
Любимый миллионами актер и клоун Юрий Никулин впервые попробовал себя в роли водителя уже 40-летним, причем без особого энтузиазма.
Езда, по воспоминаниям Юрия Владимировича, давалась ему нелегко. На одном из первых занятий он чуть не задавил дворника. Обошлось, к счастью, сломанной метлой. Ездить великий актер все же научился. А вскоре у него появился и первый автомобиль – он стал одним из немногих в СССР владельцев-частников довольно редких универсалов ГАЗ-22 и ГАЗ-2402 «Волга», купить которые обычному человеку практически не представлялось возможным.
Машину удалось приобрести только благодаря обширным связям и культовому статусу актера. В 1965 году универсал обошелся кинозвезде ровно в 6 200 рублей. Черную «Волгу» с номером 80-60 МОТ знали все московские гаишники и частенько останавливали актера, только чтобы попросить автограф. Однажды машину даже пытались украсть, но воры доехали лишь до ближайшего поворота: Никулин предусмотрительно установил импортное противоугонное устройство, запирающее рулевую колонку.
Универсалы выпускались только на базе 3-й серии «Волги»: под капотом – рядный 4-цилиндровый двигатель мощностью 75 л. с. Практичный автомобиль стал незаменимым помощником во время гастролей артиста: в просторный салон и багажник без проблем вмещались личные вещи и весь рабочий реквизит.
Позже ГАЗ-22 перекрасили в темно-серый цвет, а салон был украшен вишневыми велюровыми чехлами (от Ford), купленными в США во время гастролей. В 1976 году Никулин подарил 22-ю «Волгу» своему сыну на день рождения, а сам пересел на новую модель – универсал ГАЗ-2402 белого цвета, который он лично пригнал из Горького.
Однако уже по дороге в Москву потекли масло и антифриз, вскоре от кузова стала отваливаться краска. Потом случались и мелкие аварии, и переборка двигателя, но Юрий Владимирович свою машину любил. Как, впрочем, и все тогдашние автолюбители, привыкшие относиться к семейным автомобилям почти как к живым существам с индивидуальными характерами, а иногда и причудами.
Прочная и вместительная «Волга» была мечтой многих и многих советских людей, но ее, правда, надо было часто чинить и обслуживать. Простейшие операции Никулин освоил сам, а более сложные доверял спецам. Помочь любимому актеру хотел, разумеется, каждый. К слову, в те годы практически каждый далекий от техники автолюбитель обзаводился знакомым механиком, причем часто работающим вовсе не в официальном сервисе, а на автобазе, а иногда и просто в частном гараже.
Юрий Владимирович не был суеверным, поэтому для новой машины выбрал номер 00-13 ММО, который никто не хотел брать в ГАИ. И возможно, зря: в 1982 году произошло печальное событие – «Волгу» угнали. Автомобиль так и не удалось найти, поэтому народный артист оперативно купил взамен подержанный универсал ВАЗ-2102. Вскоре эта машина также перешла к сыну.
Последним автомобилем Юрия Никулина стал фургон ЗИЛ-«бычок», подаренный мэром Москвы на 75-летие директора для нужд цирка.
Хотя был еще один автомобиль – бронзовый Adler Trumpf Junior, точно воспроизведенный скульптором Александром Рукавишниковым. Спущенные колеса, продавленные сиденья, олень от «Волги» на капоте и затрапезно-заграничный вид знаменитой легковушки из «Кавказской пленницы» лишь усиливают комедийный образ. Правда, в фильме за рулем этого автомобиля актер не сидел. Это место постоянно занимал Евгений Моргунов.
Сначала памятник хотели поставить прямо на проезжей части, но власти сказали, что он будет мешать проезду. Поэтому скромный, но очень домашний монумент установили на тротуаре, посвятив 120-летию цирка и 80-летию со дня рождения его преданного артиста и любимого директора.
Известно также, что в последние годы жизни Юрий Владимирович за руль почти не садился, в цирк его чаще возили на «мерседесе». Но образ великого комика, конечно же, всегда будет ассоциироваться с «Волгами». И это справедливо!