Милые сердцу игрушки

5229
Екатерина Бескорсая, Павлодарская область

Миниатюрных героев, которых когда-то можно было встретить в каждом казахстанском дворе, создает мастерица из Аксу Ирина Бобыкина. Ватная елочная игрушка в ее исполнении – целое искусство и настоящее волшебство, переносящее взрослых в беззаботное детство.

фото Олеси Громовой

Мальчишки и девчонки в цигейковых пятнистых шубках, валенках, вязаных шапочках и пуховых платках, на санках или верхом на деревянной лошадке на палочке… Образы современным детям мало что говорящие. Впрочем, привлекающие внимание тех, кому сегодня и пять, и десять лет. Ведь эта смеющаяся ребятня – такая настоящая, пусть и рос­том всего в 10 сантиметров. Зато какое настроение! Повесить такую игрушку на новогоднюю елку – действительно праздник.

Ирина Бобыкина по профессии парикмахер, правда, она мало работала в сфере сервиса, предпочла ему торговлю. А вот творчеством увлекалась с детства – всегда любила рисовать. Мастерица называет себя самоучкой, но без признания Ирины сложно было в это поверить – настолько высокий худо­жественный уровень у ее работ.

– Моя первая ватная игрушка «родилась» 19 декабря 2020 года и была сделана на подарок, – рассказывает Ирина. – Правда, специально я не училась ни рисованию, ни другому творчеству, но всегда получала от него удовольствие. И как-то в Интернете увидела игрушку из ваты по технологии времен СССР, начала изучать процесс изготовления, много читала и еще больше пробовала. Процесс этот долгий и кропотливый…

Между прочим, технология не принципиально изменилась не то что с советских времен, а больше чем за два века. Рецепт изготовления ватной игрушки можно было найти даже в дамских журналах середины позапрошлого века. Тогда все делалось примерно так: сначала следовало сварить клейстер на крахмале, потом из проволоки сделать каркас, вату разделить на полоски, смочить в клейстере, намотать слоями на каркас, придавая нужную форму и закрепляя с помощью ниток. Заготовку сушили два дня, а потом раскрашивали. Игрушки из ваты получались легкие, но прочные, их можно смело давать в руки детям, ведь ничего не разбивалось, падая на пол, и в целом хранилось не один год, главное, чтобы мыши не добрались.

Сейчас остались все те же этапы. Но разве что материалы используются современные – мастерам доступны и специальная вата, и акриловые крас­ки многих оттенков, что уж говорить о кис­тях. Крахмал давно заменили на клей. Только вот в небольшом моногороде Аксу кое-чего попросту не найти, впрочем, и в Павлодаре не бывает специальной ваты, так что приходится из Моск­вы заказывать сырье, чтобы игрушка была как живая.

– Личико я делаю из специальной полимерной глины для запекания – это первая часть игрушки, к которой я приступаю. А вот последний этап – пок­рытие уже готовой игрушки слюдой, чтобы изделие блестело. И то и другое я заказываю, – рассказывает мастерица.

Это в теории несложно, но на практике – дело непростое, требую­щее навыка. И Ирина признается, что сама видит свой рост за годы работы – первые игрушки усту­пают нынешним. Сложнее всего добиться основной гладкости объемной заготовки, на которую уже «насаживается» рельеф. Дело даже не в скорости работы: позы стали естественнее, некоторые моменты в росписи лиц изменились.

Сейчас Ирина тратит на одну игрушку примерно четыре дня – и это, в общем, очень хорошая скорость, быстрее вряд ли кто сможет. Дело в том, что каждый слой ваты, а их не два и не три, просушивается. И ведь нужно еще расписать миниатюрку.

– Всегда люблю уделять внимание деталям, расписать шарфик и варежки, приделать помпончики на завязки у шапочки, заплатку на пальто, грибочек на кармашке нарисовать и обязательно «пришить» пуговки на шубку, – говорит Ирина. – Это добавляет игрушкам свой стиль и привлекает внимание, хочется все рассмотреть. Могу «надеть» на игрушку свитер, хотя его больше никто не увидит – сверху будет пальто или шуба из ваты. У моих героев часто в руках игрушка – сами «детки» получаются 10–11 сантиметров, а их мишки, неваляшки, лошадки – всего по два сантиметра.

Образы мастерица берет со старых открыток, много интересного можно найти в старых советских книжках, на фотографиях наших бабушек. Впрочем, были у нее и необычные заказы, например, мужчина из Алматы просил создать игрушку по фотографии своих дочки и сына.

Игрушки Ирины живут во многих странах, в том числе за океаном – в США. Есть они и у европейских заказчиков, немало покупали россияне. В последний год интерес проявляют заказчики из Павлодара, Астаны, Алматы.

Кстати, автор не выделяет какие-то свои творения из десятков созданных за три года – каждая игрушка ей дорога, работая над нею, она ждет именно результата – получится ли реализовать задуманное? И влюбляется тоже в каждую. Но при этом легко с ними расстается, говорит – приятно знать, что ее творчество дарит замечательные эмоции своим новым хозяевам.

И это тоже история

Первыми ватными игрушками стали украшать елки еще в начале XIX века в Германии. Делали их, конечно, вручную. Массовое производство елочных игрушек было налажено в Европе в то же время, причем это были уже изделия из картона (так называемые дрезденские игрушки, только украшенные ватой) и более дорогие – из стекла. Россия и затем Советский Союз переняли оттуда традицию украшать елки, но и здесь начиналось все с самого простого, дос­тупного и податливого материала – как раз с ваты. Ватные игрушки советского периода до сих пор считаются коллекционными.

В 1930-е годы производством ватных игрушек занимались многочисленные профессиональные артели «Изокульт», «Художественная игрушка», «Все для ребенка». Более того, с 1938 года Мос­ковская ИЗО-фабрика ЦПКиО имени Горького стала выпускать игрушки, разработанные профессиональными художниками и скульпторами: Гидиримской, Громчевской, Траубер. Эти ватные игрушки пользовались большой популярностью у советских людей, их хранили и передавали как семейную реликвию.

А еще по ватной елочной игрушке можно было проследить, чем жила огромная страна в разные годы. Мастера ведь реагировали на все значимые изменения. Например, отказывались от ангелочков, когда после революции все религиозное оказалось под запретом, зато появились спортсмены, горнисты и даже дирижабли.

В 1935 году на экраны вышел легендарный фильм с Любовью Орловой в главной роли – «Цирк». И как раз в этот год завершился очередной период запрета новогодних церемоний как пережитка всего буржуазного. Елки снова стали важным символом праздника, а в честь популярного кинофильма на них появились ватные клоуны, акробаты, дрессированные собачки и цирковые слоны.

Когда в 1937 году экспедиция под руководством Ивана Папанина создала первую советскую дрейфующую полярную станцию в районе Северного полюса, изготовители игрушек стали соз­давать полярников и белых медведей. Они еще долго были популярны. Кстати, спутница Деда Мороза Снегурочка тоже «родилась» в том году.

В 1949 году к юбилею Александра Пушкина были выпущены игрушки с изоб­ражением персонажей сказок поэта. Пос­ле Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, который проходил в 1957 году, появились игрушки в национальных костюмах разных стран.

Но ручной труд не самый производительный, а потому с 50-х годов была придумана промышленная технология и разработаны специальные станки для намотки ваты, а сами игрушки стали штамповать горячим способом. Постепенно процесс создания елочных игрушек из ваты был полностью механизирован, все украшения создавали по одним лекалам.

Уже к середине 80-х ватные игрушки и вовсе не производили – тогда выпускали очень много стеклянных украшений, а потом на смену хрупкому материалу пришел вездесущий пластик.

Ватная елочная игрушка сегодня переживает настоящий Ренессанс – как и 100 лет назад, мастерицы ручной работы создают невероятные шедевры, неповторимые образы в самой разной стилистике, повторяя героев известных произведений из классики и современности, но всегда собирая восторженные отзывы.

Для тех, кому, как сейчас принято говорить, 40+, елочная игрушка из ваты – это еще и возвращение в детство. Сейчас уже и не найти, наверное, ватных Дедов Морозов, которые в начале 80-х стояли чуть ли не под каждой елкой в новогодние праздники. Постепенно их вытеснили прочные пластиковые братья – уже не такие уютные, но зато красочные и долговечные. Что уж говорить о нынешнем разнообразии – новогоднего декора просто уйма, на любой вкус и кошелек. Фигуры главных героев праздника – как с картинки, почти живые. Но я бы многое отдала, чтобы под моей елкой потеснил современного собрата тот старенький ватный Дед Мороз, пусть и с подклеенным подолом, подкрашенной шапкой и далеко не белоснежной оторочкой. Все-таки он умел заглядывать в душу…

Популярное

Все
От промышленных манипуляторов к гуманоидным помощникам
В Астане открылась выставка художника, обладающего самым громким именем в искусстве XX века
Вовремя выявить риски и поддержать
Цифровая трансформация городской инфраструктуры
Ремесла как дипломатия и двигатель туризма
Берлин с боями шел на Берлин
Чем может гордиться Темиртау?
Осень на Святом ключе
«Верность Родине, как знамя, поднял он...»
Башня, колодцы и тайны древних обрядов
Ботай – место притяжения
Душевное лекарство
ИИ – это невероятные возможности для построения Справедливого, Безопасного и Сильного Казахстана
Новый этап партнерства
В регионе впервые открыт Центр поддержки детей с расстройством аутистического спектра
Учитель растет в сельской школе
Сёла Туркестанской области подключили к Интернету
Определены первые победители ЧК по спортивной гимнастике
Власти США могут погасить факел статуи Свободы в Нью-Йорке
Лжеполицейского задержали в Атырау
WORLD UNIFIGHT CHAMPIONSHIP – казахстанский гвардеец снова на вершине
Треть урожая ушла под снег
Машины в кюветах, перебои с электроэнергией и сломанные деревья: в Костанай пришла зима
Холода сменят тепло в Казахстане
Судьба журналиста
Борьба с наркоманией дает результаты
В Алматинской области приняли меры по факту незаконного демонтажа плотины
Продукты стали дешевле
Основа качества жизни и фундамент стабильности
Творчество известного писателя обсудили в Кызылорде
А я и здесь не промолчала
Промышленность – это не про прошлое, а про будущее
Экспертные сообщества Казахстана и Китая вносят вклад в развитие межгосударственного взаимодействия
В Шымкенте строят канал Каусар
День труда
Стартовала кампания по вакцинации от гриппа и ОРВИ
«Барыс» дома обыграл «Сибирь»
FIFA показала талисманы ЧМ-2026
Единый счет и smart-контроль тепла
Ключевой костяк энергетики
Гвардеец завоевал «бронзу» на Кубке мира по боевому самбо
35 школ Атырауской области остались без директоров
В ЗКО готовят выпуск продукции из сайги
Ремонт пяти мостов начали на популярном туристическом маршруте в ВКО
Экологический месячник стартует в Астане с 13 сентября
Движение по мосту Арыс частично ограничат в Астане
Президент отреагировал на жалобы граждан по поводу самокатов
Президенту представили производимую в Акмолинской области аграрную продукцию
Строительство индустриального парка начинается в Туркестанской области
Международный университет информационных технологий Усонг открыт в Туркестане
В Костанайской области начались мероприятия, посвященные 140-летию Миржакыпа Дулатулы
Стратегия отрасли: от добычи сырья - к высоким переделам
Началось возведение энергоблока
Началось строительство плодоконсервного завода
Цифровая трансформация судебной системы
Организации образования перешли на единую модель воспитания «Адал азамат»
Генпрокуратура начала расследование в отношении Кайрата Кожамжарова
К строительству крупнейшего завода по производству снеков приступили в Алматинской области
Подсолнечное масло отправили из Казахстана в Китай новым способом перевозки
Тяньцзинь – Пекин: как визит Токаева усилил позиции Казахстана в Евразии

Читайте также

Вовремя выявить риски и поддержать
В Конаеве объявили конкурс на разработку символики города
Алматинский пенсионер переплыл сложный пролив между Корсико…
Военнослужащие поздравили фронтовика в Туркестанской области

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]