
Богатые природные ресурсы страны необходимы для дальнейшего роста в Азии и Европе. Поэтому стабильный, процветающий и устремленный в будущее Казахстан имеет особое значение для остальной Евразии, более того – для всего мира.
Отрадно, что, получив независимость в 1991 году, Казахстан добился огромного экономического прогресса. После болезненных структурных реформ 1990-х годов, которые заложили основы современной рыночной экономики, страна переживала невероятный экономический рост в середине 2000-х. Подъему способствовало множество факторов: щедрые запасы нефти и других полезных ископаемых; ажиотажный спрос на сырье на мировых рынках; эффективный макроэкономический менеджмент, инвестиции в человеческий капитал. Благодаря этому Казахстан превратился в ведущую экономику в Центральной Азии, где многократно вырос доход на душу населения и сократился уровень бедности. Казахстан мне видится наиболее успешной в экономическом развитии республикой бывшего Союза.
В 1997 году, когда страна находилась в низшей точке рецессии, Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, не смирившись с возможной долгосрочной стагнацией, объявил о запуске стратегической программы с широким видением развития страны до 2030 года. Это видение заложило основы восстановления Казахстана, придало важный импульс политическим и экономическим реформам и в значительной мере способствовало достижению нынешних успехов РК.
Сегодня Казахстан вновь переживает переломный момент: страна может просто почивать на лаврах успехов прошлого десятилетия и надеяться, что проведенные ранее структурные реформы, а также не спадающий бум на рынке минерального сырья продолжат «нести ее вперед». Или же можно активно продолжать структурные реформы с тем, чтобы превратить Казахстан в конкурентоспособную и диверсифицированную экономику с современными знаниями, процветающую даже тогда, когда закончится природное сырье.
Первый из этих подходов, давайте назовем его «бизнес как обычно», несет в себе риски того, что Казахстан может пострадать от одного или обоих феноменов, с которыми столкнулись многие развивающиеся и богатые на ресурсы страны: «ловушка среднего дохода» (когда рост стагнирует на уровне среднего дохода) и «сырьевое проклятие» (когда доходы от ресурсов не только проедаются, но и мешают диверсификации и модернизации страны). Возникающие в результате застой в экономике, безработица и разочарование среди населения ведут в свою очередь к политической нестабильности.
Напротив, второй подход в виде активных реформ обладает широким потенциалом для продвижения Казахстана на уровень наиболее развитых государств. Именно поэтому самой высокой оценки заслуживает решение Президента Нурсултана Назарбаева в декабре 2012 года объявить о новой амбициозной Стратегии «Казахстан-2050», в рамках которой поставлена цель войти в число тридцати самых развитых стран. Президент четко заявил, что данная задача означает не только высокий уровень дохода на душу населения, но и диверсифицированную экономику с современными знаниями, благодаря чему будет достигнут передовой уровень качества жизни, а Казахстан будет играть ответственную роль в Евразии и мире. Программа также содержит обязательства по построению демократических институтов и соблюдению верховенства закона, без которых невозможна политическая и экономическая стабильность. От себя лично хочу пожелать народу Казахстана всего наилучшего на этом пути.
С момента запуска Стратегии проведена тщательная работа по определению того, что необходимо для практического воплощения видения. В этом плане следует выделить масштабное исследование по заказу Национального аналитического центра (НАЦ) при Назарбаев Университете, осуществленное известными авторитетными и независимыми экспертами под эгидой Форума развивающихся рынков (EMF) в партнерстве с НАЦ. По итогам исследования были сделаны следующие выводы.
Во-первых, на основе долгосрочной модели EMF по изучению глобальной экономики обзор 187 стран показал, что амбициозная цель по вхождению в топ-30 в целом достижима при условии, что Казахстан осуществит интенсивную программу реформ, предусматривающую высокий уровень инвестиций и повышение производительности в несырьевом секторе. Без этих усилий Казахстан сильно рискует оказаться в «ловушке среднего дохода» или пострадать от «сырьевого проклятия».
Во-вторых, опыт развития успешных экономик, включая Австралию, Канаду и страны Восточной Азии, указывает, что Казахстан должен сконцентрироваться на семи основных направлениях реформ: человеческие ресурсы (образование, здравоохранение, социальная защита); энергетика; «зеленая» экономика; городские, сельские территории и децентрализация; передовые знания и технологии; эффективная связь и экономическая интеграция с региональной и мировой экономикой; современные, прозрачные экономические и политические институты.
Без всякого сомнения, последний из семи указанных элементов – институциональное развитие – наиболее важный с точки зрения реформ, так как от его успеха зависят и другие направления. В данном случае необходимы продолжение и завершение уже происходящих в гражданском обществе реформ, отказ от усиления государственного вмешательства в экономику и усиление роли предпринимательства, совершенствование правовой системы; децентрализация власти и отчетность политических институтов на всех уровнях перед электоратом. Эти шаги означают, что государство должно постепенно выйти за рамки известной формулы «сначала – экономика, потом – политика», т. е. параллельно ускорить преобразование экономических и политических институтов Казахстана, как это происходит в большинстве успешных стран Восточной и Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, а также следуя словам самого Президента Н. Назарбаева.
В-третьих, необходима скорейшая реализация всех реформ, поскольку из-за масштабности и комплексности Стратегии конкретные результаты будут видны только через некоторое время. Да и остальной мир не стоит на месте: многие конкуренты Казахстана тоже активно рвутся вперед. Народ Казахстана вправе ожидать и заслуживает более современной, нацеленной на «зеленый» рост и ответственной политической системы, которая позволит конкурировать с лучшими государствами мира.
Я верю, что Германия и далее будет оставаться надежным партнером в деле амбициозной модернизации Казахстана. Германия одной из первых признала независимость Казахстана и установила дипломатические отношения в 1992 году. С тех пор двусторонние связи динамично развиваются во многих областях. Растет число контактов между народами, не в последнюю очередь благодаря активному участию почти 1 млн. этнических немцев, проживающих в Германии и Казахстане. Современные транспортные и коммуникационные возможности сделали географическую отдаленность между нашими странами относительным фактором. Расширяется культурно-гуманитарный обмен. Показатели взаимной торговли увеличиваются с каждым годом, в 2013 году цифра превысит 6 млрд. евро. Но мы способны достичь большего. В рамках визита Президента Н. Назарбаева в Германию в феврале 2012 года мы договорились о сырьевом, промышленном и технологическом партнерстве, который определяет рамки для долгосрочных контактов между странами. Речь идет не только о торговле и инвестициях, но и о профессиональном образовании, более глубокой кооперации между учебными заведениями. Наконец, я убежден, что проведение международной выставки «ЭКСПО-2017» в Астане под лозунгом «Энергия будущего» придаст серьезный импульс нашему партнерству.
Все указывает на то, что Казахстан твердо настроен двигаться вперед по пути экономической и институциональной модернизации. Мы, наблюдая и поддерживая данный процесс, желаем вашей стране всяческих успехов в ее амбициозных устремлениях, тем более что рост Казахстана будет способствовать процветанию и стабильности в Центральной Азии.
Хорст КЁЛЕР, экс-президент Германии и сопредседатель Форума развивающихся рынков