21 мая – День специалиста инженерно-авиационного обеспечения

3983
Беседовала Асель Шаяхмет

Накануне профессионального праздника мы побеседовали с заместителем главнокомандующего Силами воздушной обороны по вооружению (главным инженером) – начальником главного управления вооружения управления главнокомандующего СВО ВС РК генерал-майором авиации Ержаном Нильдибаевым.

фото предоставлено пресс-службой Сил воздушной обороны МО

– Ержан Болатович, какие задачи стоят перед специа­листами инженерно-авиа­ционного обеспечения в современной системе Воен­но-воздушных сил и Сил воздушной обороны?

– В этом году Силы воздушной обороны Вооруженных сил Рес­публики Казахстан отмечают 32-ю годовщину со дня образования структуры инженерно-авиационного обеспечения казахстанской армии. Это профессиональный праздник наших высококлассных специалистов, которые, находясь на земле, отвечают за безопасность и эффективность воздушных операций.

Пока зрители с восхищением наблюдают за виражами самолетов на авиашоу, за кулисами остаются специалисты, без которых полеты были бы невозможны. Именно они отвечают за открытое небо.

Инженерно-авиационное обеспечение (ИАО) – это, по сути, невидимый фронт военной авиа­ции. Ни один учебно-тренировочный полет или боевой вылет не состоятся без тщательной подготовки авиационной техники, полной проверки воздушного судна, диагностики систем, профилактических мероприятий и ремонта. Специалисты ИАО обеспечивают исправность самолетов и вертолетов, наземного оборудования, систем вооружения... Также они отвечают за своевременное обеспечение заправки горючим, маслами, спецжидкостями, средствами пожаротушения. А еще ведут расчеты по нагрузке, центровке и погодным условиям.

В общем, без специалистов ИАО летчики не смогут эффективно выполнять поставленные задачи. Они – основа технической готовности авиации, а это колоссальная ответственность и каждодневный кропотливый труд.

– Расскажите, в чем отличие инженерно-авиационного обеспечения полетов военной и гражданской авиации.

– Во многом. Военное воздушное судно, по сути, оружие в умелых руках авиационного персонала Сил воздушной обороны. И под обеспечением полетов здесь понимается не только красивый пилотаж в небе, но и боевая работа на полигонах с применением различного вооружения, а также боевое дежурство по охране воздушных рубежей.

Военный авиационный персонал должен быть наготове в режиме 24⁄7, чтобы в случае необходимости в кратчайшие сроки подготовить и починить крылатое оружие для выполнения поставленной боевой задачи. Каждый авиационный специалист одновременно испытывает огромную ответственность и гордость за то, что принимает непосредственное участие в деле обороноспособности страны.

– Вспомните, пожалуйста, историю создания службы.

– Это было время больших перемен. Происходившие в начале 1990-х годов реформы, без преувеличения, затронули все отрасли промышленности, обороны и социальной сферы. Требовалось перестроить системы организации управления и финансирования, наладить связи с поставщиками и учебными заведениями.

Многие зарубежные предприятия в тот период не мог­ли закрыть требуемый объем необходимых запасных частей и обеспечить своевременную поставку. Тогда перед инженерно-авиационным обеспечением встала нелегкая задача – сохранить исправность воздушных судов и удержать любой ценой подготовленные кадры. Благодаря общим усилиям, инженерной смекалке и поддержке Правительства мы сумели не только сохранить, но и улучшить количественное и качественное состояние парка воздушных судов Сил воздушной обороны, а также подготовить достаточное количество высококвалифицированных специалистов.

Официально День специалиста инженерно-авиационного обеспечения был утвержден приказом министра обороны в сентябре 2023 года. С тех пор этот праздник стал символом признания важности нашей работы.

– Как сейчас обстоят дела с подготовкой кадров, сущест­вует ли преемственность?

– Инженерно-авиационное обеспечение – это, конечно же, в первую очередь, люди – механики, техники, инженеры, которые, как и летчики, любят небо, но их работа – на земле. Подготовка инженерно-технического состава ведется в Военном институте Сил воздушной обороны имени Талгата Бегельдинова, в Нацио­нальном университете обороны, в зарубежных вузах, а также через систему наставничества, непосредственно в авиационных частях СВО.

У нас работают настоящие профессионалы, и мы гордимся тем, что молодежь с уважением относится к этой профессии и видит в ней перспективу. Со­временный инженер-авиатор – это специалист с мышлением конструктора и дисциплиной военного.

В Силах воздушной обороны эксплуатируются воздушные суда ближнего и дальнего зарубежья. Это требует от авиационного персонала не только базовых инженерных знаний, но и владения иностранными языками, определенной коммуникабельности. Ведь в разных странах и подходы к организации процесса эксплуатации воздушных судов разные, а это требует от инженерно-технического состава определенных навыков адаптации к реалиям.

В завершение я хотел бы поздравить коллег с профессиональным праздником. Пусть авиационная техника будет всегда исправна, а небо – мирным.

 

Популярное

Все
Ушла из жизни казахстанская тележурналистка Диля Ибрагимова
Международный форум поисковых отрядов стран СНГ прошел в Павлодаре
Сохранить для потомков
Теперь в планах Азиада и Олимпиада
В Almaty Gallery открылась фотовыставка «50⁄50. Прошлое и настоящее»
Посвящение отцу – журналисту, бойцу и стоику
От истоков к современности
Язык – путь к осознанию нации
Вся жизнь – пример служения Отечеству
Тема бытового насилия перестала быть табу
Искусство на защите девочек и женщин
Мастер слова
В Минздраве озвучены ключевые показатели за 9 месяцев текущего года
При полном достатке топлива
Весь ствол в затейливых узорах
Сила местных трав
Красиво жить не запретишь
Дело не только в инфраструктуре
Женское лицо войны
Сакральный ландшафт
Началось строительство сталелитейного завода
Новые авто вручили гвардейцам в Караганде
Какой будет зима в Казахстане, рассказали синоптики
Из казармы в кампус
В Нацгвардии запустили курс подготовки операторов БПЛА
Политика здравого смысла
Полицейские с помощью дрона зафиксировали грубое нарушение на трассе в Акмолинской области
«Закон и порядок»: уроки цифровой грамотности организовали для столичных студентов
Талгар будет расти и вширь, и ввысь
Уверенный рост экономики Приаралья
Нашумевший фильм «Ауру» обсуждают в Казнете
Пройдемся по индустриальной Караганде
Объявлена победительница «Мисс Вселенная 2025»
Гвардейцам вручили ещё 400 сертификатов в ВУЗы
Опасное погружение и обманутые судьбы: есть ли дорога назад?
Казахстанцев предупредили об изменениях в ПДД
Устроившие погром на остановке нарушители получили по 10 суток ареста в Астане
И Полтава, и Коломак, и Червоний шлях
Новая услуга стала доступна в приложении «ЦОН»
В Шымкенте открыт молодежный хаб
Сюрприз на сцене: гвардейцы приготовили для родителей трогательный подарок
Отрасль, где гостеприимство – фактор успеха
Гвардеец завоевал золото на чемпионате Евразии по пауэрлифтингу
Тестирование по Qaztest провели в командовании Нацгвардии
Ошибка, которую нужно исправить: мажилисмен о запрете самосвалов на автодорогах
Кайрат» продолжает удивлять Европу и нас
Все строго по правилам
Одну из улиц в Астане закроют на 2 недели
Мегапроект Саудовской Аравии «Зеркальная линия» – на грани провала
Зима будет теплой
Школьники из Семея изготовили EcoBox из пластиковых крышек
«Ход королевы»: Почему женщины из Казахстана успешнее в шахматах, чем мужчины?
Режут провода, портят светильники: Шымкент страдает от вандалов
Метель, туман, гололед: 20-градусные морозы надвигаются на Казахстан
Президент Финляндии провел лекцию в Maqsut Narikbayev University
По следам Великого шелкового пути: как провести отпуск в Узбекистане
Запущен завод по переработке мяса птицы
На 50 млн тенге оштрафованы предприниматели за необоснованные цены
Реформы Президента по развитию села работают на укрепление национальной идентичности – Спикер Сената
В основе успехов отечественных аграриев лежит самоотверженный труд и государственная поддержка

Читайте также

Шымкент получил новый самолет L-410
На базе воздушной гавани столицы создадут аэрохаб
Контракт на $7 млрд: еще 15 самолетов закупят в США
Airbus запустила новую линию окончательной сборки в Китае

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]