21 мая – День специалиста инженерно-авиационного обеспечения

3653
Беседовала Асель Шаяхмет

Накануне профессионального праздника мы побеседовали с заместителем главнокомандующего Силами воздушной обороны по вооружению (главным инженером) – начальником главного управления вооружения управления главнокомандующего СВО ВС РК генерал-майором авиации Ержаном Нильдибаевым.

фото предоставлено пресс-службой Сил воздушной обороны МО

– Ержан Болатович, какие задачи стоят перед специа­листами инженерно-авиа­ционного обеспечения в современной системе Воен­но-воздушных сил и Сил воздушной обороны?

– В этом году Силы воздушной обороны Вооруженных сил Рес­публики Казахстан отмечают 32-ю годовщину со дня образования структуры инженерно-авиационного обеспечения казахстанской армии. Это профессиональный праздник наших высококлассных специалистов, которые, находясь на земле, отвечают за безопасность и эффективность воздушных операций.

Пока зрители с восхищением наблюдают за виражами самолетов на авиашоу, за кулисами остаются специалисты, без которых полеты были бы невозможны. Именно они отвечают за открытое небо.

Инженерно-авиационное обеспечение (ИАО) – это, по сути, невидимый фронт военной авиа­ции. Ни один учебно-тренировочный полет или боевой вылет не состоятся без тщательной подготовки авиационной техники, полной проверки воздушного судна, диагностики систем, профилактических мероприятий и ремонта. Специалисты ИАО обеспечивают исправность самолетов и вертолетов, наземного оборудования, систем вооружения... Также они отвечают за своевременное обеспечение заправки горючим, маслами, спецжидкостями, средствами пожаротушения. А еще ведут расчеты по нагрузке, центровке и погодным условиям.

В общем, без специалистов ИАО летчики не смогут эффективно выполнять поставленные задачи. Они – основа технической готовности авиации, а это колоссальная ответственность и каждодневный кропотливый труд.

– Расскажите, в чем отличие инженерно-авиационного обеспечения полетов военной и гражданской авиации.

– Во многом. Военное воздушное судно, по сути, оружие в умелых руках авиационного персонала Сил воздушной обороны. И под обеспечением полетов здесь понимается не только красивый пилотаж в небе, но и боевая работа на полигонах с применением различного вооружения, а также боевое дежурство по охране воздушных рубежей.

Военный авиационный персонал должен быть наготове в режиме 24⁄7, чтобы в случае необходимости в кратчайшие сроки подготовить и починить крылатое оружие для выполнения поставленной боевой задачи. Каждый авиационный специалист одновременно испытывает огромную ответственность и гордость за то, что принимает непосредственное участие в деле обороноспособности страны.

– Вспомните, пожалуйста, историю создания службы.

– Это было время больших перемен. Происходившие в начале 1990-х годов реформы, без преувеличения, затронули все отрасли промышленности, обороны и социальной сферы. Требовалось перестроить системы организации управления и финансирования, наладить связи с поставщиками и учебными заведениями.

Многие зарубежные предприятия в тот период не мог­ли закрыть требуемый объем необходимых запасных частей и обеспечить своевременную поставку. Тогда перед инженерно-авиационным обеспечением встала нелегкая задача – сохранить исправность воздушных судов и удержать любой ценой подготовленные кадры. Благодаря общим усилиям, инженерной смекалке и поддержке Правительства мы сумели не только сохранить, но и улучшить количественное и качественное состояние парка воздушных судов Сил воздушной обороны, а также подготовить достаточное количество высококвалифицированных специалистов.

Официально День специалиста инженерно-авиационного обеспечения был утвержден приказом министра обороны в сентябре 2023 года. С тех пор этот праздник стал символом признания важности нашей работы.

– Как сейчас обстоят дела с подготовкой кадров, сущест­вует ли преемственность?

– Инженерно-авиационное обеспечение – это, конечно же, в первую очередь, люди – механики, техники, инженеры, которые, как и летчики, любят небо, но их работа – на земле. Подготовка инженерно-технического состава ведется в Военном институте Сил воздушной обороны имени Талгата Бегельдинова, в Нацио­нальном университете обороны, в зарубежных вузах, а также через систему наставничества, непосредственно в авиационных частях СВО.

У нас работают настоящие профессионалы, и мы гордимся тем, что молодежь с уважением относится к этой профессии и видит в ней перспективу. Со­временный инженер-авиатор – это специалист с мышлением конструктора и дисциплиной военного.

В Силах воздушной обороны эксплуатируются воздушные суда ближнего и дальнего зарубежья. Это требует от авиационного персонала не только базовых инженерных знаний, но и владения иностранными языками, определенной коммуникабельности. Ведь в разных странах и подходы к организации процесса эксплуатации воздушных судов разные, а это требует от инженерно-технического состава определенных навыков адаптации к реалиям.

В завершение я хотел бы поздравить коллег с профессиональным праздником. Пусть авиационная техника будет всегда исправна, а небо – мирным.

 

Популярное

Все
Каждому школьнику – безграничные возможности
Событие особой значимости
Послание Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана
Музыка, объединившая народы
Как ИИ помогает педагогам
Цифровизация становится новой национальной идеей
Уроки большого спорта
Мастер-класс мирового уровня
Господдержка помогла фермерам
Первый звонок прозвучал не везде
На кортах Китая и США
«Барыс» побеждает на старте сезона
Внимание каждому региону
Наращивая промышленную мощь
Бронзовый прыжок
Техническое обновление – не только вызов, но и новые возможности
Энергетический переход – не самоцель, а инструмент
Отечественное производство полного цикла
Международный университет информационных технологий Усонг открыт в Туркестане
Созидательный потенциал духовной дипломатии
35 школ Атырауской области остались без директоров
Отслужил и получил грант: солдат из Нацгвардии стал студентом
Ремонт пяти мостов начали на популярном туристическом маршруте в ВКО
В Семее студента приговорили к пожизненному сроку
Смена графика работы в Астане: что изменится
Съемки международного музыкального проекта Димаша стартуют в Казахстане
Токаев и Сюэсян открыли в онлайн-режиме новый завод в Жамбылской области
Фильм Qaitadan стартует в казахстанском кинопрокате
Какой будет погода в сентябре для казахстанцев
Подсолнечное масло отправили из Казахстана в Китай новым способом перевозки
Стратегия отрасли: от добычи сырья - к высоким переделам
Сабина Алтынбекова будет играть за казахстанский клуб
Астана принимает VI Континентальный форум спортсменов ОСА
Токаев выступил на заседании казахско-китайского Делового совета в Пекине
В Пекине началось 8-е заседание казахско-китайского Делового совета
Тяньцзинь – Пекин: как визит Токаева усилил позиции Казахстана в Евразии
Род-Айленд ввел «налог на Тейлор Свифт»
Шестилетнего мальчика с ножом сняли на видео в Астане
Комплексность и стратегический взгляд: чем отличалась позиция Токаева на саммите ШОС в Китае
Перспективы развития сотрудничества обсудил Токаев с президентом АБИИ
Гвардейцы поздравили жителей Кокшетау с Днем Конституции
Военнослужащие Нацгвардии провели акцию «Дорога в школу»
В Кызылординской области все больше сёл отказываются от продажи алкоголя
Четыре человека погибли в жуткой аварии в Актюбинской области
Алматинская область подарила земле Абая скульптуру «Золотой человек»
Жители Шымкента не спешат платить
Проезд сделали бесплатным
Аким Мангистау ознакомился с ходом строительства социальных объектов
Бектенов поручил внести предложения по наказанию виновных в срыве дорожных проектов
Госаудит проверил расходы казахстанской науки
В Сарани строят завод по сборке грузовиков
День строителя
Новую школу построят в Атырау
Aitu: в чем отличие казахстанского мессенджера от WhatsApp и Telegram
Ставки по вкладам физлиц в тенге обновили рекорд XXI века
Прокуратура на защите конституционных ценностей государства
«Школу будущего» показали в Жамбылской области
День спорта отметят в Казахстане
Больше 20 предприятий Алматы признаны победителями регионального этапа конкурса «Лучший товар Казахстана»
Сегодня – День спорта

Читайте также

Лоукостер из Таиланда зайдет на рынок Казахстана
Казахстанцев предупредили о правилах въезда в Шарм-эль-Шейх
В двух школах ВКО нет автоматической пожарной сигнализации …
Растет число авиарейсов в Китай

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]