О чем может рассказать ковер?

1836
Алия Икамбаева, Петропавловск

Под таким названием они организовали выставку нацио­нальных ковров.

Каждая мастерица вкладывает в творение свой замысел. Раньше мамы и бабушки, соз­давая ковры в приданое дочерям, «закладывали» пожелание долгой и счастливой жизни. Чем сильнее была материнская любовь, тем искуснее и красивее получалась работа. О судьбе девушки после замужества матери также узнавали из ее тканых подарков. По обычаю родным присылали ковры и алаша (разновидность коврового изделия), своего рода зашифрованные послания.

– В то время не было почты, и молодая женщина ткала письмо. Если ее жизнь не складывалась, она использовала блеклые цвета и скудный узор. Родители сразу понимали, что у нее не все хорошо. И, напротив, если она использовала яркие краски, узоры с цветами и особенно с птицами, то они понимали – дочь счастлива. Ее душа парит, как птица в небе. Они радовались за нее, – рассказывает экс­курсовод музейного комплекса «Резиденция Абылай-хана» Назгуль Бисембина.

Казахи издревле придавали большое значение цвету и орнаменту. По словам главного хранителя фонда музейного комплекса Людмилы Шерауховой, на выставке представлены ворсовые и безворсовые ковры, алаша и баскуры.

– Они считались достоянием каждой семьи, семейной реликвией, а секреты ковроткачества бережно передавались из поколения в поколение. Ковры из ворса изготавливали в основном в южных регионах страны. Для них характерно наличие бордюра и центральной части орнамента, узор мог быть растительным или геометрическим. А безворсовые ткали повсеместно. На них ткачихи, как правило, использовали зооморфные орнаменты, символы предметов быта, геометричес­кие фигуры.

Если внимательно присмот­реться, то можно увидеть эти отличия. В целом в узорах выделяют 4 мотива: зооморфные – рога животных, космогоничес­кие – солнце, звезда, полумесяц, геометрические – ромб, косая линия, треугольник и так далее, растительные – цветы, листья, побеги. Окружающий мир для мастериц служил источником вдохновения. На ковре можно увидеть целую историю.

– Вот, например, на ковре на черном фоне изображен зооморфный узор зеленого цвета, растительный орнамент – это цветы, космогонический узор в центре – звезды. А еще мастерица изобразила лес и горы. Это большая история, и до конца она не исследована, не расшифрована, – рассказывает Назгуль Бисембина. – Еще предстоит выяснить, что означают те или иные элементы.

На другом ковре мастерица изобразила рога барана, или, как говорят, кошкар муйиз – это символ благополучия и дос­татка. Так издревле казахские женщины выражали пожелание благополучной жизни семье. И по сей день сохранилась эта традиция. Узор мы встречаем повсеместно: на одежде и посуде. Данный узор на ковре идет вкруговую, что можно понимать как пожелание долгой, бесконечной жизни – чтобы род не прерывался. Есть интересное предположение об орнаменте. Некоторые ученые связывают кошкар муйиз с богиней Умай – древнейшим архетипом великой матери. Такой вот культурный код кочевников.

– Интересен и ковер, на котором изображены 4 креста, но это не имеет к религии никакого отношения. Они означают 4 стороны света, а также объединение мужского и женского начала, неба и земли, – поясняет экскурсовод.

Посыл несет и цвет, который использовали мастерицы. Крас­ный – как символ жизни, желтый – мудрости и богатства, зеленый – юности и весны, а белый демонстрировал чистоту помыслов и счастье. В ворсовых коврах в основном преобладает красный цвет. Длина ворса варьировалась от 3 до 18 мм. И чем плотнее был соткан ковер, тем больше он ценился.

Рукодельницы степи использовали натуральные растительные красители и материалы: овечью, козью и верблюжью шерсть, а также шелк, хлопок или лен. Порой их комбинировали. Все зависело от идеи и фантазии той, кто ткала ковер, алаша или баскур (узорчатая вытканная тесьма для оформления юрты). Алаша, как правило, стелили на пол. А ковры чаще вешали на кереге. Они имели не только эстетическую функцию, но и практическую: защищали от сквозняков, служили звукоизоляцией в юрте.

Ворсовые ковры ткали на горизонтальных самодельных станках, а безворсовые – еще и на вертикальных. Алаша же ткался на узконавойном станке (ормек). Это древнее ремесло сегодня, к сожалению, забывается. И привлечь внимание к нему пытаются в музее.

В век современных технологий качество ручной работы ухудшается. Многие ремесленники не интересуются историей и традициями ковроткачества. Например, используют орнаменты там, где их не должно быть. Женские орнаменты час­то можно увидеть в мужской одежде и наоборот. Поэтому современным мастерам советуют чаще посещать музеи. Обогатят такие экскурсии духовно и тех, кто желает больше узнать о наследии предков.

Популярное

Все
Мир, который принимает тебя
«Кайрат» стал лучшим клубом страны в 21-й раз!
На восстановление лесов потребуется около 10 лет
Путешествие в закулисье
Факультету журналистики ЕНУ – 15 лет
Рыбаки приветствуют путешественников
Распоряжение Главы государства о назначении
Библиотеки нового поколения
Рейды против загрязнения города
Ведущие нейрохирурги мира собрались в Астане
Прощай, Владимир Иванович!
В объективе камеры – глубинка
Здесь финансируют стратегические бизнес-идеи
Территория впечатлений
Обсуждены вопросы коллективной безопасности
Указ Президента Республики Казахстан О мерах по совершенствованию системы государственного управления
Указ Президента Республики Казахстан о назначении
Интерпретировать, объяснять, расставлять акценты
Закон Республики Казахстан О территориальной обороне Республики Казахстан
Закон Республики Казахстан О фондах целевого капитала и эндаумент-фондах (целевых капиталах)
День столицы: сколько дней отдохнут казахстанцы в начале июля
Закон Республики Казахстан
В Павлодаре выявлены грубые нарушения в работе филиала Национального центра экспертизы
На краю пропасти: как остановить человека от последнего шага
Очередной циклон с дождями и грозами надвигается на Казахстан
Президент подписал закон об амнистии к 30-летию Конституции РК
Из Рабочего поселка – в Париж
Когда региональная сила становится мировым аргументом
«Голос Турана-2025» собирает друзей
В Казахстане дети все чаще рождаются с врожденными патологиями
Состоялся телефонный разговор Президента Казахстана с Эмиром Катара
Введена в строй новая подстанция
К 1 января 2026 года Минтруда пересмотрит размер минимальной заработной платы
55 млн сеянцев высадили в лесном фонде Костанайской области за 4 года
В Казахстане стремительно растет интерес к исламским финансовым инструментам
Премии, гранты и благодарности получили журналисты от Президента
Спасатели учат детей правилам поведения при ЧС
Международный фестиваль детских театральных коллективов завершился в Таразе
Фарид Алиев: Реализация концепции «Закон и Порядок» должна носить системный характер
Казахстан ввёл запрет на полёты над шестью странами Ближнего Востока
Новая трикотажная фабрика работает на полную мощность
В Семее суд вынес решение о сносе 12 новых жилых комплексов
В Костанайской области строится завод по производству автокомпонентов
Антикор отреагировал на жалобы водителей фур в Актюбинской области
Алматинские врачи столкнулись с редчайшей патологией в мире
Назначен новый министр обороны Казахстана
Аграрии Туркестанской области собирают первый урожай арбузов
Закон и Порядок – основа созидания Справедливого Казахстана
В Атырауской области начался прием заявок на льготную ипотеку для медиков
Жителя области Жетісу пожизненно лишили водительских прав
Новый завод открыли в Атырау
Алматинцев предупредили о неспокойной ночи
Годовая мощность ветряной станции в Жезказгане составит 330 млн кВт·час
В Приаралье появится сеть метановых автозаправок
Новый рекреационный парк открыли в Сатпаеве
В Жезказгане построят современный Дворец школьников
В Уральске реконструируют набережную
Главе государства показали пассажирский вагон казахстанского производства
Развитие химической отрасли в Жамбылской области набирает темпы
В Актобе построен новый завод по производству агрохимикатов

Читайте также

Новоселье у осетра
Импортозависимость будет снижена
Из рыболовов – в рыбоводы
Чтобы помнили

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]