Инновации помогают учителям-предметникам

274
Асет Сыздыков
старший корреспондент отдела общества

Школа-лицей № 84 им. шейха­ Халифа бен Заида аль-Нахаяна­ – одна из инновационных в столице. Здесь внедряют самые смелые идеи – от STEM-направлений до робототехники и квантовой физики. Сегодня в учебном заведении активно используют и технологии искусственного интеллекта.

фото автора

Школа открылась в 2016 году при поддержке партнеров из Объединенных Арабских Эмиратов. Сейчас здесь обучаются 2,8 тыс. детей. Школа примечательна тем, что в этом году ее посетили Президент страны Касым-Жомарт Токаев и Наследный принц Абу-Даби шейх Халед бен Мухаммед­ бен Заид Аль Нахаян.

О том, что в школе господствуют новые технологии, говорит все вокруг. При входе внимание привлекает большой сенсорный экран с ИИ-роликом: виртуальная девочка рассказывает о требованиях к школьной форме, правилах и достижениях выпускников. А в интерактивном музее благодаря цифровым гидам вы погрузитесь в историю учебного заведения.

Все это часть проекта «Цифровая школа». Как отмечает директор учебного заведения Самал Нугуманова, здесь целенаправленно развивают цифровизацию с 2023 года. Ведется разделение предметов естественно-научного и математического цикла на семь направлений: IT STEM, FAB LAB, робототехника, прикладная математика, биоинженерия, математическое моделирование, биохимия.

– Наша цель – не просто познакомить детей с новыми технологиями, а встроить их в учебный процесс, – говорит директор.

Для этого 80 педагогов прошли обу­чающие курсы по цифровизации. К примеру, они изучили более 200 нейросетей и отобрали из них 33, которые оказались наиболее полезными и стабильными.

– В прошлом году сразу приступили к экспериментальному внедрению ИИ в учебный процесс, – рассказывает Самал Нугуманова. – Конечно, были опасения: насколько они безопасны для детей и учителей, будет ли реальный эффект. Мы начали проверять каждую сеть на уроках, сравнивали результаты, искали самые удобные и полезные.

Цель была амбициозной – объединить все цифровые решения на одной площадке. Поэтому выбор пал на платформу Google Workspace for Education. По словам директора, это целая экосистема, в которой собраны все важные сервисы и инструменты для урока. В том числе и Gemini AI – технология искусственного интеллекта. Учителей привлек тот факт, что платформа защищает персональные данные и дает простор для творчества.

В каждом кабинете установлена интерактивная­ доска, которая синхронизируется с ноутбуками учителей и учеников. В ходе урока преподаватель объясняет новую тему с помощью ИИ и тут же на платформе отправляет задания детям. Также в системе можно создавать планы уроков, стильные презентации, видеоролики и даже написать учебник.

Учитель физики Мейржан Монтакаев отмечает, что технология ИИ позволяет создавать задания «на лету» и отслеживать их выполнение.

– Я задаю тему урока в промпте, и система автоматически формирует задание. Я могу видеть в системе, как ученики их выполняют, и управлять процессом. То есть списать или взять готовое решение с платформы не получится. При этом вся информация урока остается в системе, которая защищена логином и паролем, – рассказывает педагог.

Учителей и детей увлекают творческие возможности ИИ. Так, преподаватель русского языка и литературы Жанар Айжарыкова за минуту создала книгу по стихотворению Александра Пушкина «Монастырь на Казбеке». Теперь ученики могут не только читать произведение, но и любоваться красивыми иллюстрациями, а также слушать аудиоверсию.

А учитель химии Фариза Жанадил показала в Gemini чат-боте репетитора по химии. Он помогает школьникам отвечать на вопросы, придумывать творческие задания, например, историю, где главными героями становятся молекулы азота и кислорода.

Мы увидели, как дети применяют ИИ на уроке английского языка. Тема урока – «Возобновляемые источники энергии». Две группы учеников за пять минут с помощью ИИ создали проект – видеоролик и книгу. Учитель Назым Шаймарданова наблюдала за творческим процессом. А затем команды выходили к доске и защищали проект на английском языке, отмечая преимущества использования зеленой энергии.

– В цифровой среде учитель сегодня выступает модератором. Мы даем направление, а 80 процентов работы выполняют дети. Это повышает интерес и самостоятельность, – считает педагог.

В отдельном кабинете группы учителей разрабатывают долгосрочные планы, опираясь на таксономию Блума. Эта методика делит образовательные цели на шесть уровней – от простого запоминания до анализа, синтеза и оценки.

– Мы считаем, что если не встроить искусственный интеллект в учебные цели, он так и останется внешним инструментом, – поясняет директор Самал Нугуманова. – Методика помогает выстроить логику урока, и учитель видит, как ребенок мыслит, анализирует, а не просто использует цифровые технологии.

Сами школьники легко и быстро осваи­вают инструменты ИИ. Они помогают им подтягивать слабые стороны и получать мгновенно нужные сведения по математике, физике, био­логии и другим предметам.

Ученица 11-го класса Малика Адильхан отмечает, что работа с ИИ экономит время:

– Если раньше подготовка к уроку занимала несколько часов, то теперь можно за пять минут создать презентацию или эссе. Нейросети выступают как помощники. Это оставляет время для других занятий и подготовки к поступлению в университет.

Следует подчеркнуть, что в школе строго соблюдают требования к базовому содержанию государственного стандарта. Как объясняет директор, учителя используют ИИ лишь в пределах допустимых норм программы.

– Искусственный интеллект – это инструмент, а не замена учителю. Он усиливает роль педагога, но никогда не заменит живое общение и воспитание, – уверена Самал Нугуманова.

Популярное

Все
Нобелевский комитет расследует всплеск ставок на премию мира
MTV уходит из Европы
Ержан Ашикбаев назначен первым заместителем министра иностранных дел
Столицу Мальты признали самой красивой в мире
Назначены новые послы Казахстана в ряде стран
Конфликт на границе Афганистана и Пакистана нарастает
Пенсионерам вход бесплатный
Завершена реконструкция Центрального стадиона
В Казахстане станет сложнее пользоваться банкоматами
Опасность в тарелке: в СКО зарегистрировали 19 случаев описторхоза
Пожар в столичном кафе: ремонт в пострадавших квартирах завершен на 90%
В Шымкенте открыли 14 социальных павильонов
Лювак для бодрости
Главнокомандующий Нацгвардией провел приём граждан
О погоде в Казахстане на ближайшие три дня сообщили синоптики
За пловом и природой – в Таджикистан
В Таразе открылся Дом культуры
«Жассарбаз»: прикоснуться к небу
Виноградные слезы
Кто может пройти бесплатные скрининги в поликлиниках
Камера зафиксировала авто со скрытым номером на трассе Астана - Щучинск
В Семее открылась художественная выставка «12–54»
Задержан начальник хоккейной команды «Кулагер»
Стекольный завод запущен в Алматы
О погоде в Казахстане до пятницы сообщили синоптики
Ученые разработали новый инструмент для борьбы с фейками
Гвардеец завоевал «бронзу» на Кубке мира по боевому самбо
WORLD UNIFIGHT CHAMPIONSHIP – казахстанский гвардеец снова на вершине
Треть урожая ушла под снег
Движение по мосту Арыс частично ограничат в Астане
Президенту представили производимую в Акмолинской области аграрную продукцию
Где и по какой цене можно приобрести уголь в Астане
Около 500 тонн продукции привезут на столичную ярмарку из ЗКО и Костанайской области
Токаев проводил Президента Италии в аэропорту Астаны
Машины в кюветах, перебои с электроэнергией и сломанные деревья: в Костанай пришла зима
В Костанайской области начались мероприятия, посвященные 140-летию Миржакыпа Дулатулы
Началось возведение энергоблока
Началось строительство плодоконсервного завода
К строительству крупнейшего завода по производству снеков приступили в Алматинской области
В Алматинской области приняли меры по факту незаконного демонтажа плотины
Чем может гордиться Темиртау?
Президент поблагодарил Головкина за возвращение бокса в олимпийскую «семью»
Рахмет от звезд: как прошел концерт Backstreet Boys в Астане
Правила проверки водителей на опьянение изменили в Казахстане
Синоптики рассказали о погоде в Казахстане на октябрь
Пустующую площадку под мостом превратили в место досуга в Астане

Читайте также

Площадка для профессионального развития IT специалистов чер…
Программа «Адал азамат» показала свою эффективность
Нужны специальные знания
Организации образования перешли на единую модель воспитания…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]