На законных основаниях

5907
Юлия Полонская

Активно обсуждая новый закон о регулировании интернет-платформ и онлайн-рекламы, информационное сообщество разделилось на два лагеря. Одни считают, что этот документ закладывает фундамент правового регулирования онлайн-контента, другие – что лишь дублирует уже действующие законодательные акты.

Фото: kazpravda.kz

Все, что незаконно офлайн, должно быть незаконно и онлайн – этот постулат правоприменительной практики Европейского союза как нельзя лучше очерчивает принципы поведения в Сети.

При этом регулирование исполнения норм законов в интернет-пространстве до сегодняшнего времени часто было сопряжено с определенными сложнос­тями. Нужно было искать новые подходы и механизмы в соблюдении баланса свободы слова и ответственности за сказанное, да и просто вводить в правоприменительную практику новый понятийный аппарат. А потому долгое время считалось, что весьма конкретное административное и уголовное наказание, применимое офлайн, в виртуальной реальности если и настигнет, но нескоро и «не больно». Бытовало мнение, что выяснять отношения безопаснее в Интернете, там же гораздо проще продавать свои товары и услуги.

Соцсети сформировали новое пространство информационного предпринимательства, в котором родились профессиональные компетенции своего времени – блогеры, SMM-специалисты, таргетологи, мастера прогревов и, конечно, эксперты широкого и узкого профиля, предлагающие консультации по всем видам деятельности. Имеешь какой-то навык – создай курс и продавай, в раскрутке помогут соответствующие специалисты. Диплом, как говорится, не требуется ни коучу, ни нутрициологу.

Регулировать качество и достоверность онлайн-контента, теневые доходы от рекламы в Сети, выставлять барьеры от киберпреступности стараются во всем мире. При подготовке казахстанского закона о регулировании онлайн-платформ и рекламы этот международный опыт тоже учитывался.

Например, законопроект Online Safety Bill в Великобритании. И германский Network Enforcement act, который поднимает вопрос защиты граждан от недостоверной, вредоносной информации, тоже был рассмотрен.

Авторы казахстанского закона при его подготовке ставили целью решить несколько проблемных вопросов. В частности, это разрыв между динамикой развития онлайн-платформ и онлайн-рекламы с законодательной базой, отсутствие эффективных правовых механизмов, гарантирующих соблюдение прав всех субъектов, ведущих предпринимательскую деятельность на онлайн-платформах, и правовых контуров по ведению интернет-рекламы.

«Закон действительно сформулирован как основной правовой акт, который будет регулировать деятельность онлайн-платформ. Но онлайн-платформы не вне регулирования, – комментирует управляющий директор ОЮЛ «Ассоциация Цифровой Казахстан» Елена Бычкова на сайте информационной системы «Параграф». – Нисколько не оспаривая значимость проблемы с неконтролируемым размещением незаконного контента в социальных сетях, мошенническими действиями, так называемым «инфоцыганством», хочется специально отметить, что в онлайн-пространстве применимы все основные казахстанские законодательные акты, в целом регулирующие предпринимательскую деятельность, и соответствующее отраслевое законодательство».

Так, по словам эксперта, Предпринимательский кодекс РК определяет правовые, экономические и социальные условия и гарантии, обеспечивающие свободу малого и среднего бизнеса, а также регулирует общественные отношения, возникающие в связи с взаимодействием субъектов предпринимательства и государства. И лица, ведущие частично или полностью такую деятельность в Сети, – это те же субъекты предпринимательства, на которых распространяются все те же права и обязанности. То есть те, кто зарабатывает онлайн, также должны соблюдать права и законные интересы физических и юридических лиц, обеспечивать безопасность и качество товаров, работ, услуг, предоставлять потребителям полную и достоверную информацию о них.

«Товарно-денежные и иные основанные на равенстве участников имущест­венные отношения вне зависимости от формы их реализации, офлайн или онлайн, регулируются гражданским законодательством. Налоговый кодекс кроме общеприменимых положений содержит специальные понятия: интернет-площадка, интернет-магазин, а также целый раздел, определяющий налогообложение иностранных компаний при осуществлении электронной торговли товарами, оказании услуг в электронной форме физическим лицам. Закон «О торговой деятельности» содержит определение электронной коммерции. Уголовная и административная ответственность также в равной степени применяется к субъектам вне зависимости от того, ведут они свою деятельность в Сети или магазине у дома», – отмечает Елена Бычкова.

Исправный барометр

Действительно, казалось бы, зачем нужен новый закон, если и старых дос­таточно. Но онлайн-пространство – это не только реклама и бизнес. Социальные сети стали основным источником информации, которая формирует общест­венно-политическую повестку, взяли на себя роль барометра общественного настроения. Как гласят данные нового Digital news report, который совсем недавно был опубликован Reuters Institute, до 30% выросла доля тех, кто предпочитает в Интернете получать новости именно через социальные сети.

И в этой связи принятый закон впервые вводит такие понятия, как «инфлюенсер (блогер)», «онлайн-платформа», «пользователь интернет-платформы», «публичное сообщество» и другие. А это, по мнению экспертов медиасферы, большой прорыв в области законодательного описания разницы между блогерами и классическими средствами массовой информации, а также регулирования отношений этих специалистов с целевой аудиторией.

Так, закон обязывает владельцев интернет-площадок сотрудничать с государственными органами в борьбе с недостоверной информацией и уклонением от уплаты налогов. Вводится требование об установке «счетчика» количества пользователей и назначении законного представителя онлайн-площадки по взаимодействию с уполномоченными органами.

Также ключевым вопросом в рамках закона является развитие интерфейса онлайн-платформ на государственном языке, объем контента на котором растет с каждым днем. И контент этот становится все разнообразнее и интерес­нее. Однако не все онлайн-платформы предоставляют возможность использования интерфейса на казахском языке, отсутствует элементарная возможность в полной мере ознакомиться с пользовательским соглашением.

Особое внимание уделено необходимости маркировки рекламы пользователями, размещающими рекламный контент. Законодательные акты, регулирующие распространение рекламных материалов на онлайн-платформах, до сегодняшнего дня отсутствовали, так же как и понятие таргета.

«Подписанный Президентом законодательный пакет направлен на дальнейшее совершенствование регулирования функционирования онлайн-платформ на территории республики, включая ответственность инфлюенсеров или блогеров за публикуемые материалы и распространение ложной информации, а также их рекламно-предпринимательской деятельности, то есть уплату налогов с доходов за рекламу, опубликованную в их аккаунтах в социальных сетях», – отмечает эксперт Института анализа социально-политических процессов Женис Каукенов.

Он также обращает внимание, что некоторые казахстанские правозащитники еще на стадиях обсуждения в Парламенте называли эти законы «противоречивыми», «нелиберальными», «ужесточающими цензуру». Также высказывались мнения, что закон таит в себе ряд подводных камней и является избыточным в правовом смысле, пос­кольку, например, ответственность за распространение ложной информации уже прописана в Гражданском, Административном и Уголовном кодексах.

«Доводы, на первый взгляд, разумные и правомерные. Но нельзя не заметить присущих этой логике лукавства и близорукости, желания использовать софистику и схоластику в своих интересах – кому-то «хайпануть», кому-то получить финансовую выгоду. Развитие соцсетей и технологий искусственного интеллекта не оставляет сомнений в быстром расширении возможностей манипулирования сознанием граждан, сеяния паники, распространения фейков. Это раз. Никто не снимает ответственности государства за мир, спокойствие, общест­венное согласие и единство, соблю­дение моральных устоев, законности и правопорядка. Это два», – подчеркивает Женис Каукенов.

Ну и в конечном счете нельзя, по мнению аналитика, забывать, что наше юное поколение чрезвычайно зависимо от всяких гаджетов и сетей, уязвимо в плане общения и негативного влияния. Достаточно вспомнить «синих китов», кибербуллинг, калечащих психику наших детей, не имеющих порой элементарных навыков кибергигиены и защиты себя от опасного контента.

«А потому можно привести еще много доводов в пользу этих и подобных законов, хотя и этого, наверное, хватает. По крайней мере, для тех, кто думает и смотрит вперед», – убеж­ден Женис Кау­кенов.

Популярное

Все
В Астане состоялся показ фильма «Капитан Байтасов»
Необъятный мир наследия великого Абая
Не хватило опыта для победы
Тысячи спасенных жизней
Музыкальное наследие тюркского мира
В Таразе продолжается обновление парка городских автобусов
Имя Кудайбергена Калиева для многих – символ труда и верности родному краю
Мажилис утвердил бюджет на 2026–2028 годы
Обменялись опытом, наладили контакты
Успей купить по приятной цене!
Финальные поединки в Семее
Шымкентский НПЗ отметил 40-летие рекордными достижениями
Стратегическое партнерство укрепляется
Kia: тандем человека и высоких технологий
Привлечение инвестиций минимизирует тарифы
Чувствовать себя равноправными членами общества
Жүз домбыра – бір үн
Новую спецтехнику получили лесники
Высокая честь – Родину беречь
Крылатое наследие номадов
Гвардейцы — призёры Открытого Кубка Азии по дзюдо в Актау
Сильная духом и мастерством
Кызылорда с размахом отмечает свой день рождения
В ВКО выявили незаконную работу асфальто-бетонного завода
Стали известны имена финалисток конкурса Miss Astana 2025
Петропавловские теплосети готовят к передаче в муниципальную собственность
Арман Шаккалиев: В Казахстане двукратно увеличат закуп продукции у сельхозтоваропроизводителей
В Туркестанской области отметили Всемирный день хлопка
Новую школу на 1 200 мест открыли в ЗКО
Каждый второй выпускник Алматинской области поступил на грант
Поручение Президента: Правительство разработало меры по улучшению жизни граждан
Казы и шужык в вакуумной упаковке
Французская награда вручена Диане Ашимовой
Артефакты «Таңбалы» поразили зарубежных ученых
Семь дней отдохнут казахстанские школьники на осенних каникулах
Аграрии, работающие в мегаполисах лишены господдержки - сенатор
Продкорпорация объявила цены на зерно
Атака на Оренбургский ГПЗ: газоснабжение Казахстана не затронуто – Минэнерго
Марат Байкамуров стал чемпионом "Қазақстан Барысы – 2025"
Как защитить ваши деньги от взысканий
Пенсионерам вход бесплатный
Гвардеец завоевал «бронзу» на Кубке мира по боевому самбо
Треть урожая ушла под снег
WORLD UNIFIGHT CHAMPIONSHIP – казахстанский гвардеец снова на вершине
Военнослужащие Нацгвардии стали призёрами Кубка мира
Где и по какой цене можно приобрести уголь в Астане
Около 500 тонн продукции привезут на столичную ярмарку из ЗКО и Костанайской области
Токаев проводил Президента Италии в аэропорту Астаны
Машины в кюветах, перебои с электроэнергией и сломанные деревья: в Костанай пришла зима
Завершена реконструкция Центрального стадиона
В Казахстане станет сложнее пользоваться банкоматами
Опасность в тарелке: в СКО зарегистрировали 19 случаев описторхоза
В Алматинской области приняли меры по факту незаконного демонтажа плотины
Пожар в столичном кафе: ремонт в пострадавших квартирах завершен на 90%
Чем может гордиться Темиртау?
В Шымкенте открыли 14 социальных павильонов
Главнокомандующий Нацгвардией провел приём граждан
Алматинская область вновь побила рекорд посещаемости
Лювак для бодрости
Синоптики рассказали о погоде в Казахстане на октябрь

Читайте также

Пашинян отметил роль Казахстана в достижении договорённосте…
В Астане обсудили роль Центральной Азии в современном мире
Совместный ответ на новые вызовы
Диалог по вопросам безопасности и сотрудничества

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]