Картель – угроза конкуренции

1496
Беседовала Гуляим Тулешева

Изменение концепции работы антимонопольной службы и ее приведение в соответствие со стандартами ОЭСР предусмотрены в 53-м шаге Плана нации.

О том, как идет реформирование, каким образом взаимоотношения с Организацией экономического сот­рудничества и развития влия­ют на конкурентную политику Казах­стана, рассказывает нашей газете руководитель управления экономической интеграции Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерст­ва национальной экономики РК Раушан Кумекбаева.

– Раушан Жуматаевна, как вы считаете, чем была продиктована необходимость внесений изменений в концепцию работы антимонопольной службы страны, о каких стандартах соответствия ОЭСР идет речь?

– Начну с того, что развитие сот­рудничества с ОЭСР и ее членами стало неотъемлемым элемен­том конкурентной политики Казах­стана, направленной на стимулирование экономического роста, занятости и инноваций. Отношения с организацией дают возможности заимствования передового опыта и внедрения лучших конкурентных практик, усиления интеграции с наиболее развитыми странами мира.

Наша республика, стремясь к совершенствованию законодательства в области защиты конкуренции, заинтересована в обмене знаниями и опытом. Поставленная Главой государства задача по изменению концепции работы антимонопольной службы послужила толчком к углублению взаимодействия с ОЭСР.

Необходимо подчеркнуть, что Правительство Казахстана приняло целый ряд мер, направленных на повышение эффективности конкуренции. Одной из них стало проведение в 2015–2016 годах Обзора конкурентного законодательства и политики республики. Результатом совместной работы стали важные изменения и дополнения в национальное законодательство страны.

Ну а подтверждением достижений в данной области стало вступле­ние Казахстана в июне 2016 года в Комитет по конкуренции ОЭСР в качестве участника.

– Это каким-то образом отразилось на конкурентоспособности бизнеса и росте экономического развития республики?

– Следует отметить, что Казахстан стал первой страной в Центральной Азии, вошедшей в Комитет ОЭСР по конкуренции. Что это нам дает? Хотя бы то, что мы получаем неогра­ниченный доступ к имеющимся колоссальным исследовательским и аналитическим материалам организации, которые позволят избежать возможных ошибок и ускорить процесс реформирования системы антимонопольного регулирования. Более того, членство в ОЭСР служит своего рода «рейтинговым показателем» как для международных организаций, занимающихся распределением финансовых средств, так и для частных кредитных организаций и инвесторов.

Как членство, так и оценки ОЭСР могут непосредственно повлиять на суверенные рейтинги страны, а значит, и на повышение инвестиционной привлекательности.

Новшества, внесенные в анти­монопольное законодательство в рамках его приведения в соответствие со стандартами ОЭСР, направлены на упрощение работы бизнеса, его развитие и адаптацию в условиях интеграции. Новые положения содержат в себе огромный потенциал для развития и нацелены на поддержку предпринимательства. В целом вхождение нашей республики в данную структуру, несомненно, повысит политический авторитет и репутацию страны как государства, приверженного принципам открытой экономики и демократии.

– Какие изменения в антимонопольной сфере произошли в нашей стране за последнее время? Какие ожидаются результаты?

– Работа по совершенствованию законодательства Казахстана в области защиты конкуренции проводилась в два этапа.

На первом, базовом этапе, значительные изменения претерпело антимонопольное законодательство Казахстана на базе Обзора ОЭСР. Принят Предпринимательский кодекс Республики Казахстан, в который имплементированы нормы Закона «О конкуренции». Внесены изменения и дополнения в иные законодательные акты по вопросам конкуренции.

Создана согласительная комиссия при антимонопольном органе – организовать ее как раз и рекомендовала ОЭСР. Теперь, прежде чем вынести решение о возможном наказании, здесь проведенное расследование открыто обсуждается. При этом объект расследования имеет право обратиться в антимонопольный орган и ознакомиться с итогами дела, изложить свои выводы о согласии/несогласии.

Кроме того, участие в комиссии представителей бизнеса, НПП, независимых экспертов, привлекаемых в том числе самим субъектом рынка, обеспечивает максимальную публичность и объективность процесса разрешения споров. В целом с прошлого года проведено 22 заседания согласительной комиссии.

К числу важных изменений следует отнести внедрение института уведомления, работающего по принципу «лучше профилактика, чем наказание». Если субъект рынка нарушает антимонопольное законодательство, его вначале об этом уведомляют и дают 10 дней на устранение нарушений. Если же в течение года он вновь нарушает закон, то в отношении нарушителя уже проводится расследование. На 1 августа 2017 года комитетом и территориальными департаментами вынесено 71 уведомление.

Изменения коснулись и методики проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, они также приведены в соответствие с подходами и методиками, применяемыми в передовой антимонопольной практике стран ОЭСР.

Антимонопольный орган теперь наделен и полномочием вносить предписания отраслевым государственным органам о необходимости обеспечения (развития) конкуренции. Также введен институт предварительного рассмотрения проекта соглашения субъектов рынка.

Второй этап, запущенный в 2016 году, носит более детализированный характер. В ходе его осуществления внесены поправки в законодательство, направленные на усиление антимонопольного органа, регламентацию его статуса и порядка работы. Были также доработаны отдельные нормы законодательства опять же в соответствии с рекомендациями, отраженными в Обзоре ОЭСР.

Важным изменением стала отмена изъятий в отношении исключительных прав на интеллектуальную собственность, если соглашения носят антиконкурентный характер и могут соз­давать угрозу для конкуренции. Введен институт антимонопольного комплаенса, то есть бизнес совместно с антимонопольным органом смогут вырабатывать принципы и правила поведения на товарных рынках и корпоративные риски совершения право­нарушений.

Увеличены сроки проведения расследований нарушений законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции с двух до трех месяцев, что позволит достигать значимых результатов по сложным делам в отношении картелей-монополистов.

– Эти слова и словосочетания – картель, картельный сговор – звучат сегодня нередко. Населению предлагают активно участвовать в выявлении подобных сообществ. Можете ли привести конкретные случаи такого общественно опасного вида нарушения, и какое наказание предусмотрено за него?

– В текущем году выявлен крупный картельный сговор на рынке хранения и транспортировки лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Антимонопольным органом установлено, что в СК «Фармация» при закупе услуг хранения и транспортировки лекарственных средств в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи ТОО «СТОФАРМ», ТОО «КФК «МЕДСЕРВИС ПЛЮС» и ТОО «ФК «Ромат» заключили предварительное соглашение об участии одного из представителей картеля в закупках и последующем равном распределении полученного объема среди участников соглашения.

Судом ТОО «Казахская фармацевтическая компания «МЕДСЕРВИС ПЛЮС» и ТОО «ФК «Ромат» признаны виновными и оштрафованы. Общая сумма штрафных санкций (административный штраф и монопольный доход) по трем компаниям составила порядка 500 миллионов тенге. Решения вступили в законную силу. На 18 июля 2017 года ТОО «СТОФАРМ» уплатило в бюджет государства доход, полученный в результате монополистической деятельности, в размере 2 366 766 тенге.

– Какие еще инструменты могут повлиять на решение задач реформирования отрасли?

– С 1 января 2017 года на смену ценовому регулированию приш­ли инструменты регулирования антимонопольного. Они хотя и относятся к достаточно мягким, но в то же время обладают более жесткими последствиями. В первую очередь речь идет о финансовых мерах, поскольку система штрафов за нарушения антимонопольного законодательства предусматривает, помимо изъятия монопольного дохода как незаконно полученного, оборотный штраф в размере 10%.

Кроме того, новым Предпринимательским кодексом предусмотрено право введения госрегулирования цен как на товарном рынке, так и для отдельного субъекта на срок не более 180 календарных дней в течение одного года при нарушении законов рынка и правил конкуренции.

Внедрение реформ в рамках 53-го шага Плана нации позволило снизить административную нагрузку на субъекты рынка, уменьшить траты их финансовых и трудовых ресурсов. Повышению эффективности работы антимонопольного органа способствует перераспределение его ресурсов с контроля над регулируемыми рынками и ведением реестра на выяв­ление и пресечение тяжких нарушений против конкуренции. Таких, как, например, ценовые картели, о которых говорилось выше. Ожидается снижение нагрузки на судебную систему через предоставление возможности сторонам расследований предоставлять свои доводы в рамках согласительной комиссии при антимонопольном органе.

Заметным результатом законопроектных работ стало то, что на сегодня сформирована эффективная институциональная среда, включая инструменты регулирования, открытые площадки обсуждения проблемных вопросов и разрешения споров с участием общественных организаций, бизнес-сообществ. Активную позицию в ходе реформирования системы продолжают занимать правление антимонопольного органа, согласительная комиссия, Совет по защите конкурентоспособности Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен», кафедра антимонопольного законодательства при Евразийском национальном университете имени Льва Гумилева, многочисленные ассоциации и специализированные юридические фирмы.

Популярное

Все
В Астану привезли копию Туринской плащаницы
Казахстан и Кыргызстан нацелены на укрепление союзнических отношений
«Астана» встретится с «Лозанной»
Мировая премьера казахской тазы пройдет в Финляндии
«Довольный слон» на пользу детям
В Приаралье до конца года газифицируют еще десять поселков
Ремонт идет полным ходом
С набегами саранчи удалось покончить
Благодаря программе «Атырау жастары»
Экомарафон в Темиртау
В Северо-Казахстанской облас­ти ужесточают ответственность бизнеса за нарушение прав пот­ребителей
За ночные прогулки детей накажут родителей
Ключевая сфера отечественной экономики
Подсолнухи умеют улыбаться!
Указ Президента Республики Казахстан о присвоении звания
Репродуктивное здоровье формируется с детства
Глава государства примет участие в конференции ООН по развивающимся странам, не имеющим выхода к морю
Днем с огнем
На постоянном парламентском контроле
Флирт века
В Павлодарской области масштабно отметили 125-летие Исы Байзакова
В Туркестане построят восточную объездную дорогу
О погоде в Казахстане на первые дни августа рассказали синоптики
Скрытый патруль против лихачей
Новый формат срочной военной службы SARBAZ+ запускают в Казахстане
Сносят ветхие и восстанавливают старые дома
Огромная очередь выстроилась в Берлине за Лабубу
«Он сам — музыка»: Димаш спел без оркестра и покорил зал акапелла
Нацбанк начал валютные интервенции
Бронзовое трио из Казахстана
Найдены личные вещи членов экипажа пропавшего на Сорбулаке вертолета
Победителей ждут гранты
В Минтранспорта прокомментировали приостановку рейсов Lufthansa в Казахстан
Дженнифер Лопес в Астане: что важно знать перед концертом
Четыре медали принесли казахстанцы с самой престижной биологической олимпиады мира
Принимаются активные меры по созданию рабочих мест
В турецкой провинции Ширнак зафиксирована рекордная жара
Урожайность обеспечат рукотворные дожди
Магистральный газопровод в области Жетісу сдадут в сентябре
Предприниматели в Шымкенте завышали цены на мясо
В Караганде подорожает проезд в автобусе
Лесной пожар бушует в пригороде Стамбула
Глава государства ознакомился с деятельностью первой очереди ТЭЦ-3 Астаны
Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и законы Республики Казахстан          по вопросам введения его в действие
Десять человек погибли за два дня на трассах Казахстана
Назначен директор новой Службы КНБ
В Астане сгорел рынок «Big Шанхай»
На Зеленом базаре арендаторы в очередной раз устроили демарш
Жезказган – Кызылорда: уложены первые километры асфальта
Асфальтобетонный завод строят в Сатпаеве
Завод по переработке природного урана запущен в Сузаке
Сильные дожди накроют Казахстан
Амангельды Нугманов: Защита прав человека – ключевой ориентир в работе полиции
Сенатор Амангельды Нугманов ознакомился с инициативами в сфере высшего образования в Актобе
Более полумиллиарда тенге выделили на ремонт столетней дороги в ВКО
Сильные дожди сменят жару в Казахстане
Сенаторы обсудили с военными Жетысу реализацию закона о территориальной обороне
​​​​​​​Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оптимизации уголовного законодательства Республики Казахстан
Сенатор Алибек Наутиев высказался о развитии рыбной промышленности в Атырауской области
Родители потратили благотворительную помощь на лечение сына: возбуждено дело

Читайте также

Высоко служу, далеко гляжу
Проблему ветхих домов решают в Сатпаеве
Медпомощь станет ближе
Чтобы асфальт «не растаял» со снегом

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]