Что степь без скакунов…

3713
Бек Нигметов

Судьба костанайской породы лошадей серьезно волнует неравнодушных казахстанцев, считающих ее достоянием страны.

фото предоставлено пресс-службой НАНОЦ

О положении, в котором сейчас пребывает конезавод, специализирующийся на разведении данной породы, а также о возможных путях решения проблем, рассказал на организованном для журналистов брифинге председатель правления НАНОЦ (Национального аграрного научно-образовательного центра) Бауыржан Касенов.

По его словам, вначале следует обратиться к истории конезавода, созданного еще в 1888 году царским указом. Перед подданными тогда была поставлена задача вывести новую, востребованную породу лошадей верхово-упряжного типа.

Как известно, в ту пору лошади являлись практически основным средством передвижения. Они использовались для нужд кавалерии, служили тягловой силой как в армейских обозах, так и в гражданском хозяйстве.

Костанайский конный завод стал свидетелем смены нескольких историчес­ких фармаций, пережил ряд переломных момен­тов, включая Октябрьскую революцию и Великую Отечественную войну. Кстати, в военные годы костанайские кони отправлялись на фронт для обеспечения нужд кавалерийских частей и обозов Красной армии.

Послевоенный период был отмечен подъемом конезавода. Планомерно и целенаправленно велись работы по селекции лошадей и выведению новой породы. Ее основой стала исконная казахская степная лошадь.

Селекционеры-коневоды работали на желаемый результат, постепенно смешивая аборигенов с лошадьми калмыцкой, донской, буденновской, английской пород. Наконец, в 1951 году была официально зарегистрирована отдельная, самостоятельная костанайская порода лошадей. К слову, соответствующее постановление Совета министров СССР было подписало непосредственно Иосифом Сталиным.

Отличительными качествами новой породы стали резвость и сила, приоб­ретенные от чистокровных верховых и других неместных, завезенных пород. От казахской лошади «костанайцы» унаследовали выносливость и неприхотливость, способность тебеневаться в зимний период, то есть самостоятельно находить корм под снегом. Эти два основных качества можно считать преимуществом и основной характерис­тикой костанайской породы.

В советский период лучшие питомцы конезавода принесли в его копилку множество наград, завоеванных на различных всесоюзных соревнованиях. К примеру, жеребец Червонец в скачке на длинную дистанцию установил мировой рекорд – преодолел 100 километров за 4 часа 1 минуту и 5 секунд и в суточном пробеге прошел 286,1 км!

Жеребец Тучный дистанцию в 50 км преодолел за 1 час 35 минут. По массе груза в упряжи на различные дистанции мировым рекордсменом был Шторм. Выдающиеся результаты показала кобыла Беда.

Селекционно-племенная работа по выведению породы велась на протяжении нескольких десятилетий, в течение которых сменились поколения специалистов-коневодов, ученых, зоотехников, тренеров-наездников и ветеринаров.

Впрочем, история историей, а сегодня знаменитый конезавод, а сейчас – ТОО «Қазақ тұлпары», переживает тяжелые дни. В настоящее время он находится в селе Заречное Костанайской области. От его некогда многочисленного пого­ловья осталось всего 48 голов, из которых конематок – 28. Таким образом, удалось сохранить минимальное количество племенных животных, и это не избавляет от тревоги за судьбу костанайской породы в целом.

В перспективе для успешной селекции важно иметь два племенных ядра с содержанием в каждой по 50 лошадей.

Часть поголовья костанайской породы лошадей, соответствующая всем племенным стандартам, может содержаться в личных хозяйствах. Если верить записям племенного учета конезавода, то их должно насчитываться порядка 150 голов. Однако конезаводчикам предстоит обследовать состояние этих животных, прежде чем станет возможным их включение в племенное ядро.

Между тем в 2014 году на конезаводе насчитывалось 300 лошадей. Минувшие десять лет оказались для предприятия разрушительными. Сказались сложности экономического, финансового порядка.

По словам председателя правления НАНОЦ, нельзя сказать, что государство не помогает конезаводу: средства на его содержание выделяются, тем не менее вряд ли стоит уповать исключительно на одно государство. Чтобы не потерять костанайскую породу лошадей, нужны совместные усилия государства и неравнодушных представителей бизнеса.

Как стало известно в ходе брифинга, на базе Костанайского конезавода создан консорциум, призванный аккумулировать общие силы и средства.

Одним из серьезных и неравнодушных инвесторов является ТОО «Байсерке-Агро». Энтузиасты сохранения и развития костанайской породы лошадей считают, что речь в данном случае идет об имидже страны.

– Мы позиционируем себя как потомков нации кочевников, чья история неразрывно связана с лошадью, – рассуждает Бауыржан Касенов. – Поэтому казахи просто обязаны иметь свою верховую породу лошадей, которая бы выступала в том числе на различных конных состязаниях, включая международные. Такая порода уже имеется, ее только нужно поддержать. Если же все начинать с нуля, на это уйдет не менее десяти лет. Так не разумней ли сохранить то, что уже имеется?

Трудно не согласиться с этими доводами. Правда, важно, чтобы параллельно с восстановлением породы шло еще и развитие в нашей стране конноспортивных видов спорта, строились ипподромы, другая инфраструктура.

Эти объекты должны активно функ­ционировать благодаря регулярному проведению конноспортивных соревнований и национальных состязаний, что повысит прикладное значение верховой лошади, позволит ей стать более востребованной.

Для потомков степных номадов формирование и развитие культуры, в основе которой лежат история и национальные традиции, имеет особое значение. В особенности в преддверии Всемирных игр кочевников, которые в этом году примет Казахстан.

Популярное

Все
Казахстанскому бизнесу компенсируют затраты на модернизацию производств
«Анаға тағзым – анаға құрмет»: столичные спортсмены запустили трогательный челлендж ко Дню матери
Креативные индустрии: Как в Казахстане развивают стратегически важный сектор экономики?
Парк в виде символики акции «Таза Қазақстан» заложили в Алматинской области
Новая техника для спасателей обеспечит безопасность отдалённых сел в Атырауской области
Индия и Пакистан договорились о взаимном прекращении огня
Глава государства поделился теплыми воспоминаниями о своей матери
Эстакаду через железную дорогу открыли в Аральске
Наследный принц Абу-Даби прибыл с официальным визитом в Казахстан
Слёзы радости и тепло сердец: в Актау отметили День матери концертной программой
Строительство десяти крупных заводов по производству хлопка начали в Туркестанской области
Костанайская область – лидер РК по производству и экспорту продуктов питания
Три перекрестка временно закроют на ремонт в Астане
Дорога Атырау-Астрахань: завершающий этап
Авиакомпания Qazaq Air официально меняет название
Свыше 4 тыс. военнослужащих приняли участие в военном параде в честь 80-летия Великой Победы
Новую систему безопасности установили на трассе Астана – Караганда – Алматы
NASA подтвердило предсказание Стивена Хокинга о конце света
Опубликован полный текст выступления Главы государства на военном параде в Астане
Бессмертный подвиг девушки-снайпера
Гигантский войлочный ковер с изображением тюльпана изготовили жамбылские мастера
Тягач стоимостью 100 млн тенге разобрали на запчасти на штрафстоянке в Алматинской области
60,8% респондентов оценивают перспективы Казахстана положительно - КИСИ
Профессионал, с которым повезло работать
«Ұлы дала жорығы»: 80-летию Великой Победы посвящается
7 мая — день силы и чести: Казахстан отмечает День защитника Отечества
Промывка почвы на более 134 тыс. га земель завершилась в Туркестанской области
Башкирская группа Ay Yola поблагодарила казахстанцев за теплый прием
Человек-легенда
Президент Мальдив провел самую длинную пресс-конференцию в мире
Акимат Алматинской области ответил на жалобу автомобилистов
В Талдыкоргане 15 человек уже год ждут купленные «по предзаказу» телефоны
Ответственность за «овербукинг» вводят в Казахстане
Личный состав Нацгвардии перешел на летнюю форму одежды
Пятитомник «Каныш» – академическое собрание трудов первого президента Академии наук Казахстана
В Казахстане стартовало профилактическое мероприятие «Безопасная дорога»
Акмолинец выехал на встречную полосу прямо перед полицейскими
В лицее Шымкента хотели закупить 45 тысяч пачек бумаги на 90 млн тенге
Ставить и достигать цели
Начато возведение крупного металлургического завода
Почему огородик в Шымкенте стал дороже сайрамского гектара?
Полководец. Писатель. Патриот
Если звезды зажигают, то это кому-нибудь нужно
Боевой путь пулеметчика
Незнание законов не освобождает от... профессии
Продвижение казахского языка и культуры обсудил Президент с главой «Яндекс Global»
Прокуроры на фронте и в тылу – на страже закона и порядка
Казахстан увеличил шансы на выход в стыки Евро-2026 по футзалу
«Замандас 21»: там, где царят любовь и забота
Как убивали Шерзата Болата

Читайте также

Слёзы радости и тепло сердец: в Актау отметили День матери …
«Анаға тағзым – анаға құрмет»: столичные спортсмены запусти…
Стартовала байга «Ұлы дала жорығы»
TurkісSkills-2025: первый чемпионат профмастерства пройдет …

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]