
Участники сессии «Перспективы развития рынка капитала на развивающихся рынках» обсудили вопросы, касающиеся финансирования региональных инфраструктурных проектов, диверсификации валютных рисков и другие актуальные аспекты финансовой и инвестиционной деятельности в рамках инициативы «Пояс и путь».
По словам экспертов, товарооборот между Китаем и странами Евросоюза в 2018 году составил порядка 1 трлн долларов, и данный показатель будет расти. При этом Казахстан занимает исключительно важное геостратегическое положение, являясь связующим звеном между двумя крупнейшими экономическими полюсами.
Через территорию Казахстана проходят 11 трансконтинентальных маршрутов – 5 железнодорожных и 6 автомобильных. Правительством страны реализуется план по сопряжению программы инфраструктурного развития «Нұрлы жол» с Экономическим поясом Шелкового пути, который предусматривает развитие множества транзитных коридоров. В этом направлении в республике реализуется более 100 проектов, в том числе двусторонних.
С 2015 года в Казахстане модернизированы или введены в эксплуатацию 2,5 тыс. км железных дорог и 12,5 тыс. км автомагистралей. Реконструкция была реализована с привлечением средств таких международных финансовых организаций, как ЕБРР, МБРР, АБР, ИБР и ЭксИмБанк КНР. Например, с ЭксИмБанком подписаны льготные кредитные соглашения на общую сумму 2,6 млрд долларов для реконструкции автодорог общей протяженностью 1,9 тыс. км, с ЕБРР – на сумму 0,87 млрд долларов на реконструкцию 550 км трасс.
За последние 5 лет объем транзитных контейнерных перевозок между Китаем и Евросоюзом через Казахстан вырос в 14 раз – с 21 тыс. ДФЭ до 310 тыс. контейнеров (по итогам 2018 года). В 2020-м есть возможность увеличить эти показатели до 800 тыс. При этом регулярность отправления поездов из Китая в Европу вырастет в 3 раза – до порядка 100 рейсов в неделю.
За последние 3 года были открыты 37 новых международных маршрутов, в том числе в Хельсинки, Варшаву, Будапешт, Дели, Пекин. Внедрен 72-часовой безвизовый режим для граждан Китая и Индии, следующих транзитом через Казахстан.
В своем выступлении Женис Касымбек сообщил, что на этой неделе планируется запустить прямой авиарейс из Нур-Султана в Токио. В планах Правительства также есть намерения связать столицу с Шанхаем, Сингапуром и Нью-Йорком.
Созданные транспортно-логистические возможности позволяют развиваться другим секторам экономики.
В Казахстане вдоль транзитных коридоров Шелкового пути реализуются 55 проектов по Программе казахстанско-китайского индустриально-инновационного сотрудничества на общую сумму 27,3 млрд долларов. В их рамках предусматривается создание ряда высокотехнологичных предприятий по производству отечественной продукции с высокой добавленной стоимостью, ориентированной на зарубежные рынки.
– Сегодня мы можем констатировать, что МФЦА воплотил в себе самые лучшие мировые практики. Биржевые правила и регулирование в Нур-Султане соответствуют таковым в крупнейших финансовых центрах. Символично, что в создании торговой площадки нам помогают американская группа Насдак и Шанхайская фондовая биржа. Первой иностранной компанией на рынке стала российская группа «Полиметалл», что показывает нашу готовность работать со всеми партнерами ближнего и дальнего зарубежья, а также с крупными транснациональными компаниями, – отметил вице-премьер.
По его мнению, одним из актуальных вопросов в регионе является проблема диверсификации валютных рисков. Использование китайского юаня как валюты для инвестиций может ускорить реализацию стратегических проектов «Один пояс – один путь» как в Казахстане, так и в Центральной Азии. Правительство республики оказывает поддержку в создании международного клирингового центра китайского юаня на базе МФЦА.
– В целом финансирование проектов инициативы «Пояс и путь» должно быть рыночным, диверсифицированным и прозрачным процессом. Эта программа закладывает фундамент дальнейшего развития, в том числе в сфере предоставления услуг МФЦА для всей Центральной Азии, – сказал Женис Ксымбек.
В ходе сессии ее участники – представители крупнейших международных финансовых институтов, компаний и фондовых бирж – обсудили также вопросы доступности технологической инфраструктуры рынка капитала, развития экосистемы брокеров и инвесторов, применения широкого спектра финансовых и инвестиционных продуктов, а также возможности и препятствия на приграничных и развивающихся рынках, включая Казахстан.