Казахстан должен усилить позиции в качестве узлового транзитного хаба

5882
Самат Бейсембаев
старший корреспондент отдела экономики

В своем прошлогоднем Послании Президент страны акцентировал особое внимание на важности укрепления транспортно-логистического потенциала

коллаж Павла Цедилина

Свидетельствуют цифры

Как подчеркнул Глава государства, Казахстан географически находится на перекрестке путей, связывающих все четыре стороны света. Здесь некогда проходил Великий шелковый путь. И потенциал республика не утратила. Что лучшее подтверждение тому? Конечно же, цифры.

За истекшие шесть месяцев года по Транскаспийскому международному транспорт­ному маршруту (ТМТМ), что протянулся с востока Китая через весь юг Казахстана, пересекая воды Каспийского моря до глубин Европы, было перевезено 2,1 млн тонн груза. Это на 65% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Неплохие данные и по контейнерам – за первое полугодие 2023 года перевозка составила 9,8 тыс. ДФЭ, в нынешнем – 21 тыс. ДФЭ.

Как сообщает Министерство транспорта Казахстана, ведется также работа по развитию созданного железнодорожными администрациями Казахстана, Азербайджана и Грузии СП «Middle Corridor Multimodal Ltd». И это на самом деле лишь «верхушка» айсберга, малая часть большой проделанной работы.

Как отметил Президент, транспортно-логистический потенциал страны имеет стратегическое значение, в будущем обещая стать одним из локомотивов ее экономического развития.

«В целом Казахстан должен усилить свои позиции в качестве узлового транзитного хаба Евразии и стать со временем полноценной транспортно-логистической державой. Динамичное развитие этой сферы – стратегическая задача, – говорится в Послании. – Доля транспортно-логистического сектора в структуре ВВП в течение ближайших трех лет должна достичь не менее 9% (в 2022 году – 6,2%). Для этого принципиально важно обеспечить эффективную управляемость отраслью».

Проекты и рекорды

В первой половине 2024 года Министерство транспорта РК продолжило системно развивать транспортно-логистическую сферу. Ключевыми достижениями стали рекордные объемы дорожно-строительных работ, заметный рост пассажиропотока в авиации, улучшение железнодорожных грузоперевозок и развитие морской инфраструктуры.

В нынешнем году дорожно-строительные работы охватывают 12 тыс. км дорог, что является рекордным показателем для страны. Ведутся работы на таких автотранспортных магистралях, как Караганда – Алматы, Талдыкорган – Усть-Каменогорск, Атырау – Астрахань и Актобе – Кандыагаш. Некоторые участки этих автотрасс уже начали вводить в эксплуатацию с середины лета. Ввод объектов в строй планируется до конца года.

Ведомство планомерно запускает дорожные участки коридора Центр – Юг – основного маршрута между Астаной и Алматы. В частности, открыто четырехполосное движение на участке автомагистрали Караганда – Балхаш от Караганды до села Акбастау.

Убедительную динамику демонстрирует и авиация Казахстана. Аэропортами республики обслужено 11,3 млн пассажиров, что на 21,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Открылся новый маршрут Т-916. Он проходит через воздушное пространство Казахстана, Узбекистана и является дополнительным для полетов из Европы в Юго-Восточную Азию.

В целом сейчас ведутся работы по приведению всех отечественных аэропортов в соответствие со стандартами Международной организации гражданской авиации (ИКАО).

В сфере железных дорог также имеется прогресс. За шесть месяцев года объем экспортных несырьевых грузов, перевозимых по стальным магистралям, вырос до 10 млн тонн, что на 7% больше, чем в прошлом году. Особенно заметен рост экспорта в Китай, который увеличился на 19% и составил 6,8 млн тонн.

В стадии реализации находятся также четыре крупных инфраструктурных проекта: Достык – Мойынты, Дарбаза – Мактаарал, Бахты – Аягоз и «обводная железная дорога города Алматы». Ведутся масштабные ремонтные работы на железнодорожных путях республики, охватывающие 1,4 тыс. км, из которых на отрезке в 570 км требуется полная замена рельсов.

Работа продолжается

Завершается процедура передачи подъездных путей в государственную собственность.

Более 600 железнодорожных подъездных путей общей протяженностью 241 км переданы в доверительное управление АО «Центр транспортного сервиса». Разработан и утвержден план мероприятий по приведению подъездных путей в соответствие с требованиями Правил технической эксплуатации.

На 2024–2028 годы принят комплексный план развития морской инфраструктуры. В нем предполагается создание крупного морского транспортно-логистического кластера на базе портов Актау и Курык. Как отметили в ведомстве, это позволит нарастить контейнерные мощности, развить терминалы по перевалке грузов и логистику международных перевозок, снизить административные барьеры.

Также планируются работы по дноуглублению акватории порта Курык, строительство контейнерного хаба в порту Актау.

Перспективы

Еще немного цифр: за первое полугодие года объем экспортно-импортных перевозок грузов автомобильным транспортом в международном сообщении составил 3,8 млн тонн, а объем транзитных перевозок – 2,4 млн тонн. Важным событием стала ратификация межправительственного соглашения с Китаем по международным автомобильным перевозкам. Теперь казахстанские перевозчики могут доставлять грузы в промышленные и портовые города КНР и проходить транзитом через другие страны.

Также внесены изменения в правила применения разрешительной системы автомобильных перевозок в международном сообщении, исключающие человеческий фактор при выдаче разрешений. Произведен обмен 231 тыс. бланков разрешений с 42 странами мира.

Например, впервые прошла тестовая транзитная автоперевозка из Китая в Европу через Казахстан и Каспийское море по маршруту Китай – Казахстан – Азербайджан – Грузия через морские порты Курык и Баку.

Все это, конечно же, происходит в рамках развития ТМТМ – пожалуй, самого главного проекта в сфере транзитного потенциала Казахстана.

К слову, совсем недавно Президенты Казахстана и Узбекистана Касым-Жомарт Токаев и Шавкат Мирзиёев приняли участие в официальной церемонии прибытия контейнерного поезда по маршруту Китай – Казахстан – Узбекистан из Сианя в Ташкент.

– Данный маршрут также имеет перспективу дальнейшего выхода на другие регионы. Успешно прошли первые запуски грузовых поездов Южная Корея – Китай – Казахстан – Узбекистан, – пишет в своем Telegram-канале директор Центра китайских исследований China Center Адиль Каукенов. – Также за последний год маршрут Китай – Казахстан – Узбекистан пережил серьезную модернизацию в плане ускорения доставки грузов. Контейнерный поезд, который встретили президенты, преодолел путь протяженностью в 4 486 километров за пять суток. Грузовой состав был отправлен из нового терминала в сухом порту города Сианя через территорию Казахстана в Ташкент.

Отметим, что в апреле 2024 года между странами достигнуты договоры о развитии грузовых перевозок по маршруту Китай – Казахстан – Узбекистан и дальше в трансафганском направлении.

– Кратчайший срок перевозки груза обеспечен благодаря использованию терминальных возможностей Казахстана в Китае, а также последовательному взаимодействию железнодорожных администраций Казахстана и Узбекистана по расширению приграничной инфраструктуры. В прошлом году объем перевозок грузов между странами составил свыше 31 миллиона тонн, увеличившись на 17,2% по сравнению с 2022 годом, – отметил эксперт.

Таким образом, Казахстан, находясь на перекрестке путей, просто обязан извлекать из этого пользу посредством транзитного потенциала. Главное в этой ситуации – подходить к возможностям грузового транзита взвешенно и конструктивно.

Популярное

Все
Гвардейцы — призёры Открытого Кубка Азии по дзюдо в Актау
Алматинская область вновь побила рекорд посещаемости
Рыбоперерабатывающий завод запустили в Кызылординской области
Краснокнижного зверька засняли на видео в Алматинской области
Зафиксирован рекордный урожай
Стартовала подписная кампания на 2026 год
О погоде в Казахстане на 16-18 октября сообщили синоптики
В Турции отменили статус «иностранцев» для тюркских народов
Караван из тысячи верблюдов официально вошёл в Книгу рекордов Гиннесса
На границе с Китаем образовалась автомобильная пробка
В Кызылорде сдана в эксплуатацию автодорога вдоль набережной Сырдарьи
Столицу Мальты признали самой красивой в мире
Посол ЕС отметила рост гражданской активности в Казахстане
Афганистан и Пакистан вступили в вооруженный конфликт
Казахстанцев предупредили о сроках пребывания в России
Назначены новые послы Казахстана в ряде стран
Казахстан – ключевой энергетический партнер для ЕС
Президент направил телеграмму поздравления Королю Испании
Умерла Дайан Китон
Нобелевский комитет расследует всплеск ставок на премию мира
Пенсионерам вход бесплатный
Гвардеец завоевал «бронзу» на Кубке мира по боевому самбо
Треть урожая ушла под снег
WORLD UNIFIGHT CHAMPIONSHIP – казахстанский гвардеец снова на вершине
Военнослужащие Нацгвардии стали призёрами Кубка мира
Где и по какой цене можно приобрести уголь в Астане
Около 500 тонн продукции привезут на столичную ярмарку из ЗКО и Костанайской области
Токаев проводил Президента Италии в аэропорту Астаны
Машины в кюветах, перебои с электроэнергией и сломанные деревья: в Костанай пришла зима
Завершена реконструкция Центрального стадиона
В Казахстане станет сложнее пользоваться банкоматами
В Костанайской области начались мероприятия, посвященные 140-летию Миржакыпа Дулатулы
Опасность в тарелке: в СКО зарегистрировали 19 случаев описторхоза
К строительству крупнейшего завода по производству снеков приступили в Алматинской области
В Алматинской области приняли меры по факту незаконного демонтажа плотины
Пожар в столичном кафе: ремонт в пострадавших квартирах завершен на 90%
Чем может гордиться Темиртау?
Рахмет от звезд: как прошел концерт Backstreet Boys в Астане
В Шымкенте открыли 14 социальных павильонов
Главнокомандующий Нацгвардией провел приём граждан

Читайте также

Азамат Амрин: "Наша цель – создать благоприятные условия дл…
Цены на ГСМ зафиксированы на уровне 16 октября для сетей АЗС
Реестр товаропроизводителей заменит десятки справок в РК - …
Цена на золото вновь бьет рекорд

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]