Значение театрального искусства в жизни общества трудно переоценить. Ведь человек думающий, глубоко чувствующий, неравнодушный никогда не будет удовлетворен узкими рамками теле- или киноэкрана. Живое представление, артисты, их слова или даже молчание, переживания и искания – вот что необходимо людям, как воздух. И это не преувеличение. Это особенность человеческого общества. Песенные состязания айтыскеров, которые, импровизируя, создавали полные драматичности истории, собирали в степи кочевников так же, как амфитеатры – жителей древнегреческих полисов или средневековые балаганные представления на площади – европейцев.
И секрет такой востребованности не только в том, что задеваются чувства отдельного человека. Классик недаром назвал театр зеркалом общества – храм Мельпомены в лучших своих проявлениях является лакмусовой бумажкой происходящих в социуме процессов.
В Семее посещение театра для горожан – традиция, передаваемая в семьях из поколения в поколение. Причем афиши двух старейших в Казахстане коллективов – Казахского музыкально-драматического им. Абая и Русского драматического им. Ф. Достоевского традиционно размещаются по соседству. Они не только отлично сосуществуют в одном здании, но и олицетворяют собой истинный храм Мельпомены, оберегающий служителей высокого искусства. А недавно присоединившийся к содружеству коллективов, дружно живущих под единым шаныраком, молодежный театр «Дариға-ай» мгновенно проникся царящим здесь духом толерантности и сотрудничества.
...Более 95 лет назад будущий классик, а тогда 20-летний юноша Мухтар Ауэзов создал первое драматическое произведение в истории казахского искусства. И наш Семей, являясь родиной казахской драмы, местом, где работают старейшие театры страны, по-прежнему задает тон, бережно храня традиции и вместе с тем соответствуя современным веяниям. Семейские театральные труппы можно смело назвать брендом города, делающим его известным далеко за пределами страны.
Секрет успеха в том, что творческие коллективы удачно совмещают классику и современность, культурное наследие и модерн. Такие спектакли, к примеру, как «Баян-Сулу и Козы-Корпеш», «Енлик – Кебек» – это «наше все», поэтому так важно, что молодой зритель, приходя на них, не только получает эстетическое удовольствие, но и, погружаясь в мир прошлого, узнает много нового о жизни своих предков, своего этноса. Современные драмы, с успехом поставленные обеими труппами, смело говорят о проблемах общества, зритель вместе с героями ищет выход из непростых ситуаций, учится не изменять себе, быть выше сиюминутного, оставаться верным своим идеалам.
Старт Года АНК в Семее совпал с премьерой спектакля «Монолог шепотом» – очередной совместной постановкой театров им. Абая и Ф. Достоевского. Поставленная ранее – также совместно – «Птица счастья» уже два года уверенно держится в репертуаре, пользуясь закономерным успехом у зрителя.
Выбор исторической тематики для нового спектакля стал нашим творческим ответом на запросы общества, ведь нынешний год знаменателен несколькими значительными юбилейными датами. Среди них – 20-летие Ассамблеи народа Казахстана, 550-летие Казахского ханства, 180-летие со дня рождения Чокана Валиханова, 170-летие нашего великого земляка Абая. Театр не может и не должен оставаться в стороне от таких масштабных событий, и вот уже идет подготовка к очередной совместной постановке, в которой будут заняты артисты всех трех наших театров. К празднованию 550-летия Казахского ханства режиссером Нурланом Джуманиязовым будет создан спектакль по пьесе Айбека Сапышева «Жанибек – Керей».
Нередко слышу удивление по поводу дружной работы трех разных театров в одном здании, дескать, это же люди творческие, эмоциональные... Отвечаю просто: у нас есть достойный пример для подражания – наш казахстанский народ!
Здесь хочется подчеркнуть особую роль уникального общественного института, ноу-хау нашего Президента, ставшего объектом белой зависти во многих странах. Это Ассамблея народа Казахстана и открывшиеся повсеместно под ее эгидой дома дружбы и национально-культурные центры, которые отразили глубинную суть казахстанского общества – взаимопонимание людей разных национальностей и верований. Мы должны сберечь и передать потомкам нашу модель общества, единственно жизнеспособную в эпоху глобальных вызовов! И своя особая роль в этом непростом процессе – у театра, в лучших своих проявлениях способного стать истинным властителем дум.