Поводом для депутатского запроса послужили обращения представителей общественных объединений инвалидов Казахстана по вопросам использования электронной техники для лиц с нарушением зрения.
Как известно, в современном мире существует большое разнообразие компенсаторных и вспомогательных средств, позволяющих незрячим пользователям опосредовано получать информацию о явлениях окружающей среды, предметах и их свойствах, благодаря чему жизнь данной категории граждан облегчена в быту, в самообслуживании, ориентировании в окружающей среде, получении образования, трудовой деятельности и т. п.
Развитие компьютерной техники за прошедшие десятилетия шагнуло далеко вперед, модернизируются существующие модели устройств для инвалидов, которые, в свою очередь, предоставляют расширенный доступ к информационным ресурсам и открывают огромные возможности для использования глобального информационного пространства.
В связи с этим у людей с особыми потребностями появилась надежда, что поправки в постановление Правительства РК от 20 июля 2005 года № 754 «Об утверждении перечня технических вспомогательных (компенсаторных) средств и специальных средств передвижения, предоставляемых инвалидам» дадут незрячим пользователям расширенный доступ к глобальным информационным ресурсам.
Однако изменения в вышеуказанном перечне делают доступ к информационному пространству для инвалидов по зрению затрудненным. Никаких новых технических устройств в данный перечень фактически не включено. Более того, вместо «компьютерного тифлокомплекса» произведут замену на «ноутбук с программой экранного доступа и речевым синтезом речи». Исключение из перечня данного компьютерного тифлокомплекса и его замена на указанный ноутбук лишают незрячих пользователей единственного полноценного комплекта средств, предоставляющего расширенный доступ к глобальным информационным ресурсам.
Кроме того, и в старой, и в новой редакции перечня отсутствуют требования к речевой поддержке государственного языка синтезом речи.
Недостатком данного перечня является отсутствие четкой классификации представленных в нем тифлотехнических средств по функциональному назначению.
Также остро стоит вопрос обучения инвалидов пользованию оборудованием, выделяемым в рамках Программы обеспечения инвалидов специальными техническими средствами.
Как известно, в Указе Главы государства о Концепции правовой политики на 2010–2020 годы также была отмечена необходимость вовлечения лиц с ограниченными возможностями в трудовую деятельность. Однако не каждый потенциальный работодатель знает, как обустроить рабочее место такого сотрудника, так как в Законе РК «О социальной защите инвалидов в РК» до сих пор не утвержден стандарт рабочего места инвалида, без которого государственные органы не могут принимать их на работу.
На основании изложенного прошу принять меры по разработке обоснованных классификаций по функциональному назначению тифлотехнических и других вспомогательных компенсаторных средств реабилитации в вышеуказанном перечне. Также внести изменения и дополнения в перечень, перечислив новейшие средства для инвалидов по зрению, и обеспечить языковой поддержкой казахского и русского языков устройства, оснащенные программным обеспечением синтеза речи. Прошу закрепить на законодательном уровне при осуществлении государственных заказов необходимость обучения людей с нарушением зрения навыкам пользования тифлотехническими средствами, а также включить в государственный заказ услуги по обучению инвалидов по зрению пользованию современными тифлотехническими средствами для работы с Интернетом.