До 2029 года в стране предстоит реконструировать более четырех тысяч километров дорог

7970
Айгуль Турысбекова
корреспондент Алматинского корпункта

Президент страны уделяет особое внимание воп­росам дорожного строи­тельства. Оценивая ситуацию в отрасли, Глава государства в своем прошлогоднем Послании народу отметил: «Требуется также решить проблемы в сфере строительства автомобильных дорог. Их качество не выдерживает критики. Несвоевременное и некачественное выполнение работ, высокий уровень коррупции, низкая конкуренция – это «родовые болезни» данной отрасли... Нужно ужесточить контроль, принять новые нормативные документы».

фото Юрия Беккера

Что нужно, чтобы в Казахстане строились хорошие дороги? С этим вопросом мы обратились к директору Дорожного научно-производственного центра Багдату Телтаеву.

Багдат Бурханбайулы, говорят, что дороги – артерии экономики, и вопрос их качест­ва всегда стоит очень остро. Насколько известно, недавно этот вопрос Вы обсуждали с Главой государства...

– Да, состоялся обстоятельный и заинтересованный разговор, в ходе которого были обсуждены насущные проблемы отрасли и пути их решения.

Как известно, состояние дорог оказывает мультипликативный эффект на развитие государства. И говоря о качестве дорожного строи­тельства, я привел два удачных, на мой взгляд, примера.

Первый касается автомагистрали Астана – Бурабай. Я напомнил Президенту, что в 2006 году министр транспорта и коммуникаций Абельгазы Кусаинов собрал ученых и дорожных специалистов со всей республики и поставил задачу превратить двухполосную дорогу от столицы до Бурабая в современный шестиполосный автобан.

Впервые чиновники на самом высоком уровне ставили задачу не только перед строителями, но и перед учеными. И опять же впервые в истории независимого Казахстана профильная научная организация – Казахстанский дорожный НИИ, которым я в то время руководил, занялась научным сопровождением масштабного проекта.

Коллектив проектировщиков и ученых был вдохновлен, почувствовав профессиональную и гражданскую ответственность, вложил в реализацию проекта все свои знания и опыт.

А вот еще один положительный пример из практики. В 2023 году акиму Алматы Ерболату ­Досаеву удалось сплотить дорожных ученых и специалистов, чтобы построить 42 километра качест­венных магистральных дорог с полимерасфальтобетонами. В нынешнем году этот опыт перенял акимат Шымкента.

В основе качества дорог лежат высокий профессионализм специалистов, применение современных материалов и соблюдение технологий. Следует отметить, что полимеры используются в мире давно. В нашей стране они были впервые апробированы специалистами КазДорНИИ при строительстве опытных участков асфальтобетонных дорог еще в 2006 году.

Да, они более дорогостоящие, но за счет их высоких эксплуатационных качеств стоимость окупается, так как удлиняется срок службы дороги.

Более 30 лет Вы посвятили дорожному строительству. Наверняка читателям будет интересно узнать, что представляет из себя эта сфера…

– Сегодня для решения таких практических задач, как предот­вращение появления колеи на асфальте, борьба с низкотемпературными и усталостными трещинами и другими деструкциями, современный исследователь должен владеть как экспериментальными методами (лабораторные испытания, проведение полевых опытов), так и теоретическими знаниями.

К примеру, чтобы получить высокого качества асфальтобетон требуются знания из смежных отраслей. Это прежде всего дорожное материаловедение, химия, термодинамика…

Простыми словами: дорога строится для того, чтобы по ней можно было осуществить заданное количество проездов. Современные конструкции дорожных одежд вместе с земляным полотном сос­тоят из нескольких слоев, число которых достигает пяти, шести и более. В них при проезде автомобилей разных марок возникают разные картины напряжений и деформаций.

Постоянно (непрерывно в течение суток, месяцев и сезонов года) происходят теплообменные процессы, перенос влаги. Для понимания всех этих сложных процессов требуются глубокие знания. Такими компетенциями должен обладать современный дорожный ученый.

Среди дорожных строителей бытует мнение, что строительно-дорожные стандарты в Казахстане сильно устарели и не отвечают задачам по повышению того же качества работ.

– Стандарт стандарту рознь. Есть, например, серьезные нормативные документы по проектированию нежестких и жестких дорожных одежд. По ним рассчитываются на прочность и долговечность все конструкции дорожных покрытий. Вопросами их совершенствования я и занимаюсь всю жизнь.

Несколько раз планировалось начать работы по изменению отраслевых стандартов, но, к сожале­нию, этого до сих пор не произо­шло по ряду разных причин.

В числе моих рекомендаций для Правительства есть пункт по разработке нового дорожно-климатического районирования территории Казахстана. У нас ­огромная страна, регионы имеют разные климатические условия, и данный аспект необходимо учитывать при проектировании, строи­тельстве и эксплуатации дорог.

Этот фактор давно является предметом изучения в нашей научной школе. Мы изобрели датчики, установили их, накап­ливали данные, и данную работу необходимо продолжать и логически завершить с созданием нового дорожно-климатического районирования.

Считаем, что результаты исследований по уточнению условий работы дорожных конструкций в регионах необходимо обязательно учитывать. Руководители каждого региона и специалисты должны консультироваться с учеными.

Надо признать, что в регионах никогда не проводилось серьезных исследований – ни в союзное время, ни в период независимости Казахстана. Если хотим строить качественные дороги, должны начинать с исследований и изучения реальных факторов и условий.

Результаты своих научных изысканий Вы регулярно пуб­ликуете в рейтинговых международных научных изданиях. Когда начали это важное дело, без которого невозможно представить современную науку?

– Одну из наших первых весомых работ на английском языке с моим учителем, академиком НАН РК Шмидтом Айталиевым мы опубликовали в 1998 году в Японии в рамках международного симпозиума по проблематичным грунтам.

Исполнилось 26 лет, как мы начали публиковать научные статьи на английском. В 2006 году, когда мне предложили возглавить КазДорНИИ, я поставил перед коллективом задачу подняться до мирового уровня, создать современные научно-исследовательские лаборатории, но для этого необходимо было изучить ситуа­цию в отрасли в мире. Приш­лось выезжать в заграничные командировки.

В 2018-м во всемирно известном издательстве Springer была опубликована монография, посвященная дорожным битумам. По последним данным веб-сайта, только электронный вариант этой работы был выкуплен 2 066 раз. Сегодня дорожный научно-производственный центр сотрудничает со многими коллегами мирового уровня.

Мне приятно, что Президент Касым-Жомарт Токаев поблагодарил меня и наш творческий коллектив за работу и отметил, что важно продолжать исследования.

Стоит отметить, что наша беседа с Главой государства вызвала большой резонанс среди ученых, работающих не только в сфере дорожного строительства, но и в других областях науки. Полагаю, что обсуждение вопросов дорожной отрасли на самом высоком уровне вдохновило ученых и специалистов.

Во все времена кадры решали все. Как обстоит дело с этим вопросом в дорожной отрасли?

– Напомню, что более 400 миллиардов тенге выделяется из бюджета для повышения качества дорог. К сожалению, в регионах имели место случаи, когда часть этих средств расходовалась бездарно. Одна из главных причин – отсутствие профессиональных кадров. Нам срочно надо взяться за их подготовку.

Надо выделить и еще одну проб­лему – большой дефицит компетентных преподавателей на местах. В стране несколько вузов имеют лицензии по подготовке бакалавров и магистров по дорожной специальности. Только в Алматы их несколько. Кто готовит этих специалистов? Каков научный и профессиональный уровень этих преподавателей? А кто профессура, кто читает лекции?

Надо прекратить профанацию и быть честными перед самими собой. Для того чтобы повысить качество высшего профессионального дорожного образования, необходимо оптимизировать число вузов, составить перечень преподавателей, способных участвовать в подготовке специалистов. При этом нужен персональный подход, а не кампанейщина.

Я предложил сосредоточить подготовку специалистов в одном «якорном» вузе в Алматы, где будут преподавать настоящие профессионалы. В это важное для страны дело можем подключиться я, мои ученики и коллеги. Пусть мы подготовим всего десять специалистов, но они будут настоящими профи.

Популярное

Все
Завод по переработке природного урана запущен в Сузаке
Астана закрепляет за собой статус регионального экологического лидера
Искусственный интеллект и робот-полицейский: безопасность большого города находится под контролем
Мошенников осудили, деньги вернули
Штормовое предупреждение объявлено в Казахстане
Отзвук души, прошедшей сквозь время
Провели «Чистый четверг»
Господдержка стимулирует развитие реального сектора
Алматы сохранит статус студенческого города
В Астане прошел турнир «Экстрабилити-2025»
«Город мечты» глазами детей
Досье человека с домброй
Кокшетаусцы – в числе лучших
Алмагуль Батталиева и Нагашыбай Мирас представят Казахстан на «Славянском базаре»
Токаев поздравил президента и народ Алжира с Днем независимости
Раскрыты технологические тайны получения селена
Жемчужина культурного наследия
С Днем рождения, Астана!
Город мира
Бюрократические барьеры уйдут в прошлое
На краю пропасти: как остановить человека от последнего шага
Три молочно-товарные фермы построили в Костанайской области за год
Очередной циклон надвигается на Казахстан
Из Рабочего поселка – в Париж
Первого бесплатного юридического помощника на базе ИИ запустили в Казахстане
21 предприниматель оштрафован в этом году в Костанае за превышение торговой надбавки
Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования правоохранительной службы, жилищного обеспечения и социальной защиты сотрудников правоохранительных, специальных государственных органов, органов гражданской защиты и военнослужащих, а также исключения излишней законодательной регламентации в сфере деятельности органов внутренних дел
Экс-министр обороны получил новую должность
День безопасной дороги провели в Казахстане
Машиностроение – ключ к долгосрочному устойчивому росту ВВП
Распоряжение Главы государства о назначении
Победителей групповой гонки чествовали в ВКО
Жанбота Алдабергенова вошла в число кандидатов на выборы в комиссию спортсменов МОК на ОИ-2026
Расписание соревнований казахстанских спорстменов с 30 июня по 6 июля
Бейбит Жукаев впервые сыграет в основной сетке турнира серии "Большого шлема"
Казахстан и Монголия нацелены на укрепление взаимодействия
В Алматы военнослужащие поздравили ветерана войны с вековым юбилеем
Антикор присоединили к КНБ
Фестиваль «Кымызмурындык» организовали в заповеднике Бозок
В Актобе завершился XI Международный военно-патриотический сбор молодёжи «Айбын»
Новая трикотажная фабрика работает на полную мощность
В Костанайской области строится завод по производству автокомпонентов
День столицы: сколько дней отдохнут казахстанцы в начале июля
Антикор отреагировал на жалобы водителей фур в Актюбинской области
Алматинские врачи столкнулись с редчайшей патологией в мире
Назначен новый министр обороны Казахстана
Аграрии Туркестанской области собирают первый урожай арбузов
Закон и Порядок – основа созидания Справедливого Казахстана
Жителя области Жетісу пожизненно лишили водительских прав
Новый завод открыли в Атырау
В Приаралье появится сеть метановых автозаправок
Алматинцев предупредили о неспокойной ночи
Годовая мощность ветряной станции в Жезказгане составит 330 млн кВт·час
Закон Республики Казахстан
В Жезказгане построят современный Дворец школьников
Главе государства показали пассажирский вагон казахстанского производства
Развитие химической отрасли в Жамбылской области набирает темпы
В Павлодаре выявлены грубые нарушения в работе филиала Национального центра экспертизы
В Актобе построен новый завод по производству агрохимикатов
«Умный» дым: Петропавловская ТЭЦ-2 запускает трубу с системой мониторинга

Читайте также

О состоянии пострадавших в ДТП с автобусом в Астане рассказ…
Город для всех: как полицентричность создает новый баланс в…
Amazon строит огромный вычислительный центр в США
В Актюбинской области временно ограничат движение на автодо…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]