Как репрессировали авторов первого казахского календаря

3984
Гюльнар Муканова, кандидат исторических наук

Сто лет назад в Оренбурге, который тогда был столицей Казахстана, вышел «Қазақ календарі» – первый казахский календарь советской эпохи, большинство авторов которого впоследствии были репрессированы и расстреляны.

Традиция фиксировать череду предстоящих событий, а также знаменательных дат существует в графической традиции человечества издревле. У казахов понятие «календарь» было опо­средовано такими понятиями, как «мушел» (12-летний цикл) и «маусым», то есть четырьмя сезонами года.

В быту прибегали к насечкам на дереве и вышивкам на руко­дельных коврах. Грамотные люди пользовались персидским календарем Омара Хайяма, книгой средневекового математика и астронома Улугбека.

В СССР внедрение метрических инноваций было требованием времени. Календари, являясь систематизированным источником сведений по разным отраслям жизни, в числе других периодических изданий призваны были формировать новое унифицированное мышление и образ жизни советских граждан. Это достигалось посредством масштабирования проектов, несущих идеологический подтекст.

Календарные выпуски на 1923 год при советском режиме выразились в издании прокоммунистических альманахов в регионах по образцу тех, что издавались в Москве. В Петрограде, к примеру, вышел «Всеобщий календарь на 1923 год», который отличался относительным демократизмом, – в нем были опубликованы знаменательные и праздничные даты адептов разных вероисповеданий.

В Оренбурге был издан «Киргизский (Казахский) календарь на 1923 год» на төте жазу (казахская письменность на основе арабского алфавита). На его обложке указано – «Қазақ календарі».

До 1917 года на территории Казахстана издавались «Памятные книжки» – издания справочного характера, схожие по формату с другими типовыми календарями Российской империи. Сосланный в Восточный Казахстан народоволец Николай Коншин (1864–1937) увлекался краеведением и редактировал «Памятные книжки Семипалатинской облас­ти» с 1897 по 1902 год.

В конце XIX века он опубликовал интересные историко-этно­графические очерки о казахах, а в «Памятной книжке» за 1901 год увидел свет исторический очерк «Из переписки хана Средней киргизской орды Букея и его потомков» Алихана Букейханова, продолженный в издании за 1902 год. В нем приводилась переписка российской пограничной администрации с казахскими султанами и биями накануне восстания Кенесары Касымова.

Одной из задач календарей было приобщение масс к определенного рода знаниям, распространение сведений, которые могли способствовать организации массовых праздничных мероприятий, продвижению литературных произведений и т. д. Для владельцев издательств при условии получения цензурного допуска выпуск календарей оказывался делом прибыльным.

О календарях в домах российской знати можно узнать из художественных произведений XIX века. По жанру они, в сущнос­ти, относились к периодическим изданиям. Те, кто выписывал их, узнавали оттуда новости – светские, биржевые, политические и т. д. Издавали их на год вперед: к примеру, в конце 1913 года принято было печатать календарь на следующий, 1914, год. Но в связи с материальными затруднениями, связанными с Первой мировой войной, делать это оказалось накладно.

В Казахстане ситуация к 1920 году осложнилась угрозой голода. И тем не менее работа по формированию нового, унифицированного мышления у советских граждан, начатая Наркомпросом Казахской АССР, велась системно, без перерывов. О «некотором оживлении в усилении издательской деятельности, соз­дании форм казахского языка, установлении терминов» говорилось на заседании секретариата президиума КазЦИК. Известно, что активист алашординского движения, просветитель, автор публикаций по физике и астрономии Файзулла Галимжанов издал в Ташкенте плакатного формата «Стенной календарь на 1923 год».

Идея издания другого казахского календаря-альманаха на 1923 год с индикаторами национальной идентичности принадлежала национальной интеллигенции, группировавшейся вокруг ученого-лингвиста, председателя академического центра при Народном комиссариате края Ахмета Байтурсынулы. Это Ергали Алдонгаров, Абдрахман Байдильдин, Абдолла Асылбеков, Смагул Садвокасов, а также бывшие алашординцы, которые продолжали трудиться на ниве просвещения, – Миржакип Дулатов, Аспандияр Кенжин, Ельдес Омаров и другие.

Их участие в составлении календаря объясняется тем, что, например, Ельдес Омаров был членом комиссии по изданию учебников, его перу принадлежат первые учебники физики, алгебры, тригонометрии и гео­метрии на казахском языке. Сек­ретарь Казахского областного комитета РКСМ в Оренбурге Смагул Садвокасов имел опыт организации молодежной перио­дики – был редактором газеты «Еңбекші жастар».

Календарь на 1923 год по форма­ту отличался от современных. Основное его содержание составляли материалы, полезные для казахских хозяйств, тогда как нормативные акты и постановления КазЦИК печатались попутно, как бы между прочим. Это были методические и врачебные рекомендации, советы от ветеринаров по борьбе с заболеваниями скота, записки агронома, меры по профилактике джута. Размещены были также актуальные статьи на тему освобождения женщин Востока.

Показательно, что даже перечень руководителей советского государства был размещен в «Қазақ календарі» не в самом начале. Иными словами, его составители не придавали номенклатуре первостепенного значения.

На последних страницах календаря на 1923 год опубликован перечень вышедших в Казгосиз­дате пьес и книг на казахском языке, которые можно было приобрести в магазинах «Знание – Білім». Это пьесы «Қорғансыздың күні» и «Енлік – Кебек» Мухтара Ауэ­зова, «Сыланқыз» Жусупбека Аймауытова, «Әліппе» Ахмета Байтурсынулы, «Педагогика» Магжана Жумабаева, поэмы «Қызыл сұнқарлар», «Асау тұлпар», «Бақыт жолында» Сакена Сейфуллина, учебник Мыржакипа Дулатова «Есеп құралы» и его пьеса «Балқия».

Вот так национальная печать выполняла свою миссию по распространению знаний и адаптации казахского населения к переменам.

В текстах первого казахского календаря советской эпохи в духе времени прослеживается тенденция к подражанию центральной советской печати. Парадигма 1920-х годов была отражена, в частности, в заголовках. К примеру, статья Смагула Садвокасова «Таптар куресі деген не нәрсе?» разъясняла суть марксистской концепции классовой борьбы.

Вторая статья, вышедшая из-под его пера, – «Күнбатыс һәм күншығыстың бостандық жолындак күрестерінің тарихы» – посвящена теме общего и особенного в освободительной борьбе народов Запада и Востока. Смагул максимально адаптировал содержание статьи к казахской лексике. Так, для обозначения понятия «капиталист, буржуазия» им используется привычное уху казахов слово «бай», «аристократия» – «ақсуйектер». Эта его статья была продублирована в 1923 году газетой «Жас қазақ».

Политические убеждения авторов, коммунистов и бывших деятелей партии «Алаш», работавших под руководством Ахмета Байтурсынулы, не стали поводом для разногласий – они все были равноценными составителями. Передовая казахская интеллигенция, каких бы политических взглядов ни придерживалась, понимала свою роль в принятии действенных мер по сохранению национально-культурной идентичности в условиях советского режима. Сам формат альманаха, в котором выполнен «Қазақ календарі», выбран очень удачно – в нем опубликованы полноценные тексты.

Являясь национальным по сути, формально этот проект был реализован в рамках общесоюзного формата календарей на 1923 год. Здесь, в частности, впервые был напечатан казахский перевод «Интернационала». При этом, как было сказано, в нем явственно проступают индикаторы национально-культурной идентичности. Так, 22 марта обозначено как «Наурыз – қазақша жыл басы» (казахский Новый год), выходными днями указаны праздники Ораза айт и Құрбан айт. Статьи в календаре (всего их 31) отличаются целевой направленностью. Так, к примеру, среди прочей полезной информации есть также краткий очерк истории казахского народа.

Предполагалось, что первый казахский календарь будет приурочен к предполагаемому обретению в 1923 году Казахской АССР союзного статуса. Но реальность оказалась несколько иной – полно­правной союзной республикой Казахстан станет только через 13 лет, в 1936-м. В последующем календарь такого формата уже не издавался. Практически он был «арестован» (закрыт в архивах) на длительный срок.

Первым в отечественной историографии к теме календарей обратился математик, кандидат физико-математических наук М. У. Искаков. Занимаясь диссертационными исследованиями, в начале 1960-х годов он обнаружил вышеупомянутый «Қазақ календарі» на 1923 год, но упомянул о нем весьма лапидарно. Причиной сдержанной характеристики был официальный запрет на упоминание в печати имен казахской интеллигенции – жертв политических репрессий.

Напомню: первый казахский советский календарь на 1923 год явился оригинальным изданием, которое содержало статьи, написанные активистами партии «Алаш». В книге «Халық календарі», вышедшей спустя 20 лет (1980 год), ученому-математику позволили опубликовать лишь титульный лист этого календаря.

Реанимация и возвращение «Қазақ календарі» на 1923 год в информационное поле стали возможны только в эпоху независимости. Сегодня авторство ряда статей верифицировано и более точно датировано. Как письменный источник эпохи, отдаленной от нас столетием, он отражает роль передовой национальной интеллигенции в продвижении и упрочении государственной идентичности.

Повторюсь, «Қазақ календарі» был результатом коллективной работы местных коммунистов, ответработников из числа деятелей партии «Алаш» и беспартийных казахских патриотов. Таким образом, национальная элита в начале 1920-х годов проводила масштабные по замыслу и уникальные по содержанию социальные проекты культурно-просветительского характера.

Кроме «Қазақ календарі», это была еще организация ликбезов, культурно-просветительная и агитационно-пропагандистская работа. Только формально яв­ляясь «советской», такая дея­тельность преследовала цель сохранить национально-культурную идентичность народа. В этом заключается особая ценность найденного источника, который ныне внедрен в научный оборот.

Напомню также, что возвращение «Қазақ календарі» сопровождается работами в рамках Госкомиссии по полной реабилитации жертв репрессий, в том числе его составителей.

Популярное

Все
Нефтяники будут закупать продукцию сельчан в ЗКО
Бейнеуский зерновой терминал посетили делегации трех стран
Президент наградил орденом «Барыс» Пантелея Кесоглу
Грузовик с краской опрокинулся на трассе Астана - Петропавловск
АН-2 разбился в Акмолинской области
Медики борются за жизнь восьми пострадавших на ферросплавном заводе
Олимпийский огонь прибыл в департамент Франции Сена и Марна
Применять ИИ учат школьников и педагогов Казахстана
Камала Харрис может стать кандидатом в президенты от демпартии США
Трое детей остались запертыми в горящей машине в Астане
Директор школы в Мангистау собирал деньги с учителей на оплату своих штрафов
На сколько подорожает проезд в автобусах Астаны с 1 августа
84 млн тенге госпошлин похитили кассиры «Казпочты» в Алматинской области
Сайт по банкротству физлиц запустили в Казахстане
2,5 тонны прекурсоров изъяли в нарколаборатории в Туркестанской области
16 человек скончались от малоизвестного вируса Чандипура в Индии
Внедрение ОСМС до сих пор не снизило нагрузку на государство – ВАП
Нормы питания спортсменов пересмотрели в Минтуризма
Сколько стоит проезд в городских автобусах Казахстана
Бектенов поручил ускорить строительство жилья для пострадавших от паводков
Возвращение к истокам: как отметили праздник Сабантуй в Астане
УЕФА выбрал лучших футболистов Евро - 2024
Ермек Маржикпаев: Будет нелегко, но мы настроены на результат
Спасти уникальную породу лошадей вызвались специалисты конезавода «Кобыланды»
Ержан Нурлыбаев назначен вице-министром здравоохранения РК
В Уральске запустят линию по выпуску эмалированного провода
Врачи рассказали о состоянии раненой ножом беременной в Актау
Под вечер начинается смрад
Гиззат Байтурсынов возглавил Комитет искусственного интеллекта в Минцифры
Состоялся технический пуск Шатыркольской горно-обогатительной фабрики
Аскар Жамбакин освобожден от должности вице-министра цифрового развития
Наша сборная завоевала четыре «бронзы» на IBO 2024
Представлена концепция развития искусственного интеллекта
«Цифра» на службе у недропользователей
Свыше 200 коррупционных преступлений выявлено в акиматах за полгода
Скляр обсудил развитие ж/д отрасли с гендиректором Wabtec
Сель в Кыргызстане: 6 человек погибли в Ошской области
Растет картофель для столицы
С начала лета с территории заповедника «Бурабай» вывезено 152 тонны мусора
Борьба с саранчой: в двух регионах не удается завершить химобработку
Шымкентский водоканал, признанный лучшим в стране и СНГ, может стать полностью частным
Токаев переговорил по телефону с Путиным
Из почти 40 фонтанов в Атырау работает только один
Судебное реформирование: реалии и перспективы
Строительные рынки переезжают за город
Девушка задушила ребенка и выпрыгнула из колеса обозрения в Алматы
WhatsApp-бот против мошенников действует в Астане
Эпос «Едиге» и топоним «Кушмурун»: неизвестное об известном
В Караганде из мусора делают антивандальные люки для колодцев
Аlma mater казахстанской спецслужбы отмечает 50-летие
Три человека погибли в воинской части в Арысе
Члены самой богатой семьи Великобритании осуждены за эксплуатацию прислуги
Информацию о похищении судьи в Астане подтвердила полиция
Заплатить за «уборку» после паводка отказался отдел ЖКХ Петропавловска
12 млн тенге присвоила из бюджета директор детсада в Таразе
На востоке республики вдвое увеличен объем ремонта дорог
Казахстан инициирует закон о семейно-бытовом насилии в рамках МПА СНГ
Сколько выпускников набрало пороговый балл на ЕНТ
Гости из Поднебесной ознакомились с туристическим потенциалом края
Неделя добра продолжается в регионах

Читайте также

Казахский чат-бот в сфере ИИ появится до конца года
Аида Балаева посетила открытие первого креативного хаба в А…
Национальный интеллектуальный курс «Кемел жігіт – Күйеу бал…
Памятник домбре установили в Турции

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]