
– Мой маленький успех – доказательство того, что обычные девочки и мальчики из маленьких провинциальных городов могут добиться многого, – говорит уроженка Талдыкоргана. – Например, я, наткнувшись в Интернете на информацию о предстоящем молодежном форуме «Много языков – один мир» в Нью-Йорке, очень захотела поучаствовать в нем и сделала это.
Чтобы попасть на проходившую в рамках Генеральной Ассамблеи ООН международную конференцию, Молдир прошла трехэтапный конкурс. В первом туре, где участвовали 3 600 человек со всего мира, требовалось написать уникальное эссе. Раскрывая личный опыт изучения одного из шести языков ООН – русского, китайского, французского, испанского, английского и арабского, претендентам нужно было рассказать, какую роль играет язык в стимулировании таких понятий, как «глобальное гражданство» и «межкультурное взаимопонимание». При этом была важная оговорка: язык выступления не должен быть для докладчика родным или тем, на котором он учился в школе.
– Я написала эссе на китайском языке, – рассказывает Молдир. – Через месяц пришел результат – прошла во второй тур. Теперь надо было заодно с баллами, полученными в университете, собрать рекомендации вузовских преподавателей. Потом состоялось собеседование по скайпу на китайском. Недели через две позвонили, чтобы спросить: а не хочу ли я выступить на Генеральной сессии ООН в Нью-Йорке? Конечно же, я хотела! Досрочно сдала экзамены в университете и поехала домой, в Казахстан, чтобы оформлять визу.
К выступлению на Генеральной Ассамблее ОНН был допущен 51 человек из 36 стран. Каждой группе была дана отдельная тема. Китайской, в составе которой была наша Молдир, из 17 целей, необходимых для устойчивого развития разных государств к 2030 году, досталась девятая – роль в этом процессе инфраструктуры, индустриализации и инноваций.
Свой доклад на эту тему она посвятила проекту «Один пояс – один путь», где показала возможности, которые открываются в ХХI веке перед экономиками разных стран благодаря обновленному Шелковому пути.
– Выйдя на трибуну ООН, я сначала поприветствовала всех на казахском, передала привет своей родине (все шло в прямом эфире), а потом прочитала доклад на китайском, – вспоминает Молдир. – Я убеждена, что инициированный Китаем проект «Один пояс – один путь» в случае успешной его реализации может повлиять на жизнь миллиардов людей, живущих в малых городах и деревнях. Устойчивая инфраструктура, транспортировка газа и нефти – все эти вопросы будут успешно решены, поскольку расстояния между государствами благодаря Экономическому поясу Шелкового пути, который включает в себя и водную дорогу, сократятся.
Молдир Арапова и сама родом из небольшого города. Она родилась и выросла в Талдыкоргане. Окончив там в 2013 году лицей № 24 для одаренных детей, выиграла образовательный грант китайского правительства. Первый год изучала язык в Пекине, а через год поступила на философский факультет Хэйлунцзянского университета в Харбине.
– Мне кажется, каждый человек сам меняет свою судьбу, – философски замечает Молдир. – Многим кажется, что поступить на грант, тем более в чужой стране, нереально, но ведь не зря говорят, что знания и труд все перетрут. Мой отец умер, когда я была еще маленькой. Поставив целью стать опорой для мамы и младших сестры и брата, я училась очень хорошо и участвовала во всех городских и областных олимпиадах.
В старших классах она стала интересоваться, можно ли по гранту попасть на учебу за границу. По совету друга накануне выпускных экзаменов в школе отправила документы в МИД, чтобы там рассмотрели вероятность обучения в КНР. В середине лета девушке сообщили, что она успешно прошла конкурс. К этому времени Молдир успела поступить (тоже на грант) на технический факультет Алматинского университета информационных технологий.
– Но я выбрала Китай. Мне хотелось посмотреть мир, попутешествовать, – говорит она. – Почему выбрала философию? Потому что мне надо было преодолеть языковой барьер. А это можно сделать, если глубоко вникнешь в философию народа.
Молдир осталось учиться в Китае еще два года. Сейчас она ломает голову, куда поехать учиться в магистратуру – в Европу, США или продолжить обучение в Китае? После окончания учебы девушка намерена вернуться домой.
– За границей чувство Родины становится особенно обостренным, – говорит она. – И мы, студенты, которые учатся в Харбине, видимо, с такой любовью рассказываем о Казахстане, что мои китайские сокурсники хотят приехать к нам. На будущее у меня имеются большие планы. Я хочу открыть в Казахстане школу, где талантливые школьники могли бы получать знания на уровне мировых стандартов. Там будет, конечно, не только китайский язык, но основной упор будет делаться на него. В нашей стране очень мало специалистов, в совершенстве владеющих китайским языком и хорошо знающих историю, философию и традиции КНР. Если я смогу воспитать отличных студентов, они смогут стать проводниками между двумя странами.