
Согласно данным, озвученным в выступлении председателя Агентства РК по регулированию естественных монополий Мурата Оспанова, с учетом высокой степени износа производственных активов субъектов естественных монополий, в настоящее время в регулируемых отраслях происходит ежегодное наращивание инвестиций в обновление производственных мощностей и сетей транспортировки ресурсов. Если в минувшем году совокупные инвестиции сферы естественных монополий составили порядка 208,8 млрд. тенге, то в текущем году эта сумма выросла до 230 млрд. тенге. Соответственно этой динамике увеличились и темпы модернизации объектов данной сферы.
Тем не менее, как отметил глава АРЕМа, существующая система регулирования тарифов имеет ряд существенных недостатков. В частности, в ней отсутствуют оптимальные условия обеспечения прозрачности тарифообразования, повышения качества услуг субъектов естественных монополий, а также эффективных механизмов контроля над расходованием средств, полученных монополистами в результате роста тарифов. В связи с этим предполагается кардинальное изменение данной политики с целью создания системы тарифообразования, отвечающей требованиям долгосрочной перспективы развития.
В новых подходах АРЕМа в плане совершенствования тарифной политики содержится ряд конструктивных предложений, способствующих более ускоренному решению этих и других вопросов, связанных с деятельностью субъектов естественных монополий. Одним из них является обязательное условие, предусматривающее наличие конкретной инвестиционной программы для утверждения тарифов. То есть отныне «добро» АРЕМа на повышение тарифов монополисты могут получить лишь при условии инвестирования в модернизацию производственных активов, инфраструктуры и сетевых коммуникаций.
Концептуальным направлением новой системы тарифообразования в стране является постепенный переход монополий на методы работы, стимулирующие высокую рентабельность за счет ограничения таких факторов, как единоличное принятие решений и бесконтрольное распоряжение руководителями компаний средствами тарифных доходов.
В связи этим в целях обеспечения надлежащего контроля за целевым использованием тарифных средств агентством установлены индикаторы эффективности инвестиционных программ. Это показатели снижения уровня износа оборудования, нормативных ресурсных потерь, удельного расхода топлива и энергоемкости производства. Инвестиционные программы будут считаться исполненными лишь при достижении предприятиями монопольных отраслей установленных индикаторов эффективности и рентабельности производства. При этом основные векторы модернизации должны быть направлены на достижение низкой энергоемкости эксплуатируемых мощностей. Следует отметить, что наряду с повышением качества и расширением спектра предоставляемых услуг фактор энергоэффективности СЕМ во многом способствует сдерживанию роста тарифов.
По словам главы АРЕМа, только за 2012 год меры энергоэффективности, принятые в данной сфере, позволили сэкономить свыше 7,3 млрд. тенге тарифных ресурсов, что сопоставимо с совокупностью доходов такого крупного предприятия, как ГКП «Астана су арнасы» за три года. При этом ведется целенаправленная работа по полной ликвидации сверхнормативных потерь предприятий естественных монополий.
По мнению председателя Ассоциации горно-металлургической промышленности Николая Родостовца, если удастся полностью устранить проблему сверхнормативных потерь, то это будет значительным шагом вперед, поскольку на практике за этим кроются такие явления, как хищение средств, бесхозяйственность, теневой оборот капитала и прочие негативные проявления бизнеса.
Свое отношение к этому высказал и председатель Казахстанской электроэнергетической ассоциации, объединяющей порядка 80 энергокомпаний страны, Шаймерден Уразалинов. В частности, он заметил, что технические нормативные потери могут быть снижены лишь за счет реального технологического перевооружения региональных сетевых компаний, установки новых типов проводов, трансформаторов и другого оборудования, а не каких-либо индикаторов оценки.
Так или иначе, но на практике выходит, что без «красных флажков» монопольный сектор нелегко вовлечь в русло инвестиционной активности. К тому же, как поясняет глава АГМП, если утверждается большая инвестиционная программа, то тариф больше, а если программа минимальна, то меньше и тариф. Например, в 2012 году инвестиции СЕМ по утвержденной программе составляли 22,2 млрд. тенге при среднем тарифе 5,6 тенге за 1 кВт электроэнергии. В текущем году при тарифе 3,09 тенге обязательства компаний по инвестициям были утверждены в объеме 9 млрд. 455 млн. тенге.
Следствием этого механизма явилось то, что кривая инвестиций пошла вверх, а показатель износа мощностей – вниз. Тем не менее, как полагает первый заместитель Премьер-Министра РК – министр регионального развития Бакытжан Сагинтаев, по плану заявленное снижение износа основных средств предприятий естественных монополий к 2018 году должно составлять 52%. Однако на сегодня реальные показатели не превышают 1–2% в годовом выражении, что обусловлено соответствующими темпами и объемами инвестиций. В связи с этим возникает вопрос о достаточности запланированных объемов инвестирования и, соответственно, уровня тарифов, необходимых для подобной динамики модернизации. Ведь для большинства потребителей страны важна именно эта сторона вопроса.
По его мнению, в ликвидации сверхнормативных потерь необходимо иметь более конкретное представление о том, какова ситуация в этом плане сегодня в цифрах и расчетах, каким образом это будет осуществлено и не переложатся ли эти издержки нерациональной практики в сферу нормативных потерь.
Между тем в отечественной специфике регулирования деятельности СЕМ существует проблема отсутствия единого подхода в определении и оценке износа основных средств коммунальных и энергетических предприятий.
В связи с этим АРЕМом предлагается совместными усилиями разработать соответствующую методику оценки износа производственных активов СЕМ.
При этом на новый уровень актуализации поднята и проблема оснащенности потребительского сектора индивидуальными приборами учета воды, электро- и теплоэнергии.
По словам Мурата Оспанова, проблемным вопросом остается динамика установки общедомовых приборов учета тепла в многоквартирных жилых зданиях. В текущем году эта функция всецело возложена на самих монополистов. В результате дело в этом направлении значительно продвинулось. В целом уровень данного показателя вырос на 11% по сравнению с ситуацией минувшего года.
В обсуждении данного вопроса резонным выглядело и мнение, высказанное Николаем Родостовцем, который отметил, что если обязанность установки эффективных приборов учета возложить на монополистов, то в этом явно не будет особого прока, поскольку в этом они заинтересованы не больше, чем сами потребители. Отсюда возникает необходимость усиления общественного контроля при непосредственной координации АРЕМа. По его словам, проблема усугубляется и тем, что в ряде регионов жители многоэтажных домов не объединены ни в кондоминиумы, ни в КСК. Есть домкомы, которых называют «домушниками» или «домофонами». Они реагируют на телефонные звонки, но не представляют реальную, более того, действенную форму самоуправления на местах.
В новых подходах совершенствования тарифной политики предусмотрены и более кардинальные меры контроля над деятельностью монопольной сферы, в том числе через систему общественного мониторинга. В текущем году в целях недопущения нарушения прав потребителей регулирующими органами проведено более 280 проверок СЕМ, в результате которых внесено около 1 020 предписаний и принято участие представителей АРЕМа в 244 судебных разбирательствах. При этом общая сумма административных взысканий, наложенных на нарушителей законодательства, составила 3,1 млрд. тенге.
В целях компенсации убытков потребителей в результате перебоев подачи электроэнергии, тепла и воды в рамках новой системы тарифообразования введены временные компенсирующие тарифы на сумму 1,2 млрд. тенге. В связи с перерасчетом коммунальных платежей за недопоставленное тепло в минувшем отопительном сезоне АРЕМом обеспечен возврат денежных средств населению в сумме 500 млн. тенге.
Между тем жалобы на низкое качество услуг монополистов не только не сокращаются, но и увеличиваются. При этом немало поводов для раздражения социума: то батареи в квартирах еле греют, то вода из крана еле течет, то резкие перепады напряжения в электросети выводят из строя бытовые приборы. В целях регламентации взаимоотношений между монопольными компаниями и потребителями АРЕМом предлагается введение в общую практику регулирования деятельности СЕМ стандартов качества и сервисного обслуживания.
Впрочем, отдельные предприятия Казахстана, в том числе южноказахстанская компания «Водные ресурсы – маркетинг»? не один год работают в условиях повышенного внимания к качеству своей деятельности.
По словам руководителя этого частного предприятия Анарбека Ормана, компания обслуживает порядка 700 тыс. потребителей. При этом за годы деятельности предприятие обеспечило снижение потребления воды и электроэнергии в 4 раза. Он также отметил, что во многих развитых странах мира компании-операторы независимо от формы собственности управляют водопроводным и канализационным хозяйствами без финансирования со стороны государства, поскольку все инвестиции на модернизацию основных средств осуществляются за счет заемных банковских средств, выделяемых под 1–2%.
По словам предпринимателя, в Казахстане процессы модернизации приоритетных отраслей экономики, включая ЖКХ, стимулируются государством через различные программы развития. Между тем сфера водоснабжения и канализации, которая также относится к социально значимой сфере национальной экономики, оставлена вне русла государственного стимулирования. В связи с этим возникает необходимость рассмотрения вопроса о включении предприятий этой сферы деятельности в программу модернизации, для того чтобы они могли пользоваться льготным бюджетным кредитованием на долгосрочной основе.
Подводя итоги заседания, Премьер-Министр Серик Ахметов указал на необходимость рассмотрения в рамках второго этапа программы ФИИР вопросов, связанных с финансовой составляющей услуг монополистов в общих затратах инвесторов, реализующих те или иные индустриальные проекты.
– Это важно, поскольку все имеет счет. При этом обязательным условием для повышения тарифов и их регулирования должны быть мотивации инвестиционного характера, связанные с модернизацией основных средств и инфраструктуры отраслей, – заключил глава Правительства.
Досжан НУРГАЛИЕВ