Каким быть учебнику

1611
Аскарбек Кусаинов, президент Академии педагогических наук, академик Бейбиткуль Каримова, директор РНПЦ «Учебник», кандидат филологических наук

Образование нельзя рассмат­ривать отдельно от социально-экономической структуры общества, его культурных ценностей, нацио­нальных традиций, духовной основы. При этом необходимо учитывать и последние достижения науки и техники, педагогики, которые должны быть отражены в учебной программе и на ее основе – в учебной литературе.

За все время существования школьной урочной системы обу­чения человечество не изобрело более удобного средства, чем учебник, для последовательной передачи подрастающему поколению знаний, опыта, научных открытий. Не утратил он свою значимость и в наше время – эпоху развития и широкого использования компьютерных, аудиовизуальных и других новых средств обучения.

Миссия ученых и авторов учебников – создание созвучной современности учебной литературы, сохраняя ее национальный характер.

Возрастающее значение человеческого капитала и интеллектуализация основных факторов производства неизбежно ведут к переоценке приоритетов и ценностей образования. Процессы интеграции и глобализации, изменения в социальном заказе общества закономерно выдвигают новые требования к нему, и одной из составляющих процесса обновления содержания выступает обеспечение школ качественными учебниками.

Теоретической основой создания качественных учебников стало учебниковедение. Надо признать, что в Казахстане эта наука не получила пока должного развития ввиду того, что в советский период все учебники, кроме учебников казахского языка и казахской литературы, создавались в Москве.

Первая монография Аскарбека Кусаинова, Улыкмана Асылова «Оқулықтану. Өзекті мәселелері» была издана в 2000 году. В 2003 году она была издана в Моск­ве под названием «Ак­туальные проблемы учебниковедения». Этой тематике также посвящены труды профессора Алмы Абылкасымовой, Михаила Рыжакова «Содержание образования и школьный учебник: методичес­кие аспекты», учебное пособие «Учебник как основа формирования системного мышления обучающихся» Бейбиткуль Каримовой, Нурымкуль Жетпеисовой, Тимура Галиева.

Ыбырай Алтынсарин писал: «Учебники, написанные для школ, по своему идеологическому содержанию и конкретным материалам должны быть основаны на богатом наследии родного языка и великой мудрости народа. Должны быть понятными и интересными для ребенка».

Ахмет Байтурсынов считал, что школа должна быть национальной, с родным языком обучения, а содержание образования должно перекликаться с духом народа, его обычаями, традиция­ми, целями и желанием достичь свободы, получить современное образование. Этими требования­ми он руководствовался, создавая «Букварь» (1910) и «Книги для чтения» (1912–1914). В тот период, кроме того, вышли книги Жусипбека Аймаутова, Мухтара Ауэзова, Xалела Досмухамедова, Магжана Жумабаева, Жумахана Кудерина, Алимхана Ермекова, Телжана Шонанова и других авторов, которые также придерживались этой идеи.

С 2016 года в нашей стране начался последовательный переход среднего образования на обновленное содержание. Подготовка современных учебников в соответствии с требованиями новой концепции предъявляет к авторам учебников множество новых требований.

Сегодня учебник – это учебная книга, отличающаяся использованием современных методологичес­ких, теоретико-педагогических и научно-методических подходов при конструи­ровании содержания учебного материала. Причем это содержание должно стимулировать мышление, формировать внутреннее побуждение к активной творчес­кой работе.

Учебник помогает учителю вмес­тить в узкие рамки каждого урока основные знания, способствует их восприятию учащимися. В нем должны быть представлены учебные материалы (тео­ретический блок, творческие задания, практические работы, иллюстрации), необходимые для проведения урока. То есть результативность процесса обучения находится в непосредственной связи с учебной книгой.

Учебник не ограничивается простым изложением основ науки, ее законов и методов – и в этом его отличие от других книг. Прио­ритет для такой литературы – отбор функционально-значимых знаний в соответствии с целями обучения, методические формы и приемы изложения знаний.

Основные задачи современного учебника – мотивирование учащихся к усвоению знаний и развитию его способностей. Он состоит не только из содержания предмета, подлежащего усвоению по учебной программе, но также из материалов, помогающих ученикам самостоятельно получать дополнительные знания, обрабатывать и применять их.

Учебник должен создаваться с соблюдением принципа содержательной и методической целостности учебных материалов.

По мнению ученых, проводивших фундаментальные и прикладные исследования по теории и практике учебников, для их создания недос­таточно только глубоких научных знаний. Автор должен быть человеком с широким кругозором, в совершенстве знать методические и дидактические требования к учебникам, понимать и учитывать возрастные и психологичес­кие особенности обучающихся. Вместе с тем он должен обладать писательским мастерством, быть способным донести научные знания понятным языком.

При написании учебника необходимо обеспечить коррелятивность представленных основных, справочных и учебно-методичес­ких материалов, наличие основы для правильного восприятия и понимания терминов и понятий. Такая книга должна способствовать ­диалогу между учащимся и учителем, повышению познавательной активности учащихся к освоению новых знаний, развитию способностей учащихся к применению знаний в практичес­ких, творчес­ких действиях, мотивированию к поиску и работе с дополнительной информацией.

Для создания качественных учебников необходимы квалифицированный отбор авторов учебной литературы, совершенствование качества научно-педагогической экспертизы, повышение квалификации экспертов учебной литературы, эффективность редакторско-методических служб издательств и действенность внут­рииздательской экспертизы.

На основе проведенных научно-аналитических работ Академия педагогических наук Казахстана и РНПЦ «Учебник» совместно разработали новую систему критериев оценивания качества учебников путем оценки их дидактического аппарата и дидактических функций.

Оценка качества дидактичес­кого аппарата учебника определяется на основе оценки соблюдения основных требований к такой литературе, его структуры, содержания, аппарата организации усвоения, аппарата восприя­тия, аппарата ориентирования, иллюстративного материала, электронного приложения, эргономики, то есть по 9 позициям на основе 64 критериев.

Оценивание качества выполняе­мых учебником функций определяется на основе оценки координирующей, систематизирующей, информативной, мотивационной, развивающей, трансформационной, ценностно-ориентационной и воспитательной функций, функ­ции самообразования и навигации, интегрирующей, контрольно-корректирующей функции учебника – по 10 позициям на основе 64 критериев.

Таким образом, на основе разработанной системы экспертиза учебника проводится по 19 позициям. Оценка каждой из них в отдельности дает возможность определить сильные и слабые стороны, качество дидактичес­кого аппарата и функций.

В настоящее время ведется работа по обучению экспертов на основе новой системы критериев. 25 июня текущего года в Нур-Султане был проведен обучающий семинар для экспертов учебной литературы на тему «Качество научно-педагогической экспертизы: анализ опыта и новые подходы к оцениванию».

Целью семинара было оказание практической помощи экспертам учебной литературы обновленного содержания для 11-го класса. Планируется проведение специальных курсов для повышения компетентности авторов и экспертов учебной литературы по изучению теории разработки учебников и практики оценивания их качества.

Для оценки результатов экс­пертизы на основе предметной и республиканской комиссии формируется пул экспертов, которые также будут обучены в рамках предусмотренных программ повышения квалификации.

Указанные меры будут способствовать созданию качественных отечественных учебников и, несомненно, повышению качества образования в целом по стране.

Популярное

Все
Бесценное богатство из отходов
Серик Тахан: жизнь, отданная слову
Все шире ярмарка и краше
«Битва» роботов
О героях надо говорить
Фильтрация «на вырост»
Ударим дронами по саранче!
Торговать не зерном, а крупами
Кодифицированная основа водной политики республики
Семья – духовный код нации
Стране необходим не очередной свод правил, а Градостроительный кодекс
Вечен ваш подвиг в сердцах поколений
56 побед Александра Наумова
Состоялся III юношеский турнир памяти Султанбека Кобландина
Труженики Жездинского и Карсакпайского производств внесли весомый вклад в Победу
Черно-белые свидетельства эпохи
Молодежный клуб «Мирас» открылся в Астане
Последний бой Мухамедьяра Искакова
В Алматы тысячи детей с особыми потребностями получают спецуслуги
«Фабричную жизнь мы видели с детства»
Костанайская область – лидер РК по производству и экспорту продуктов питания
Служебные собаки Нацгвардии отличились на международной выставке
Три перекрестка временно закроют на ремонт в Астане
Дорога Атырау-Астрахань: завершающий этап
Будущее – за цифровыми активами
Птица счастья: клип башкирской группы Ay Yola оценили в Казнете
В Минобороны обратились к казахстанцам
В Байсеите родились герои Бреста
От брони до боеприпасов
Подвиг на все времена
Токаев прибыл в Москву для участия в мероприятиях к 80-летию Великой Победы
Книгу фронтовых писем представили в Астане
Размер соцвыплат ветеранам ВОВ и труженикам тыла увеличился в Казахстане
Вася-казах
Трассу Жезказган – Петропавловск начали капитально ремонтировать в СКО
Токаев выразил соболезнования семье писателя Темирхана Медетбека
Наследный принц Абу-Даби посетит с официальным визитом Казахстан
9 Мая: Президент Казахстана прибыл на Красную площадь
Маншук, Алия и Хиуаз увековечены в бронзе
13 инвестпроектов реализуют в золотодобывающей промышленности Казахстана
Акимат Алматинской области ответил на жалобу автомобилистов
Ответственность за «овербукинг» вводят в Казахстане
Личный состав Нацгвардии перешел на летнюю форму одежды
В Казахстане стартовало профилактическое мероприятие «Безопасная дорога»
Акмолинец выехал на встречную полосу прямо перед полицейскими
Начато возведение крупного металлургического завода
Почему огородик в Шымкенте стал дороже сайрамского гектара?
Полководец. Писатель. Патриот
Незнание законов не освобождает от... профессии
Строительство десяти крупных заводов по производству хлопка начали в Туркестанской области
Продвижение казахского языка и культуры обсудил Президент с главой «Яндекс Global»
Прокуроры на фронте и в тылу – на страже закона и порядка
Как убивали Шерзата Болата
Астана становится центром ивент-туризма
Нет дружбы крепче фронтовой
Говорят правнуки солдат Победы
Украина и США подписали меморандум к соглашению о полезных ископаемых
Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам физической культуры и спорта, а также исключения излишней законодательной регламентации
Мажилис принял новый Налоговый кодекс
Автомобилисты жалуются на километровые пробки в Алматинской области

Читайте также

Молодежный клуб «Мирас» открылся в Астане
Мама – сердце нации
Наполняемость водохранилища радует полеводов
Зеленый свет на пути «зеленой» генерации

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]