​«Навигаторы» от народа

2112
Зарина Нокрабекова

Дела шевелюрные

Один из распространенных и известных в современности ограничений – это запрет на распущенные волосы у женщин и девушек. К женским волосам испокон веков у многих народов было особое отношение. Им издревле приписывали магическую роль. Считалось, что в косах прекрасных дев заключена не только красота, но и сила. Это нашло отражение в фольклоре. «Коса – девичья краса» – гласит русская поговорка, «Шаш – бастың көркі, тұз – астың көркі» («Украшение головы – волосы, а украшение еды – соль»), – говорят казахи. Красавицам с косами посвящали песни и стихи.

Длинные волосы, заплетенные в косы, служили своеобразным эталоном женственности, символом целомудрия. В качестве наказания оступившимся девушкам, неверным женам нередко отрезали косу, лишая не только внешней красоты, но и силы. Как антипод косам – взъерошенная грива. Не случайно баба-яга и ей подобные ведьмообразные дамы изображаются исключительно с запутанными космами, словно предупреждая о злобе и вредности этих особ.

Волосы, как у славян, так и у тюркских народов, женщины обязательно убирали в косы, вплетали в них ленты, монисты. Распускать косы можно было лишь в определенных случаях. Так, на Руси невесте перед свадьбой проводили обряд расплетения косы. Об этом интересном обычае рассказывается в журнале «Этнографическое обозрение» за 1903 год. В разделе «Сибирский сборник» цикл материалов посвящен свадебным обрядам Вологодской губернии. «Вечером невеста, одевшись в самый лучший наряд, ходит по избе и причитает:

«…Как завтра об эту пору-времечко,

да пораньше маленечко.

Расплету я косу русую…

И не видать ей красна солнышка

Да частого дождичка…»

Теперь расплетать косы женщина могла только перед мужем. Выходить на люди с непокрытой головой считалось недопустимым. Отсюда же берет начало известное по сей день выражение «опростоволоситься».

В девичестве русские красавицы носили одну косу, украшали ее «косниками», или, как их еще называли, «накос­никами» (треугольными подвесками из бересты). Выйдя замуж, заплетали две косы, укладывая их и пряча под головным убором. Замужние дамы носили и кокошники – высокие, расшитые драгоценными камнями уборы. Плотно прилегая к голове, кокошник скрывал волосы владелицы. Нередко он служил индикатором материального положения. Если муж был обеспечен, то головные уборы жены украшались жемчугом, другими камнями, вышивались золотыми нитями. У простого народа и кокошники были без изысков.

У казахов же дочери до замужества заплетали волосы в две косы. В пряди вплетали «говорящие» украшения – шаш­бау, шолпы. При ходьбе они звенели, сигнализируя окружающим о том, что идет девушка, и следует вести себя подобающе.

«Скоро у дверей юрты послышалось позванивание шолпы, тихие женские голоса и сдержанный смех. Дармен, Магаш и Утегельды с нетерпением поглядывали на дверь, ожидая появления Магрифы», – читаем в романе «Путь Абая».

Женщины распускали волосы только в знак траура, при кончине близкого человека, выражая тем самым глубокое горе. Распустив волосы, женщина изливала свою боль в скорбном плаче – жоктау. Аксакалы, уважаемые люди рода, успокаивали ее, говорили «басу» – «призыв к успокоению». Поэтому казахи запрещали дочерям распускать волосы – «шашіңды жәйма», – считая, что это не к добру.

В девичью пору будущие невесты носили шапочки – борики, отороченные мехом, с перьями филина, яркие тюбетейки. На невесту, покидающую отцовский дом, одевали саукеле. В доме мужа молодая хозяйка облачалась в платок, а позже в кимешек. «Девушка была в черном бешмете из толстого шелка, наброшенном на яркий камзол, на голове ее была шапочка с золотым шитьем и с украшениями из перьев филина, та же, в которой Абдрахман увидел девушку в прошлом году» («Путь Абая»).

В давние времена одежда, украшения и даже обувь, помимо прямой функции, выполняли информационную роль. Так, встретив девушку в яркой тюбетейке или шапочке с перьями, джигит мог себе позволить беззлобно пошутить, побалагурить, но перед женщиной в белом кимешеке должен был почтительно остановиться.

Фольклора зримый след

Каждый народ имеет свои традиции, которые стремится сохранить и передать потомкам. Запреты на определенные действия и слова являются частью фольклора. Основанные на разных верованиях, иногда представляющие собой адаптированные под обыденную жизнь религиозные догмы, запреты по сей день выступают порой своеобразным механизмом в деле воспитания.

Больше всего табу и ограничений у многих народов для будущих мам и малышей. Трепетное отношение к чуду рождения человека создает ореол таинственности, священнодействия. Разные «не» запрещают самые обычные на первый взгляд вещи. За невыполнение, как правило, сулятся разные кары. Предостережениям кто-то следует, кто-то присоединяется «за компанию», скептики усмехаются.

Казахи издавна воспитывали своих детей через понятия «обал болады», «ұят болады» и «жаман болады». «Обал» – в этом коротком слове отражена целая философия. «Обалына қалмау» – не становиться причиной страданий кого-либо, не причинять зла живому существу и даже природе, не брать грех на душу. «Ұят» – стыд перед людьми, перед обществом. Возможно, сейчас пресловутое «Что скажут люди?» уже не столь значимо, раньше же именно людская молва служила важным фактором, определяющим положение человека в социуме. И именно «ұят болады» действовало как шлагбаум для предосудительных деяний.

«Жаман болады» – запрет из категории полумистических. Какая-то часть ограничений из этой серии имеет под собой основу в виде тысячелетних традиций, другие же произошли из бытовых примет. К примеру, нельзя бежать к дому, потому что во всю прыть к домам и аулам у казахов приближались лишь гонцы плохих вестей. Нежелательно оставлять на ночь непомытой посуду, а также открытыми сосуды с едой и питьем, ведь в вечернее время активизируются представители нечистой силы и, дотрагиваясь до открытых посудин, оскверняют провизию.

По этой же причине с наступлением сумерек не выпускают на улицу детей и беременных женщин. Нельзя также лежа поднимать ноги выше головы, хранить обувь высоко над землей, иначе одолеют враги и невзгоды. Некоторые запреты кажутся совершенно нелогичными. Увидеть причинно-следственную связь, например, между тем, что посидел (постоял) на пороге дома и возникшими финансовыми трудностями, очень сложно. Также непросто поверить, что, покачивая ногой, устраиваешь настоящую карусель для нечистого, привлекая тем самым неприятности себе…

Верить или нет, следовать или игнорировать запреты, прислушиваться к голосу разума или двигаться по «навигатору» примет и табу, решать каждому. Главное – действовать без вреда для себя и окружающих.

Популярное

Все
Выставка автозапчастей и аксессуаров прошла в Астане
Книголюбы, объединяйтесь!
Ветер, ветер! Ты могуч...
Посевы свеклы сократятся
Нерушимая связь поколений
Важно знать эти славные страницы
Фундамент из... ружей
Найдут покой в родной земле
Корабли пустыни и нефть
Вспомнили подвиг земляка
Бизнес Сингапура инвестирует крупные и эксклюзивные проекты
Рассыпающаяся древность или новодел?
«Глаз сердца» увидел мир
Перерабатывай или утонешь!
Чем больше информации, тем точнее геологический прогноз
В городе появились нелегальные детсады
Из «красной» зоны – в «желтую»
Сапаргали Бегалин глазами школьников
Это наш общий дом
Под одним шаныраком
Начато возведение крупного металлургического завода
Инвесторы предлагают построить несколько линий ЛРТ между Алматы и областью
Автоледи, не пропустившая машину скорой помощи в Алматы, наказана
Школьное меню: прокуратура ЗКО отменила госзакупки на сумму на 70 млн тенге
Цифровизация учета газа в Шымкенте: объявлены первые результаты
Трижды обманувший смерть
Грамот на 450 миллионов тенге хотел закупить отдел образования в Талдыкоргане
Трагикомедия «Кызыл дамбал» вышла в общереспубликанский прокат
Примем участие в стыковых матчах Евро-2026
Сильные дожди с грозами ожидаются в Казахстане
Отважный герой-пограничник
Саксаул пустыне возвращает жизнь
Загадочная кукла с казахской душой: как артисты «Астана Опера» очаровали Санкт-Петербург
Есть о чем и есть кому снимать
Сенатор указал на необоснованные проверки АЗРК бизнеса в регионах
QR-код на входе для учителей вводят в школах Талдыкоргана
МВД внедряет на дорогах метод сужения
В Приаралье начался сев риса
Как обезопасить себя от сексуальных домогательств на рабочем месте
Молодежь Астаны готовится к новоселью
Как отдохнут казахстанцы на майские праздники
В хаосе городской застройки Уральска разбирался Антикор
Самый отдаленный район Жамбылской области получит новый импульс развития
В Уральске трое неизвестных украли деньги из терминала
Улицы в честь ветеранов Великой Отечественной войны планируют назвать в Шымкенте
Акимат Алматинской области ответил на жалобу автомобилистов
Инновационный завод в Мангистауской области: от науки к практике
В Талдыкоргане 15 человек уже год ждут купленные «по предзаказу» телефоны
Нацгвардия отдала дань памяти военнослужащим Казбата
Ерлан Суттибаев назначен заместителем Управляющего делами Президента РК
Ответственность за «овербукинг» вводят в Казахстане
Педагоги из СКО достойно представили регион на республиканской олимпиаде
Формула успеха для Казахстана
Личный состав Нацгвардии перешел на летнюю форму одежды
Пятитомник «Каныш» – академическое собрание трудов первого президента Академии наук Казахстана
Бойцы Нацгвардии задержали около 5 000 правонарушителей
В Казахстане стартовало профилактическое мероприятие «Безопасная дорога»
В Талдыкоргане дан старт празднованию 100-летия Нургисы Тлендиева
В каких районах Астаны появятся новые школы
Трамп поднял размер пошлин на импорт из Казахстана до 27 процентов

Читайте также

Первого мая жители Мангистау проведут массовый забег
Под одним шаныраком
Это наш общий дом
В городе появились нелегальные детсады

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]