
Книга рассказывает об истории станции Матай, построенной в связи с вводом в 1931 году Туркестано-Сибирской железнодорожной магистрали – крупнейшей стройки первой советской пятилетки. Ее презентация состоялась в Национальной библиотеке РК, где собрались писатели, поэты, представители железнодорожной отрасли и СМИ. Они говорили о том, что книга посвящена, в первую очередь, тем, кто возводил Турксиб, и кто сегодня живет в этом суровом краю, среди песков и барханов. А потому повесть с полным правом можно назвать народной.
Автор книги поблагодарил за такую высокую оценку. Он рассказал, как скрупулезно изучал историю этого края, судьбы наиболее известных людей, чья жизнь так или иначе была связана со станцией. Например, гениального самородка Михаила Калашникова, который в ремонтных мастерских Матайского паровозного депо в 1942 году создавал свой первый пистолет-пулемет. А уже в 1949-м Советская армия взяла его на вооружение. Следующая знаменитость – машинист паровозного депо Мухтар Каптагаев, избранный депутатом Верховного Совета СССР и ставший лауреатом Государственной (Сталинской) премии. О нем и его сподвижниках – машинистах Владимире Медведе, Валентине Чернягине – отдельный расширенный очерк.
Тепло рассказал автор о ветеранах Великой Отечественной войны Шарипе Калиаскарове и Алтынай Есболат. Знаменитой Алтынай удалось на паровозе доехать из Матая до Берлина, участвовать в перевозке военнопленных, в том числе генерал-фельдмаршала Паулюса из Сталинграда в Саратов. С таким же уважением рассказывается о легендарном хлебопеке Смагали Самбетове. За его вкусной продукцией приезжали со всех станций и разъездов Алматинского отделения Казахской железной дороги. Такой же легендарной личностью был директор Матайской школы № 256 Байбол Нурпеисов. В 18 лет он ушел добровольцем на фронт, а после окончания войны многое сделал для развития казахского языка.
Среди героев книги – династия железнодорожников Маусымбековых, одна из самых больших не только в Казахстане, но и на всем постсоветском пространстве и в мире; семья Нусупбековых, в которой немало орденоносцев и докторов наук. С любовью и теплотой написано о кавалере ордена Ленина Базарбеке Дасербекове, машинисте тепловоза Валентине Чернышкове, известном деятеле и депутате Мажилиса Парламента Оралбеке Жакиянове. А также об участнике афганской войны Сайлаукезе Ахмолданове, многодетной семье Адамбековых, Калибеке Досбаеве и Лидии Керн, женившихся в годы войны, и других. Не менее увлекательно описана история депо, ремонтных мастерских, социальных объектов.
Книга, действительно, интересно рассказывает о станции Матай и ее жителях, вписавших «золотую» страницу в историю страны. Следует отдельно сказать и об ее авторе – Кабдрахмане Наурызбаеве, прошедшем путь от корреспондента районной газеты до собкора «Советской культуры» КазССР. Затем он работал на руководящих должностях в ряде республиканских и областных газет, заведующим сектором печати в Правительстве Казахстана. Неоднократный победитель и лауреат всесоюзных, республиканских и областных журналистских конкурсов, Кабдрахман Наурызбаев дважды признавался в числе лучших журналистов СССР.