День единства народа Казахстана – один из самых добрых и светлых праздников в году. Это праздник дружбы, понимания и согласия, которые так необходимы для мирной жизни в стране, где проживают более 125 наций и народностей. В большую семью Казахстана входят казахи, узбеки, русские, украинцы, немцы, корейцы, уйгуры, кыргызы, евреи, армяне, грузины и многие-многие другие. О том, как формировалась сплоченность народов Казахстана, а также в чем уникальность казахстанской нации, решили рассказать корреспонденты Kazpravda.kz.
1 мая – Праздник единства народа Казахстана
Каждая из проживающих народностей в Казахстане уникальна, и вместе с тем они представляют собой один дружный народ под названием казахстанцы. Для укрепления сплоченности народов проводятся различные мероприятия, одно из них – празднование Дня единства народа Казахстана. Официальный день праздника – 1 мая. Этот яркий, весенний праздник проводится в каждом городе страны, где проходят народные гулянья, а также многочисленные развлекательные мероприятия.
Но давайте разберемся, откуда пошла традиция праздновать первый день последнего месяца весны?
Когда-то 1 Мая отмечался как День международной солидарности трудящихся в странах бывшего Советского Союза. Много лет он имел "политическую окраску" и отмечался демонстрациями, массовыми гуляньями, украшался портретами политических деятелей, передовиков производства, лозунгами, плакатами и диаграммами о достижениях в той или иной отрасли народного хозяйства, науки или культуры.
Изначально день международной солидарности трудящихся отмечался в 1890 году в Австро-Венгрии, Бельгии, Германии, Дании, Испании, Италии, США, Норвегии, Франции, Швеции и некоторых других странах.
Коммунисты впервые отметили 1 Мая в 1890 году в Варшаве. В советское время этот день, ставший фактически государственным праздником, любили не столько за солидарность с рабочими всего мира, сколько за то, что майские праздники давали возможность отдохнуть и ощутить своего рода народное единение. В наше время этот международный праздник отмечают в 66 странах мира.
С обретением независимости в Казахстане этот весенний праздник сохранился и, согласно указу Главы государства Нурсултана Назарбаева от 18 октября 1995 года, стал называться "Праздник единства народа Казахстана". Впервые его отметили в 1996 году.
"Единство всегда ценилось на протяжении истории человечества. Посредством единства государства и народы достигали больших вершин, улучшали жизнь, успешно развивались. Казахстан в годы независимости живет единой семьей. Благодаря этому мы также достигли больших высот, создали успешное государство, улучшили жизнь народа, сделали его известным всему миру. У нас одна родина, одна судьба и одна земля. Все стремления нашего народа едины. Они заключаются в том, чтобы сделать государство сильным, а народ счастливым, чтобы люди с уверенностью смотрели в свое будущее и будущее своих детей", – отмечал Президент Казахстана.
История формирования менталитета казахстанской нации
Депортация народов на территорию Казахстана
Сегодня казахстанская нация – это народы с разных концов СССР, объединенные единой идеей и духом братства. Казахстанцы действительно братский народ, но для того, чтобы прийти к миру, согласию и обрести новую Родину, многим пришлось пройти через трудности.
Депортация народов на территорию Казахстана началась в 1920-1940-е годы, когда советская власть стала насильственно выселять неугодные народы с обжитых земель. В 1928-1936 годах в Казахстан из России, Украины и Беларуси было депортировано 360 тысяч человек. С 1937 года из районов Дальнего Востока, находящихся близко к государственной границе, в Среднюю Азию начали насильственно переселять корейское население.
Согласно постановлению Верховного Совета СССР от 28 августа 1941 года "О переселении немецкого населения, проживающего в Поволжье", осенью 1941 года из Поволжья было выселено более 1 млн немцев, из них 420 тысяч были размещены в Казахстане. В июне 1942 года из Краснодарского края, Крымской АССР, Армении, Азербайджана и Грузии в Казахстан было выселено почти 25 тысяч греков, а также порядка 29 тысяч представителей других народов.
В период с 1940 по 1941 год в Казахстан было депортировано порядка 100 тысяч поляков. В 1943-1944 годах было проведено насильственное переселение в Казахстан 507 тысяч балкарцев, карачаевцев, ингушей и чеченцев, 110 тысяч турок-месхетинцев, 180 тысяч крымских татар. Всего с 1937 по 1944 год в Казахстан было депортировано 1 миллион 209 тысяч человек, а вместе с эвакуированными – 1 миллион 740 тысяч человек.
В первые месяцы после депортации десятки тысяч человек погибли от голода и болезней. Выжившим запрещалось покидать новое место жительства, иначе им грозило наказание в виде каторжных работ. Трудно было бы выжить в условиях сильнейшего морального надлома и физических тягот, если бы не поддержка и сочувствие местного населения. По существу, каждый пятый в республике был спецпереселенцем. Казахстан напоминал гигантский лагерь, своего рода ГУЛАГ СССР. Как сообщалось в сводке Управления внутренних дел СССР, в 1944 году из 144 тыс. депортированных людей, в том числе в Казахстан, 101 тыс. человек умерли.
Дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт В. А. Шаталов писал в своих воспоминаниях: "От чистого сердца, всю жизнь буду благодарен земле Казахстана. В трудные военные годы казахский народ заботился обо мне как о родном сыне".
Депортированные люди не оставались в долгу – честно и добросовестно трудились, оказывали значительную помощь коренным жителям. Среди них был и ныне известный писатель Герольд Бельгер, который жил в немецкой семье в ауле близ реки Есиль в Северном Казахстане. Словом, казахский народ тепло и гостеприимно встретил переселенцев.
Освоение целины
Но от событий трагических передвинемся немного дальше. После депортации начался ударный рабочий период. В марте 1954 года на пленуме ЦК КПСС было принято решение "О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и освоении целинных и залежных земель". Были поставлены задачи для Казахстана, Сибири, Урала, Поволжья, Северного Кавказа – расширить посевы зерновых культур за счет освоения целинных и залежных земель не менее чем на 13 миллионов гектар и получить в 1955 году 1100-1200 миллионов пудов зерна, в том числе 800-900 миллионов пудов товарного зерна. В стране развернулось всенародное движение по развитию сельского хозяйства. Освоение целинных земель вызвало мощный трудовой подъем.
"Казахи в подавляющем своем большинстве, – писал в книге "Целина" Л. И. Брежнев, – с огромным энтузиазмом и одобрением встретили решение партии о распашке ковыльных степей. Подъем целины для казахов явился задачей нелегкой, ведь долгие столетия казахский народ был связан со скотоводством, а тут многим предстояло сломать весь прежний уклад жизни в степях, стать хлеборобами. Но у местных жителей хватило мужества и мудрости принять самое активное, героическое участие в подъеме целины. Казахский народ оказался на высоте истории".
Уже к августу 1954 года задание по подъему целины в стране было выполнено: распахано 13,4 млн га новых земель, в том числе в Казахстане более 6,5 миллиона га.
Решение партии нашло широкую поддержку среди трудящихся. ЦК ВЛКСМ и местные комсомольские комитеты организовали отбор добровольцев из числа молодежи и направляли их в совхозы. Комсомольцы Москвы и Московской области 22 февраля 1954 года, уезжая в районы освоения целины, писали: "Мы, молодые рабочие промышленных предприятий города Москвы, специалисты и механизаторы Московской области, отъезжающие на новые земли, обращаемся к молодым механизаторам и специалистам сельского хозяйства, рабочим промышленных предприятий и совхозов, ко всем комсомольцам, юношам и девушкам с горячим призывом: становитесь в ряды нашей трудовой рати! Поезжайте на целинные земли!".
Молодежь СССР горячо откликнулась на этот призыв. 28 февраля 1954 года в Костанай по комсомольским путевкам прибыл первый отряд молодых работяг с Украины. А уже в марте 1954 года на казахстанскую целину из других союзных республик прибыло более 14 тысяч комсомольцев. Патриотическое движение по освоению целинных земель охватило и молодежь Казахстана. Комсомол республики уже в первой половине марта направил на целину порядка 10 тысяч молодых людей.
Это движение продолжало набирать обороты и позднее. По призыву комсомолок совхоза "Мариновский" Акмолинской области осенью 1954 года на целину приехало около 60 тысяч молодых женщин и девушек.
Одновременно на казахстанскую целину переселялись и семьи колхозников, работников промышленных предприятий и учреждений Украины, Беларуси и других союзных республик. В течение 1954-1955 годов в Казахстане прибыло 20 тысяч семей. С первых же дней целина стала школой интернационального воспитания и трудовой закалки.
Помимо этого, в новые совхозы Казахстана было направлено порядка 2 тысяч работников с высшим и средним образованием в качестве директоров, главных агрономов, инженеров, бухгалтеров и так далее.
Всего на первом этапе массового освоения целины (1954-1956 годы) в республику прибыло свыше 640 000 человек, в их числе почти 400 тыс. механизаторов сельского хозяйства, 50 тыс. строителей, около 3 тыс. медицинских работников, почти 1,5 тыс. учителей, более 1 тыс. работников торговли и так далее. Кроме того, в совхозах работало более 66 тыс. выпускников училищ механизации из братских республик и свыше 19 тыс. из училищ Казахстана.
В итоге за короткий срок в целинных районах страны сформировалось ядро рабочих специалистов. Они несли в сельское хозяйство культуру промышленного труда, сплоченность, дисциплинированность, трепетное отношение к труду. Их массовый приток на целину способствовал росту удельного веса рабочего класса.
В нелегких условиях, в необжитых степях, целинникам приходилось осваивать новые земли. Новоселам приходилось начинать жизнь в палатках, вагончиках, землянках. По бездорожью и глубоким снегам они доставляли технику, семена, строительные материалы и оборудование в новые совхозы за 250-300 км от железнодорожных станций и разъездов. В грандиозной работе по освоению целинных земель люди проявляли героизм и самоотверженность.
По информации Комитета по статистике МНЭ РК, сегодня на территории Казахстана постоянно проживают представители 125 наций и народностей. Самыми многочисленными среди них на начало 2018 года являются: казахи (12 млн), русские (3 млн), узбеки (576 тыс.), украинцы (277 тыс.), уйгуры (265 тыс.), татары (202 тыс.) и немцы (179 тыс.).
Самыми малочисленными и редкими народами, проживающими на территории Казахстана, являются алеуты, абазины, вепсы, долганы, ижорцы, коми, крымчаки, ливы, манси, нанайцы, ненцы, негидальцы, нивхи, орочи, рутульцы, селькупы, тувинцы, удэгейдцы, ульчи, цахуры, чуванцы, чукчи, эвенки и японцы.
Среди представителей европейских народов, проживающих в Казахстане, есть австрийцы, англичане, голландцы, французы, испанцы, шведы, чехи и итальянцы. Есть и доля представителей Американского континента – американцы и кубинцы.
Ассамблея народа Казахстана
Сегодня потомки бывших переселенцев живут в мире и согласии и с особой гордостью представляют Казахстан. Важным элементом, скрепившим интересы всех этносов и обеспечивающим неукоснительное соблюдение прав и свобод граждан независимо от их национальной принадлежности, стала Ассамблея народа Казахстана.
Являясь уникальным в своем роде общественно-политическим институтом, АНК на регулярной основе подтверждает свою значимость и востребованность. На сегодняшний день она не имеет аналогов в мире.
В 1992 году был созван первый Форум народов Казахстана. Здесь Главой государства была высказана идея о необходимости работы этого форума на постоянной основе. Так, в своем выступлении Президент отметил, что "не одно поколение казахстанцев создавало наше главное достояние – дружбу народов. Надо повседневно слышать голос каждого народа. Именно поэтому необходимо перевести форум на постоянную основу, создать новый общественный институт – Ассамблею согласия и единения народов Казахстана".
1 марта 1995 года указом Президента Республики Казахстан была создана новая общественная организация – Ассамблея народов Казахстана (АНК). Таким образом, инициатива Главы государства была реализована на практике. Организация носила консультативно-совещательный характер при Президенте страны. И, действительно, Ассамблея стала одним из наиболее эффективных механизмов по проведению взвешенной национальной политики.
26 апреля 2002 года была принята и утверждена Стратегия Ассамблеи народов Казахстана. Этот документ определил основное направление ее работы на будущее. Позднее организацию переименовали в Ассамблею народа Казахстана.
В мае 2007 года был принят ряд конституционных поправок, который позволил Ассамблее народа Казахстана делегировать 9 своих представителей в Парламент страны. Этот шаг, несомненно, поднял роль Ассамблеи на более высокий уровень.
Стоит отметить, что Ассамблея народа Казахстана активно участвовала в подготовке ряда законопроектов: "Об общественных объединениях", "О культуре", "О языках в Республике Казахстан" и других. Возрос и международный авторитет Ассамблеи. По опыту Казахстана аналогичные общественные структуры созданы в ряде стран СНГ.
Мировое сообщество с большим вниманием изучает казахстанский опыт. За рубежом проведены крупные международные конференции о роли Ассамблеи в жизни многонационального населения республики. Казахстанский опыт получил высокую оценку международных экспертов. В свое время Генеральный секретарь ООН Коффи Аннан назвал Казахстан "примером межнационального согласия, стабильного и устойчивого развития для других государств мира".
Высокую оценку состоянию межнациональных отношений в Казахстане дал в ходе своего визита в 2001 году Папа Римский Иоанн Павел II.
Глава государства в книге "Казахстанский путь" также отметил важность и востребованность этого института: "Мы создали уникальный инструмент межнациональных отношений в лице Ассамблеи народа Казахстана. Ни в одной стране мира нет подобного авторитетного и представительного инструмента национальной политики".
Сегодня в структуру Ассамблеи народа Казахстана входит Научно-экспертный совет АНК, Клуб журналистов и экспертов по вопросам межэтнических отношений при АНК, Общественный фонд "Фонд АНК", Методический центр инновационных технологий обучения языкам "Тілдарын", а также Ассоциация предпринимателей АНК.
Во всех регионах функционируют Дома дружбы, которые расположены в регионах с полиэтничным составом населения.
В Астане работает Дворец мира и согласия, построенный по поручению Главы государства. Здесь проходят ежегодные сессии Ассамблеи народа Казахстана, съезды лидеров мировых и традиционных религий, а также другие знаковые мероприятия.
По состоянию на 2018 год в Казахстане действуют 29 республиканских, 75 региональных, а также 530 местных зарегистрированных этнокультурных объединений. Общее же количество этнокультурных объединений в стране – 1071.
За время своего существования Ассамблея превратилась в поистине авторитетный общественный институт по регулированию межнациональных отношений.
Этническое разнообразие – это достояние страны, предмет особой гордости казахстанцев, избежавших в смутную пору распада СССР межнациональных распрей.
"Казахский народ должен объединять все другие народы, проживающие в стране. Широкая душа казаха помогает ему уживаться со своими соседями, это позволяет сохранять единство всего казахстанского народа. Казахский народ несет ответственность за всех, кто живет в нашей стране. Никто не должен чувствовать себя ущемленным по языку, вероисповеданию и культуре", – отмечает Нурсултан Назарбаев.
Фото и видеоматериалы взяты из открытых источников