В отечественном прокате прошло 14 казахстанских картин, на фестивальной карте мира было показано 7 наших кинолент. Всего мы производим порядка 20–23 полнометражных фильмов в год.
Безусловно, главной удачей года стали «Уроки гармонии» Эмира Байгазина, отмеченные на Берлинале «Серебряным медведем» за выдающееся художественное решение. После этого фильм принял участие почти в полусотне кинофестивалей, в десятке из них он завоевал Гран-при. Глобальный интерес к фильму вызван тем, что в нем рассказывается история мальчика, который выстрелил в своего одноклассника, чтобы, как он считает, избавить школу от тирании одного человека.
Одновременно с глобальной тематикой картина укоренена в местной почве и рассказывает о казахстанском обществе, о его проблемах. Эмир Байгазин относится к так называемому поколению «детей независимости», ему 29 лет, и он не помнит, что такое Советский Союз. Именно это поколение довольно критически относится к современной действительности и не боится смело высказываться по этому поводу. Их творческая активность и позволяет говорить о появлении новой плеяды режиссеров в Казахстане.
Вторым по значимости я назвала бы фильм «Строители» Адильхана Ержанова, который также получает призы на кинофестивалях в Германии, Шотландии, России, Южной Корее, Италии, на Филиппинах. Это история о том, как два брата-подростка и младшая сестренка, оставшись без родителей, пытаются построить дом на их законном участке, но им этого не дают сделать. Вот что написала корреспондент журнала Review об этом фильме после показа на Бусанском кинофестивале: «Описывая абсурдную ситуацию в Казахстане в XXI веке через стиль экспрессионизма немого кино, фильм «Строители» напоминает такие картины, как «Кайрат» (1992) и «Киллер» (1998) Дарежана Омирбаева, являющегося мастером авторского кино в Казахстане. Однако в то время, когда персонажи Омирбаева погребены под капитализмом и не в состоянии сохранить свои души, три героя из фильма «Строители» не сдаются в своем желании жить, даже на краю утеса, делая все возможное, чтобы защитить друг друга. Ожесточенная борьба тех, кто не сдается, больше окрашена черным юмором, нежели пе чалью. Как в фильмах Такеши Китано или Джима Джармуша, все смонтировано так, что мы сначала видим лица персонажей, старающихся скрыть свои эмоции, и только потом причинный кадр, который, как мы понимаем, и вызывает горькую улыбку».
Продолжая разговор о наших успехах на кинофестивалях, надо сказать, что в Венеции в нынешнем году была показана картина «Бауыр» («Младший брат») Серика Апрымова, а потом дома, на МКФ «Евразия», фильм получил приз «За лучшую режиссуру». Главный герой «Бауыра» – 11-летний мальчик. Но когда смотришь эту картину, невольно думаешь о том, что только в детях и подростках еще сохранились природная чистота, чувство чести и достоинства. Еркин как камертон ценностей – казахских и общечеловеческих, камертон, по которому можно проверять чистоту наших душ. И, увы, далеко не все взрослые выдерживают эту проверку. Серик Апрымов всегда снимает фильмы про нас, про Казахстан, про ситуацию здесь и сейчас. Настоящий художник идет в ногу со своим временем, будоража наши души и заставляя задуматься о том, кто мы есть. Картина очень важна для нашего общества, она такая же народная и глубоко национальная, как и фильм «Шал» Ермека Турсунова, к тому же фильм идет на казахском языке. Очень надеюсь, что «Бауыр» выйдет в широкий прокат.
Настоящий фурор казахстанское кино произвело на кинофестивале в Бусане в Южной Корее. Наши фильмы были представлены почти во всех программах: в гала-премьерах – «Нагима» Жанны Исабаевой, в конкурсе – экспериментальный фильм «История одной старушки» Алексея Горлова, снятый одним кадром. В программе «Окно в Азию» – уже упомянутые картины «Уроки гармонии» и «Строители», а также фильм «Книга» Ербола Жумагулова. Вот что писал журнал Screen International о Жанне Исабаевой и ее фильме «Нагима»: «То, что картина «Нагима» была отобрана в секцию «Гала-показы», равносильно перевороту – обычно в этой секции показываются фильмы всемирно известных режиссеров. Программный директор Бусанского кинофестиваля Ким Жи-Сеок сказал, что включение этой картины имеет особо важное значение. «Исабаева не очень известна в Корее, но я считаю, что эта ее работа одна из самых значительных, появившихся в мире в нынешнем году», – сказал он, когда озвучивались наиболее интересные события будущего фестиваля в сентябре.
Жанна Исабаева в Казахстане как бы известна и неизвестна. С одной стороны, она сняла фильм «Ойпырмай, или Дорогие мои дети», который пользовался огромной народной любовью, с другой – ее последние фильмы «Талгат» и «Нагима» показываются только на кинофестивалях. В этих фильмах режиссер рассказывает о людях, которые живут отнюдь не в гламурных районах, а о тех, кто выживает. Но без такого социального кино не может быть позитивных изменений в обществе. Если все хорошо, то куда стремиться?
Нужна нашему обществу и картина «Книга» Ербола Жумагулова. Ведь фильм снят на актуальную тему: он повествует о человеке, решившем принять ислам. В начале фильма это преуспевающий в рекламном бизнесе мужчина лет 35. Постепенно он доходит до ортодоксального ислама – некоей секты. Но видит, что в ней далеко не все чисто и человечно, поэтому возвращается в обычный мир. Нет, он остается верующим, но уже без радикализма. Сегодня, когда мы то и дело встречаем на улицах девушек в хиджабах, становится понятно, что молодежь все больше обращается к исламу. На эту тему надо говорить, а раз снят фильм, то его надо обсуждать. Несомненно, эта лента вызовет большой резонанс в нашем обществе, но его пока показали только на кинофестивалях в Южной Корее и в Бангладеш. Наши картины, востребованные за рубежом, почему-то не показываются на родине.
Подводя итоги, я бы назвала следующую пятерку лучших казахстанских фильмов 2013 года:
«Уроки гармонии» Эмира Байгазина, «Строители» Адильхана Ержанова, «Бауыр» Серика Апрымова, «Нагима» Жанны Исабаевой, «Книга» Ербола Жумагулова.
Справедливости ради надо заметить, что нынешний год был успешным и в плане коммерческого проката казахстанских картин. Всего в прокат в 2013-м вышло 14 отечественных картин из 353 фильмов (по данным kino.kz), то есть доля нашего кино в прокате составляет 3,9%. Здесь я бы тоже назвала свою пятерку.
Первое место – новый фильм Фархата Шарипова «Инопланетяне ни при чем». Еще нет данных по сборам, но, по-моему, это замечательная комедия с оригинальным сценарием. К тому же там играют все молодые казахстанские звезды, которых он и создал в «Сказе о розовом зайце». Давно хотелось иметь под Новый год свой классный фильм. Снят фильм на частной студии.
На второе место я бы поставила фильм «Джокер» Талгада Жаныбекова, потому что картина практически полностью снята на зеленом фоне (хромакее), и все остальное отрисовано компьютерной графикой. В этом плане картина является технологическим прорывом для Казахстана. Можно долго говорить, что мы никогда не сможем снимать, как в Голливуде, и «Матрицу» или «Город греха» в ближайшие 50 лет мы не сделаем. Но тем не менее эта картина, основанная на виртуальной реальности, есть. Следовательно, технологическое отставание нашим кино преодолено.
На третьем месте фильм, с которого начался 2013 год, – «Запрещенные танцы» Ерболата Беделхана. Это тоже прорыв, только в области андеграундной танцевальной культуры. Предыдущий, условно говоря, танцевальный фильм в Казахстане был снят 28 лет назад – «Брат мой, Маугли». Учитывая, что продюсер фильма Жадыра Сахиева сама занималась танцами, она постаралась преподнести эту культуру в максимальном разнообразии – различные группы, танцевальные стили, великолепные костюмы, отличный грим.
Четвертое место – мелодрама «Он и она» Сакена Жолдаса, имевшая чрезвычайно успешный прокат. Фильм с бюджетом 300 тыс. долларов собрал 266 тыс. долларов в первый же уик-энд. Это современная история любви, снятая в хорошем ритме, со вкусом и позитивной энергетикой.
Пятое место – фильм «Окiнiш» Максата Оспанова с Кайратом Нуртасом в главной роли. Говорят, что фильм по сборам перекрывал американские фильмы, шедшие в то же самое время: 230 тыс. долларов в первый уик-энд.
Гульнара АБИКЕЕВА, киновед, доктор искусствоведения