Как сообщил заместитель председателя Комитета административной полиции МВД РК Алексей Милюк, переход на сервисную модель обеспечения общественной безопасности является важным этапом реформирования казахстанской полиции, ориентированной на потребности гражданского общества. Министерством внутренних дел изучен ведущий мировой опыт и этапы внедрения элементов сервисной модели.
Так, по его словам, Великобритания оказалась одной из первых стран, которая переформатировала работу полиции от традиционной на сервисную. На это им понадобилось более 15 лет. Рассмотрен и опыт Грузии, которая в 2005 году провела кардинальную реформу полиции с положительным эффектом – возросшим уровнем доверия населения к полиции. В 2012 году он составлял 90%.
Помимо зарубежного опыта изучены и учтены мнения и предложения общественности и отечественных экспертов, а также самих сотрудников полиции. Кроме того, начиная с конца 2020 года, в ряде регионов последовательно запустили пилотные проекты.
– Сейчас во исполнение поручений Главы государства, озвученных в недавнем Послании народу Казахстана, принимаем меры по их масштабированию, с широким вовлечением в эту работу местных органов власти, – сказал Алексей Милюк.
Между тем для перехода на сервисную модель в Казахстане уже имеется правовая и организационная основа: приняты кодексы, отраслевые законы, в числе которых «О профилактике правонарушений», «Об участии граждан в обеспечении общественного порядка» и другие. Функционируют соответствующие государственные и общественные институты. Созданы межведомственные комиссии по профилактике правонарушений на центральном, региональном и районном уровнях. Есть подразделения местной полицейской службы, с реформы которой Президент и поручил начать соответствующую работу.
Как отмечают в МВД, оценка работы сервисной полиции должна заключаться не в выявлении, а в пресечении правонарушений, в способности быть готовой оказывать помощь и устанавливать доверительные отношения с населением.
Для примера используется опыт Великобритании, где диалог полицейского начинается со слов «чем я могу Вам помочь?» Эта фраза в корне меняет градус дальнейшего общения и помогает выстроить доверительные отношения и рассчитывать на безопасность и получение необходимых консультаций у представителя охраны правопорядка.
При этом, как показывает передовой зарубежный опыт, работа должна начинаться с тестирования различных сервисных элементов готовности населения и самих полицейских к новому формату взаимоотношений. Так, в городе Караганде с прошлого года апробируется внедрение сервисных подходов в вопросах обеспечения общественной безопасности. Речь идет об организации работы полиции с местными исполнительными органами и сообществами по выявлению и решению проблем безопасности в партнерстве с общественностью.
Основная цель нововведений – это комплексное и всестороннее изучение проблем пилотной территории, вовлечение в процесс обеспечения безопасности других субъектов профилактики правонарушений и местное сообщество, где ключевая роль отводится местным исполнительным органам и полиции.
Аналогичные проекты в этом году также были запущены в Актюбинской, Западно-Казахстанской, Павлодарской, Мангистауской, Атырауской областях и городе Алматы. В ближайшее время такие проекты запустят во всех регионах страны.