Инновации помогают учителям-предметникам

141
Асет Сыздыков
старший корреспондент отдела общества

Школа-лицей № 84 им. шейха­ Халифа бен Заида аль-Нахаяна­ – одна из инновационных в столице. Здесь внедряют самые смелые идеи – от STEM-направлений до робототехники и квантовой физики. Сегодня в учебном заведении активно используют и технологии искусственного интеллекта.

фото автора

Школа открылась в 2016 году при поддержке партнеров из Объединенных Арабских Эмиратов. Сейчас здесь обучаются 2,8 тыс. детей. Школа примечательна тем, что в этом году ее посетили Президент страны Касым-Жомарт Токаев и Наследный принц Абу-Даби шейх Халед бен Мухаммед­ бен Заид Аль Нахаян.

О том, что в школе господствуют новые технологии, говорит все вокруг. При входе внимание привлекает большой сенсорный экран с ИИ-роликом: виртуальная девочка рассказывает о требованиях к школьной форме, правилах и достижениях выпускников. А в интерактивном музее благодаря цифровым гидам вы погрузитесь в историю учебного заведения.

Все это часть проекта «Цифровая школа». Как отмечает директор учебного заведения Самал Нугуманова, здесь целенаправленно развивают цифровизацию с 2023 года. Ведется разделение предметов естественно-научного и математического цикла на семь направлений: IT STEM, FAB LAB, робототехника, прикладная математика, биоинженерия, математическое моделирование, биохимия.

– Наша цель – не просто познакомить детей с новыми технологиями, а встроить их в учебный процесс, – говорит директор.

Для этого 80 педагогов прошли обу­чающие курсы по цифровизации. К примеру, они изучили более 200 нейросетей и отобрали из них 33, которые оказались наиболее полезными и стабильными.

– В прошлом году сразу приступили к экспериментальному внедрению ИИ в учебный процесс, – рассказывает Самал Нугуманова. – Конечно, были опасения: насколько они безопасны для детей и учителей, будет ли реальный эффект. Мы начали проверять каждую сеть на уроках, сравнивали результаты, искали самые удобные и полезные.

Цель была амбициозной – объединить все цифровые решения на одной площадке. Поэтому выбор пал на платформу Google Workspace for Education. По словам директора, это целая экосистема, в которой собраны все важные сервисы и инструменты для урока. В том числе и Gemini AI – технология искусственного интеллекта. Учителей привлек тот факт, что платформа защищает персональные данные и дает простор для творчества.

В каждом кабинете установлена интерактивная­ доска, которая синхронизируется с ноутбуками учителей и учеников. В ходе урока преподаватель объясняет новую тему с помощью ИИ и тут же на платформе отправляет задания детям. Также в системе можно создавать планы уроков, стильные презентации, видеоролики и даже написать учебник.

Учитель физики Мейржан Монтакаев отмечает, что технология ИИ позволяет создавать задания «на лету» и отслеживать их выполнение.

– Я задаю тему урока в промпте, и система автоматически формирует задание. Я могу видеть в системе, как ученики их выполняют, и управлять процессом. То есть списать или взять готовое решение с платформы не получится. При этом вся информация урока остается в системе, которая защищена логином и паролем, – рассказывает педагог.

Учителей и детей увлекают творческие возможности ИИ. Так, преподаватель русского языка и литературы Жанар Айжарыкова за минуту создала книгу по стихотворению Александра Пушкина «Монастырь на Казбеке». Теперь ученики могут не только читать произведение, но и любоваться красивыми иллюстрациями, а также слушать аудиоверсию.

А учитель химии Фариза Жанадил показала в Gemini чат-боте репетитора по химии. Он помогает школьникам отвечать на вопросы, придумывать творческие задания, например, историю, где главными героями становятся молекулы азота и кислорода.

Мы увидели, как дети применяют ИИ на уроке английского языка. Тема урока – «Возобновляемые источники энергии». Две группы учеников за пять минут с помощью ИИ создали проект – видеоролик и книгу. Учитель Назым Шаймарданова наблюдала за творческим процессом. А затем команды выходили к доске и защищали проект на английском языке, отмечая преимущества использования зеленой энергии.

– В цифровой среде учитель сегодня выступает модератором. Мы даем направление, а 80 процентов работы выполняют дети. Это повышает интерес и самостоятельность, – считает педагог.

В отдельном кабинете группы учителей разрабатывают долгосрочные планы, опираясь на таксономию Блума. Эта методика делит образовательные цели на шесть уровней – от простого запоминания до анализа, синтеза и оценки.

– Мы считаем, что если не встроить искусственный интеллект в учебные цели, он так и останется внешним инструментом, – поясняет директор Самал Нугуманова. – Методика помогает выстроить логику урока, и учитель видит, как ребенок мыслит, анализирует, а не просто использует цифровые технологии.

Сами школьники легко и быстро осваи­вают инструменты ИИ. Они помогают им подтягивать слабые стороны и получать мгновенно нужные сведения по математике, физике, био­логии и другим предметам.

Ученица 11-го класса Малика Адильхан отмечает, что работа с ИИ экономит время:

– Если раньше подготовка к уроку занимала несколько часов, то теперь можно за пять минут создать презентацию или эссе. Нейросети выступают как помощники. Это оставляет время для других занятий и подготовки к поступлению в университет.

Следует подчеркнуть, что в школе строго соблюдают требования к базовому содержанию государственного стандарта. Как объясняет директор, учителя используют ИИ лишь в пределах допустимых норм программы.

– Искусственный интеллект – это инструмент, а не замена учителю. Он усиливает роль педагога, но никогда не заменит живое общение и воспитание, – уверена Самал Нугуманова.

Популярное

Все
Токаев провел ряд встреч и переговоров в Нью-Йорке
Рахмет от звезд: как прошел концерт Backstreet Boys в Астане
Казахстан выступил с призывом к соблюдению международного гуманитарного права
Четыре страны признали палестинское государство
В Москве объявлен победитель «Интервидения»
В США озвучили имена покупателей TikTok
Учения «Десант-2025» прошли на полигоне «Коктал»
Экстрадирован подозреваемый в хищении почти 9 млрд тенге из «дочки» АО «Самрук-Энерго»
Культовый забег официантов провели в Париже
Почти 2 млн туристов посетили нацпарки Казахстана за 7 месяцев
Подземные мечети Мангистау включат в список ЮНЕСКО
В Жамбылской области названа лучшая невестка
Серийный вор маскировался под электрика в Костанае
В Третьяковскую галерею отправятся шедевры казахского искусства
«Дочку» КТЖ оштрафовали почти на 1,5 млрд тенге
Подозреваемых в вымогательстве у военнослужащего задержали в Павлодаре
Штраф за брань в соцсетях получила астанчанка
Дожди с ветром прогнозируются в Казахстане
Новый сервис для автовладельцев доступен в мобильном приложении «ЦОН»
Безопасность концерта Backstreet Boys обеспечили с помощью цифровых технологий в Астане
Движение по мосту Арыс частично ограничат в Астане
Президенту представили производимую в Акмолинской области аграрную продукцию
Осенние дожди с грозами нагрянут в Казахстан
Водителей освободили от оплаты за участки дорог с дефектами в РК
Нужны специальные знания
В Костанайской области начались мероприятия, посвященные 140-летию Миржакыпа Дулатулы
В Жамбылской области дан старт очередному театральному сезону
Более 12 000 туристов приедут на концерт Backstreet Boys в столице
В Шымкенте прошел Международный конгресс кардиохирургов
Сборная Казахстана по боксу выиграла командный зачёт чемпионата мира
Unico Play: первый казахстанский онлайн-кинотеатр запустили в Астане
Новый взгляд на старые фасады
Серебряные награды из Брно
Правила проверки водителей на опьянение изменили в Казахстане
Касым-Жомарт Токаев поздравил казахских боксеров
Президент поблагодарил Головкина за возвращение бокса в олимпийскую «семью»
Медиафорум Клуба журналистов АНК прошел в Астане
Современную придорожную гостиницу построили в Жамбылской области
Деньги из ЕНПФ: Массовые задержания прошли в Казахстане по делу стоматологий
Токаев: Необходимо своевременно завершить полевые работы и собрать урожай
Гвардейцы поздравили жителей Кокшетау с Днем Конституции
Военнослужащие Нацгвардии провели акцию «Дорога в школу»
Жители Шымкента не спешат платить
Проезд сделали бесплатным
Аким Мангистау ознакомился с ходом строительства социальных объектов
35 школ Атырауской области остались без директоров
Новую школу построят в Атырау
Aitu: в чем отличие казахстанского мессенджера от WhatsApp и Telegram
Ставки по вкладам физлиц в тенге обновили рекорд XXI века
В Семее студента приговорили к пожизненному сроку
Прокуратура на защите конституционных ценностей государства
В ЗКО готовят выпуск продукции из сайги
Ремонт пяти мостов начали на популярном туристическом маршруте в ВКО
Отслужил и получил грант: солдат из Нацгвардии стал студентом
«Школу будущего» показали в Жамбылской области
Как отпразднуют День шахтёра в Карагандинской области
Президент отреагировал на жалобы граждан по поводу самокатов
Строительство индустриального парка начинается в Туркестанской области
Экологический месячник стартует в Астане с 13 сентября
Международный университет информационных технологий Усонг открыт в Туркестане

Читайте также

Программа «Адал азамат» показала свою эффективность
Нужны специальные знания
Организации образования перешли на единую модель воспитания…
Цифровое будущее страны

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]