
Больше 15 лет в сибирской столице действует общественная организация «Отан». Под ее шаныраком работают языковые курсы, для молодежи проходят kazakh party. В районах организация отмечает встречу Наурыза, проводит праздники казахской культуры.
Наиболее активные отановцы – казахстанские студенты, поступившие в новосибирские вузы. Достаточно заглянуть в соцсети, там масса признаний, насколько важным было для ребят погрузиться в родную и привычную атмосферу – такую, как дома.
– Я из Усть-Каменогорска, в Новосибирске окончил университет водного транспорта, – рассказал Адилбек Бекпаев. – Первые два года сильно скучал. Когда переезжаешь в другой город, попадаешь в другое окружение, хочется найти частичку привычного окружения. Начинаешь больше ценить свою страну и народ. В общественной организации мы общались – отмечали казахские праздники, устраивали вечера казахского языка. Я убежден, что нужно с уважением относиться к культуре любого народа и при этом ни в коем случае не забывать своих традиций, помнить, откуда ты родом.
Который год ни один Наурыз, ни один фестиваль казахской культуры в Новосибирской области не обходится без Нурлана Табарекова. Он вырос в Кош-Агачском районе, казахский – его родной язык, с домброй не расстается с детства. Как шутливо заметил Нурлан, как только студенты-казахстанцы слышат его имя, он сразу становится для них своим.
– Только возьмешь домбру, все подхватывают, – поделился новосибирец. – Вообще, песни – это прекрасный способ обучения языку. Музыка помогает правильно воспринимать произношение. Даже если человек сначала не понимает значение, он усваивает на интуитивном уровне. Мелодия сама расставляет акценты, в памяти остается общее звучание, запоминаются ударения в словах.
Лингвисты знают: песни, в том числе современные, это кладезь устойчивых выражений. В таких текстах всегда много «модной» лексики и словосочетаний, передающих чувства и действия. Они остаются в подсознании и во время занятий языком помогают быстро пополнить словарный запас. Недаром среди певцов-исполнителей много полиглотов.
У новосибирских отановцев вечера песни на казахском языке – одна из главных традиций. Музыка действует как волшебная палочка: человек на занятиях может с трудом подбирать слова, говорить с сильным акцентом. Но стоит ему запеть – акцент почти не заметен.
– Мы более 15 лет продвигаем идею сохранения этнокультурной идентичности казахского народа на территории Новосибирской области, – рассказала руководитель центра «Отан» Орынкул Настаушева. – Первый областной казахский праздник «Шанырак» прошел в 2007 году, а в 2019-м мы провели его в 11-й раз. У нас много сел с компактным казахским населением. Они есть в Карасукском, Краснозерском, Чановском, Чулымском и других районах. Казахские песни и игра на национальных инструментах – непременный элемент народных праздников. Самый известный – Наурыз, на него собираются все. Во многом благодаря общественной организации у сибиряков есть возможность почувствовать традиционные казахские гостеприимство и доброжелательность. У многих студентов, приезжающих из Казахстана, огромная тяга к корням, они приходят к нам. Есть ребята, которые научились самостоятельно ставить юрты.
К слову, при изучении архивных документов активисты центра «Отан» нашли любопытные сведения. Например, в Новосибирской области в ХХ веке было 80 казахских аулов, причем основанных еще до революции. По словам Орынкул Настаушевой, аул Карасарт основан в 1764 году, аул Нижнебаяновский – в 1826-м. В 1930-х годах в регионе издавалась газета на казахском языке.
Как заключила общественница, казахи в Сибири стараются сохранить и приумножить родную культуру. В Новосибирском краеведческом музее хранятся предметы быта и украшения, собранные в аулах Карасукского района. А в музее истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока в Новосибирском академгородке представлена коллекция одежды и узорных войлоков, собранная в ходе экспедиций в казахские поселения Республики Алтай. В этом же научном учреждении фольклористам удалось записать огромное количество казахских песен, распространенных среди жителей Горного Алтая.