
На сегодня в республиканский список сакральных мест Казахстана от Западно-Казахстанской области вошли семь объектов: городище Жайык, областной историко-культурный, архитектурно-этнографический музей-заповедник Хан Ордасы, комплекс Таксай, мавзолей Жумагазы-хазрета, место захоронения Гумара Караша, дом Алаш Орды, мавзолей композитора-кюйши Даулеткерея Шыгайулы.
Сорок исторических и культурных объектов включены в список сакральных мест области. Как считают в региональном проектном офисе по ЗКО «Рухани жаңғыру», это лишь малая толика интереснейших мест региона.
– Посмотрите на нашу область – это как миниатюра всей страны, – говорит руководить регионального проектного офиса по ЗКО «Рухани жаңғыру» Айгуль Туркина. – Будто с нее Елбасы писал «Семь граней Великой степи». Каждый район чем-то да знаменит, имеет свою фишку. Акжаикский – край святых и батыров. В Чингирлауском – богатейшая природа во всем ее многообразии – с песчаными барханами, горами, лесами, сорами, многочисленными солеными и пресными водоемами. Сырымский район стал центром западного крыла освободительного движения Алаш Орды. Степи Казталовки расцветают весной всеми цветами радуги, здесь проводится фестиваль «Тюльпанная весна».
Западно-Казахстанская область – родина кушумской породы лошадей. Более ста лет назад яблоки из садов Приуралья вместе с осетрами и черной икрой возили к столу российских императоров. В начале прошлого века уральский анис был удостоен малой золотой медали на всемирной выставке в Париже.
– Историю малой родины должен знать каждый, – считает Айгуль Туркина. – Особенно это важно для государственных служащих. Например, в Японии при поступлении на госслужбу кандидат сдает отдельный тест на знание родного края. Госслужащий должен уметь так рассказать о богатом культурном и природном наследии, чтобы рассказ вдохновил местных бизнесменов на развитие туристической инфраструктуры, привлек в экономику иностранных инвесторов.
Краеведению и «Рухани жаңғыру» нужно уделять как можно больше времени в образовательных программах, начиная от дошкольных учреждений и заканчивая вузами.
– Мы со своей стороны в очередной раз инициировали эту работу и скоординировали усилия историков, краеведов, местных исполнительных органов, направив их на более глубокое исследование тех мест, которые не включены в список сакральных объектов, но тем не менее достойны внимания, – продолжает специалист. – Нельзя допустить, чтобы они канули в Лету. Взять, к примеру, могилы хазретов или батыров. Нужно записать истории, связанные с нашими славными предками, сделать все возможное для восстановления и сохранения этих памятников для потомков. Недаром многие из них считаются местами силы, особой энергетики.
К сожалению, некоторые из них не сохранились. За другими ухаживают местные жители. К ним приезжают паломники. Данные объекты нужно включить в туристические маршруты. Каждому району под силу подготовить для этого инфраструктуру.
– Не обязательно это должны быть отели европейского класса, – отмечает Айгуль Туркина. – Те, кто приезжают сюда, хотят окунуться в историю и культуру местности. Пусть это будут небольшие гостиницы в этностиле, где туристы смогли бы попробовать блюда национальной кухни, ближе познакомиться с традициями Казахстана. Нужны билборды на трассах, информационные киоски в населенных пунктах, где указывались бы название сакральных мест, направление по карте и краткая информация по QR-коду.
Сегодня эти места посещают гости из других регионов Казахстана, иностранцы. Но поток туристов можно увеличить в разы. Конечно, на перспективу, когда снимут санитарные ограничения. Это серьезный потенциал для развития бизнеса, а значит, и экономики района в целом.
– Но главное, по таким маленьким крупицам мы собираем и восстанавливаем историю родного края, объединяя местные сообщества, – говорит специалист. – Так, в Жангалинском районе создана инициативная группа «Өлкетанушылар», которую возглавляет краевед Тыныштык Утешкалиев. Это неофициальное объединение проводит изучение надгробных камней, как исторических и архивных документов. В планах – организовать небольшой опорный пункт в урочище Акшагыл для этих целей, а также чтобы паломники здесь могли остановиться на ночлег.
Сотрудники регионального проектного офиса вносят свою лепту в дальнейшее исследование сакральных мест области. По словам менеджера структуры Айбека Акмалиева, порой нескольких дней командировки в район мало, чтобы посетить все объекты, представляющие интерес для исследования.
– В рамках спецпроекта «Сакральная география Казахстана» мы побывали уже в нескольких районах. Совместно с краеведами, сотрудниками музеев объезжаем уникальные места, фотографируем, записываем рассказы местных жителей. Конечно, иногда правда переплетается с вымыслом, по большей части потому, что истории передаются из поколения в поколение в устной форме. Можно представить, сколько важных данных уже потеряно за века, – говорит Айбек Хайронович.
В Акжаикском районе экспедиция побывала на восьми объектах. В их числе могила провидца Мауленберли, который жил здесь в XVII–XVIII веках. Его считали святым.
Мауленберли построил медресе, учил детей, лечил людей. Потомки чтят память о нем, ухаживают за могилой.
Чуть дальше расположено захоронение святого Уки-би. Народ уважал и доверял ему решение споров и тяжб. В сельском округе Есенсай похоронен Науша-батыр рода Байбақты из Младшего жуза. Не раз он сдерживал набеги джунгар на родную землю. Батыр захоронен в местечке Тайлан Есенсайского сельского округа.
Жангалинцы считают сакральным местом могилу Куана-аулие Шуакбайұлы. Благодаря особым способностям он мог исцелять страждущих, лечить бесплодие женщин. Куан-аулие умер в возрасте 104 лет. Дар целительства перешел к его внучке Танзиле.
Могила святого находится в населенном пункте Жангельды (Торткулак) Красногорского сельского округа. Рядом с некрополем есть строение, где паломники могут переночевать.
Завораживают красота и многообразие природы Таскалы. Недаром прежний аким района искал инвесторов для организации здесь горнолыжного курорта. Мощной струей бьет родник Актау из пластов меловых обнажений Предсыртового уступа, давая начало небольшой реке Паника. Сюда приходят набрать чистейшей воды и отдохнуть от повседневной суеты.
Еще один природный памятник района – гора Большая Ичка (Ешкi-тау) – вторая по высоте точка Западно-Казахстанской области, один из южных острогов Общего Сырта. Ее абсолютная высота – 259 м над уровнем моря.
Это самая высокая точка региона на правобережной части реки Урал. По народной легенде название горы связано с тем, что только здесь дикие козы в особо снежные зимы и весеннюю бескормицу находили себе пропитание.
Предание гласит, что до сих пор на горе обитает дух козы, и одинокий путник может услышать в ночной тишине блеяние. Распространено убеждение, что Ешкi-тау – место особенное. Пройдя через осиновую колку к вершине, обретаешь спокойствие и уверенность, становишься чище душой. Ведь осина у многих народов считается деревом, противостоящим всякой нечистой силе.
Есть и другие топонимические толкования названия горы. «Ичка» в переводе с тюркского буквально означает внутренний или приближенный. Слово используется и в старославянской речи, дословно значит «река». Учитывая близость реки Деркул и особенности географического положения местности, находящейся на стыке Европы и Азии, а значит, на стыке славянской и тюркской культур, с большой вероятностью можно допустить, что слово «Ичка» обозначает местность рядом с рекой.
Интересна гора и тем, что здесь на относительно небольшой площади сохранилось уникальное во многих отношениях сообщество из более чем 100 степных, лугово-разнотравных, лесных и петрофильных видов растений, из которых 41 относятся к редким и исчезающим видам, внесенным в Красную книгу.
В 1986-м археолог Б. Т. Райымкулов обнаружил на горе могильник, состоящий из 8 курганов, расположенных последовательно вдоль горного хребта от юго-востока к северо-западу. Последние археологические исследования в 2002–2007 годах подтвердили факт возможного наличия здесь древних захоронений периода неолита (3–8 тыс. лет до нашей эры).
Побывала экспедиция, организованная региональным проектным офисом «Рухани жаңғыру», и на самой высокой точке области – Шыбынды. В некоторых источниках эту гору называют Мухой. Ее абсолютная высота составляет 279 метров. Все, кому хоть раз довелось взобраться на Муху, считают эту гору красивейшим природным памятником Чингирлауского района.
На территории села Акбулак, расположенного на юго-востоке Бурлинского района, на левом берегу одноименной реки находится республиканский ботанико-зоологический заповедник Алгабас. Здесь у подножия горы Айдарлы есть родник с говорящим названием – «Источник долголетия».
Искрящиеся на солнце склоны хребтов с самой высокой точки Актау запечатлели несколько лет назад кинематографисты из Алматы в документальном фильме «Девятый континент мира».
В Жанажолском сельском округе Бурлинского района есть древнее кладбище. На могильных камнях высечены имена семи хазретов на арабском языке: Макарим, Салимгерей, Магалым, Жалеледдин, Ширажеддин, Мадарин, Машарып. Все они из рода табын. До наших дней дошло много интересных легенд о них. Часть рассказов подтверждают документы, хранящиеся в архивах.
Когда-то здесь было поселение Хазірет-шарт, или город хазретов. Далеко в степи была известна мечеть Кудайкул-хазрета. Местные старожилы рассказывают, что когда утром здесь читали молитву, ее было слышно в Жымпиты, за 90 км.
Рядом с мечетью располагались библиотека, медресе, общежитие – по нынешнем меркам, целый образовательный комплекс. Здания были ограждены кирпичной стеной высотой в рост всадника. В те времена хазреты обучали за свой счет 500–600 человек в год. Среди тех, кто получил здесь образование, были святые Дадем-ата, Мусреп, Кудайкул-ата.
В центральном историческом архиве Оренбурга есть документы, рассказывающие о силе Макарим-хазрета: «Он был святым человеком. Когда он читал Коран, он мог изменить течение реки». Губернатор Оренбурга Василий Перовский не начинал собрания, если Макарим-хазрет опаздывал по каким-либо причинам. Такое влияние на губернатора священнослужитель получил благодаря тому, что вылечил его дочь.
Есть легенда, что Макарим-хазрет семь раз ходил пешком в Мекку на хадж. Из одного хаджа он принес прядь волос из бороды пророка Мухаммеда, которой лечил людей. Впоследствии эти мощи были захоронены вместе с внучкой хазрета Маржантас.
Поблизости от села Жанаталап до сих пор стоит трость Макарим-хазрета, которую он сам оставил в земле со словами: «Это очень благодатная земля».
Как не считать его пророком, если спустя более сотни лет здесь откроют крупнейшее нефтегазоконденсатное месторождение Карачаганак?