У этого инструмента успокаивающие, волшебные, инопланетные звуки. Даже ребенок, взявший его в руки впервые, сможет в одночасье стать талантливым импровизатором. Таков популярный и в то же время неизвестный для многих глюкофон.
Перкуссионный музыкальный инструмент, тональный лепестковый барабан, или глюкофон, открылся мировому сообществу меломанов лишь в 2005–2007 годах. Именно тогда его звучание презентовал известный доминиканский перкуссионист Фелле Вега. В Америке этот музыкальный инструмент известен как «хапи драм», «стил танг драм», «тэнк драм». В Европе, в частности в Германии, его знают и под представленным ранее названием – глюкофон. А как известно, слово «gluck» с немецкого переводится как «счастье».
Глюкофон и вправду дарит слушателям звуки счастья, ведь ноты на нем подобраны так, что сфальшивить практически невозможно: любая последовательность звуков будет слушаться гармонично и интересно. Глюкофон представляет собой поле для экспериментов. Здесь нет понятия правильных или неправильных ударов – все варианты будут хороши. Поэтому даже хаотичная игра неумелого новичка или ребенка оставит у окружающих людей приятные впечатления. Ну, а в руках человека, имеющего музыкальное образование и слух, глюкофон станет настоящей усладой для ушей.
В Алматы созданием глюкофонов занимается семья Мордовец. Сын Илья и его отец Константин Иванович сегодня работают не покладая рук.
– Мое знакомство с глюкофоном случилось благодаря друзьям. Один из них привез инструмент из Америки. Я взял его, поиграл и решил, что надо такой тоже себе купить. Но вскоре решил, что несложно будет сделать инструмент своими руками, – рассказывает Илья Мордовец.
Молодой мастер не на шутку загорелся идеей создания глюкофона. Он начал изучать характеристики инструмента, материалы, этапы изготовления. Путем проб, ошибок и часов, проведенных за работой, получился симпатичный музыкальный инструмент.
Оригинальную хендмейд-работу Ильи оценили всего его друзья, многие заказали сразу несколько глюкофонов. Так молодой маркетолог постепенно стал мастером по изготовлению музыкальных инструментов. В свободное время и сам с удовольствием берется за них.
– Могу играть на глюкофоне, ханге, варгане, барабанах и гитаре, – перечисляет Илья.
Семья Мордовец – не единственные, кто изготавливает глюкофоны в Казахстане, не единственные и в Алматы. Однако другие мастера делают инструменты не в таком большом объеме.

Илья, успешно переориентировавшись, заинтересовал своей работой и отца. Пенсионер Константин Иванович, в прошлом летчик, активно помогает сыну в создании инструментов, нередко представляет их на городских ярмарках и фестивалях.
Для того чтобы создать глюкофон, Илья приобретает специальные заводские заготовки из стали, которые уже имеют форму полусферы. Мастер работает одновременно над созданием нескольких инструментов.
На первом этапе работы он очищает материал от оксидной пленки. Чистка «сырого» материала до блеска занимает несколько дней. Затем переходит к этапу нарезания «лепестков». В дальнейшем отрезается лишняя кромка на уже вырисовывающемся инструменте, свариваются его части и зачищается шов. Иногда заготовка глюкофона подвергается травлению, а это еще дополнительная работа и время.
Роспись глюкофонов заслуживает отдельного внимания. Каждый инструмент мастеров Мордовец становится настоящим произведением искусства и благодаря художникам Елизавете Ветышевой, Рашиду Нурниязову и Татьяне Зуборевой, с которыми они сотрудничают. Поэтому инструменты алматинских мастеров привлекают внимание иностранных гостей города. В основном они отдавали предпочтение глюкофонам, расписанным в национальном, тюркском стиле.
– Чаще наши инструменты приобретают меломаны от 25 лет и старше, кто-то для себя либо уже детям, – говорит Илья. – Да что уж, и бабушки покупают иногда инструменты! У нас очень широкая аудитория.
– Мы начали создавать глюкофоны в 2015 году. Сейчас у нас на счету более 500 инструментов. В среднем получается изготовить около ста единиц за год.
Нередко глюкофон путают с еще одним перкуссионным инструментом, который называется ханг. Они похожи причудливой обтекаемой формой, напоминающей летающую тарелку, что еще больше мистифицирует их звучание.
На самом же деле именно ханг – прародитель глюкофона. Этот инструмент, состоящий из двух соединенных металлических полусфер, был создан в начале «нулевых» в Швейцарии. В отличие от глюкофона на ханге отсутствуют прорези (лепестки). И если у ханга элементами, издающими звук, являются мембраны, настроенные в определенной тональности, то у глюкофона – прорезанные в его стальном «теле» лепестки.
Глюкофоны различаются между собой размерами. У тех, которые больше, в наличии 10 нот, а те, что поменьше – 8.
Ханг превалирует над глюкофоном и в размере, и в цене. Его стоимость – от тысячи долларов и выше, у глюкофона – меньше в разы.
Мастер Илья Мордовец уверен, что глюкофоны в разных странах, в том числе и в Казахстане, имеют хорошие перспективы для распространения и развития. Ведь волшебство глюкофона заключается и в том, что, в отличие от многих других инструментов, он не требует длительного обучения игре. Кладешь на колени, ударяешь по нему руками или молоточками – и уже рождается симпатичная мелодия.