в Казахстане
Казахстанцам упростили выдачу кредитов на отечественные авто
В Казахстане хотят лицензировать психологов
В стране раскрывается половина киберпреступлений
Закон и порядок должны быть аксиомой жизни

Читайте также

В стране создается политическая система, устойчивая к любым…
Принять, адаптироваться и научиться правильно реагировать
Страсти по реестру
Бюджетные деньги, выделенные на капремонт, должны находитьс…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]