Переодеть артиста за 28 секунд: что скрывается от зрителя за кулисами "Астана Опера"?

3506
Инга Селезнева
Фото ©Kazpravda.kz
Момент, когда артисты выходят на сцену "Астана Опера", – это вершина театрального "айсберга", все остальное, как правило, скрыто от зрителя. Корреспонденты Kazpravda.kz решили исследовать всю глубину этого "айсберга" и узнать, какую работу проделывают сотрудники театра перед тем, как представить жителям и гостям города очередной спектакль. Узнать, как устроена инфраструктура столичного храма Мельпомены и что происходит за кулисами одного из лучших оперных театров мира.  

Над строительством здания "Астана Опера" трудилась большая команда специалистов высокого уровня из разных стран мира: Казахстана, России, Швейцарии, Италии, Марокко, Албании и других. Внутри и снаружи театр отделан мрамором, который называют вечным камнем. Благодаря надежным материалам и высококачественной работе профессионалов, можно с уверенностью сказать, что здание будет стоять сотни лет. За сценическое оборудование отвечали немецкие мастера, а над акустикой работали ведущие специалисты из Италии.
  
 

Все, что вы видите на сцене – костюмы, декорации, реквизит, видео и 3D-проекции – создается в самом театре! В инфраструктуру театра входит более 25 подразделений, некоторые из них состоят из 20 различных отделов или цехов.

Например, творческий персонал состоит из симфонического оркестра, хора, оперной труппы, балетной труппы, артистов миманса, режиссерского управления, департамента литературно-музыкальной работы и детской студии. А вот художественно-производственный комплекс включает в себя отдел машинерии сцены, отдел постановочного освещения, реставрационно-поделочный цех, цех реквизита, бутафорский цех, пошивочный цех, костюмерный цех, гримерный цех, обувной цех, отдел электромеханики, а также управление реализации сценографических проектов и постановочных работ, отдел нормирования и контроля и многое другое. 



Но давайте по порядку. Наша команда приехала в театр в день представления оперы Дж. Пуччини "Богема" на произведение Анри Мюрже "Сцены из жизни богемы". Этот спектакль является одним из любимых как у зрителей, так и у артистов, потому что в нем есть все: юмор, любовь, переживания, страдания, ну и конечно, надежда, которая живет в сердцах героев. Это очень динамичный спектакль, который повествует о жизни бедных французских студентов. Согласно сценарию в опере показан контраст жизни бедняков и богачей, нас учат быть преданными себе, а также помогать близким и сострадать. В общем, "Богема" – классика, обязательная к просмотру.

 

Для того чтобы зритель мог насладиться этим произведением искусства, проводится немалая работа. Впервые на столичной оперной сцене "Богема" была поставлена народным артистом России и лауреатом Государственной премии РК Юрием Александровым в 2005 году на сцене Национального театра оперы и балета имени Куляш Байсеитовой и в 2014 году перешла в неизмененном виде на сцену "Астана опера". Возобновление спектакля осуществила режиссер театра, много лет сотрудничавшая с Юрием Александровым, Наталья Кагадий.

Как рассказала Наталья Владимировна, в этой опере множество романтических моментов и любовь зарождается прямо на глазах у зрителей.

"Моя главная задача – сохранить первоначальный замысел режиссера-постановщика, и я прилагаю все усилия для того, чтобы он не менял свой облик с момента премьеры и на протяжении всей его жизни. В спектакль время от времени вводят новых артистов, так как в театре появляются молодые исполнители, но моя главная цель сохраняется – максимально точно объяснить задачи и мизансцены новым артистам, создать с ними сценические образы, задуманные режиссером-постановщиком, и сохранить художественную целостность спектакля", – отметила режиссер.

  

Во время спектакля Наталья находится за кулисами, где, по ее мнению, происходят события не менее интересные, чем на сцене.

"За кулисами во время спектакля находится огромное количество технического персонала. Артисты, выступающие на сцене, – это вершина айсберга, все остальное для зрителей – тайна, скрытая за кулисами. Над спектаклем работает большое количество разных специалистов: костюмеров, реквизиторов, гримеров, техников, без каждого из которых невозможно качественно провести представление. Для зрителя многое происходит как по волшебству. Да и сам театр – это волшебство, сказка, которая радует как зрителей, так и людей, которые трудятся над спектаклем", – добавила Наталья. 




Во время представления в "карманах" сцены (так называется левая и правая часть сценической площадки – прим. автора) находится большое количество людей, помимо 230 артистов за кулисами присутствуют 60 работников других цехов, в их числе костюмеры, которые помогают артистам переодеваться в ходе спектакля.

"Солисты во время представлений часто волнуются, мы всегда стараемся их поддержать. У всех артистов есть комфортные гримерные, где перед началом спектакля костюмеры помогают им одеться, но во время представления, особенно когда сцены быстро сменяют друг друга, мы переодеваем артистов за кулисами. В специально отведенных и оборудованных местах стоят ширмы, где легко и удобно можно сменить театральный костюм или балетную пачку. Иногда случается, что приходится переодевать выступающего всего за 28 секунд! Чаще это случается на балете: артистка в мгновение снимает один костюм, в это время трое костюмеров уже стоят с другим подготовленным костюмом, мы успеваем только застегнуть одежду, и она снова выходит на сцену", – рассказала заведующая костюмерным цехом театра "Астана Опера" Раушан Искакова.



По сравнению с балетными костюмами или, например, костюмами для роскошных национальных опер театральные наряды для "Богемы" – скромные. Неудивительно, ведь эта опера про нищих студентов, которым даже нечем растопить печь, что и отражается в костюмах героев.

"В больших спектаклях, таких как опера Верди "Аида", артисты миманса (массовка – прим. автора) тоже переодеваются за кулисами. Для этой оперы сшито 440 костюмов, из них около 100 – это солдаты, которые делятся на синих, белых и черных стражей. Ролей много и костюмов тоже. Солисты переодеваются три-четыре раза. Бывает, что за один раз необходимо переодеть 50 человек! И это не только во время основного выхода на сцену, мы задействованы еще и в генеральных репетициях, когда артисты тоже должны выходить на сцену в костюмах. Получается, это своего рода репетиция и для нас", – поделилась Раушан Искакова.




Несколько помещений в театре выделено под хранение костюмов, также есть отдельный склад для хранения обуви. Ее изготавливают из натуральной кожи индивидуально для каждого артиста. Во время больших спектаклей обувщики также приходят за кулисы, чтобы помогать артистам переобуваться. С солистами работают одни специалисты-обувщики, с мужским и женским балетом – другие, также с хором.



Для полноты образа нужна не только одежда и обувь, но и грим. Все эти детали создают образ, помогают артисту вжиться в роль. Разумеется, во время любого спектакля, даже самого маленького, гримеры находятся рядом с актерами.

"Мы всегда находимся за кулисами во время спектакля, при необходимости поправляем артистам грим. Как правило, это бывает после переодеваний солистов между актами, поправляем прическу: фиксируем волосы лаком", – рассказала художник-гример по характерному и портретному гриму театра Руслана Толмачева.

Если костюмеры успевают переодеть артиста за минуту, то гримеры делают свою работу еще быстрее.

"Иногда очень быстро меняем прически. К примеру, в балете "Собор Парижской Богоматери" во время одной из сцен у нас есть ровно три секунды, чтобы распустить хорошо уложенные волосы солистки. А ведь изначально у нее очень сложная прическа, в которой множество различных заколок и невидимок. Например, в прическах для балетных спектаклей их количество достигает 100 штук. Также нужно учитывать индивидуальные особенности артисток: у кого-то длинные волосы, а у кого-то короткие, в этом случае приходится прикреплять локоны, иногда перекрашивать их под естественный цвет волос солистки", – рассказала гример.


Фото из открытых источников

Когда мы разговаривали с ведущим солистом столичного оперного театра Сундетом Байгожиным, ему как раз делали грим. Удивительно, но наша беседа абсолютно не мешала гримеру создавать образ. Все потому, что специалисты уже досконально знают лица тех, с кем работают. Пока гримеры занимались своей работой, Сундет рассказал нам несколько интересных фактов о своем ремесле. Многим известно, что родиной оперы является Италия, соответственно, исполняют ее чаще всего на итальянском языке.

"Мы учились петь на итальянском языке со студенческих лет, затем проходили стажировки в Италии, находясь в языковой среде, быстро освоили итальянский. Оперные певцы должны владеть несколькими языками, в том числе английским, немецким и французским языками", – сказал певец.



Кроме того, Сундет Байгожин твердо уверен, что отечественный оперный певец должен делать карьеру не только в Казахстане, но и за рубежом, чтобы знакомить мир с культурой своего народа. Также он должен много трудиться, совершенствовать себя и свое мастерство.

Ведущий солист уверен, что все зависит от состояния души, от состояния голоса, но в первую очередь от любви к искусству. По словам Сундета, вокалист каждый день должен оттачивать свое мастерство.



В свою очередь, дирижер театра "Астана Опера" Абзал Мухитдинов раскрыл нам еще один занимательный факт. Оказывается, для комфортного пения необходимы правильные климатические условия!

"У нас в Астане очень низкая влажность воздуха. Однако для оперного пения более подходящим является безветренный, теплый и влажный климат, например, такой как в Италии, где прохлада гор, морской бриз и насыщенный влагой мягкий воздух создают идеальные условия для красивого звучания человеческого голоса. Для того чтобы улучшить ситуацию, у нас в театре работает целый инженерный отдел, который с помощью современных технических средств регулирует микроклимат здания, обогревая, увлажняя и кондиционируя воздух. Поэтому условия нашего столичного климата не смущают певцов театра", – поведал Абзал Мухитдинов.

На кадрах ниже видно, как главные солисты оперы распеваются перед и во время выступления. 


Многие не задумываются о роли дирижера в музыкальном театре, даже просто потому, что для большинства зрителей его не видно из зала. Однако благодаря незаметной работе дирижера и в оркестровой яме во время спектакля, и на бесчисленных репетициях держится вся постановка. Ее вполне можно сравнить с работой сердца в человеческом организме, которое в зависимости от таких обстоятельств, как внешняя температура, физическая активность, состояние организма и так далее, обеспечивает необходимый пульс.

Опера и балет, как и любое другое музыкальное произведение, показывает события, которые разворачиваются во времени. Поэтому главным и единственным знаменателем всего происходящего является партитура композитора. Дирижер – единственный человек, который в режиме реального времени, как пилот самолета, ведет спектакль сквозь необъятные музыкальные просторы и всегда стоит на страже идей композитора и режиссера. 

В силу различных неожиданных обстоятельств, которых на сцене всегда предостаточно, дирижеру очень важно среагировать вовремя, ведь речь идет о живом спектакле, где любая мелочь имеет значение: ранний или поздний выход солиста на сцену, проблемы с костюмом или гримом, самочувствие артистов... В такие моменты дирижер с оркестром совершает едва заметные музыкальные маневры, например, различные замедления, ускорения или остановки.

"Помимо сугубо музыкальных задач звучания ямы и сцены, дирижер решает также и регулятивные вопросы, показывая вступления как для музыкантов оркестра, певцов, так порой и для артистов балета. Зависит это и от сложности музыки, и от индивидуальности артистов", – рассказал дирижер.



Когда артисты уже готовы, грим сделан, дирижер и оркестр готовы – поднимается занавес, и публика погружается в великолепную оперу, созданную Джакомо Пуччини.


Однако они не подозревают, что видят только четверть сцены, так как сценическая площадка занимает более 3000 метров, это вместе с боковыми карманами и арьерсценой (задней территорией площадки), которую не видят зрители. Такие пространства удобны для того, чтобы была возможность быстро менять огромные декорации в ходе антрактов. Причем для того, чтобы произошла смена декораций, задействовано порядка 60 человек – машинистов сцены.

"При монтаже бывают свои тонкости, например, декорации попадают под софиты, мы начинаем их двигать, переставлять, так как они не должны находиться под осветительными приборами. Мы слаженно работаем с нашими коллегами-осветителями, для которых очень важно, чтобы софиты были в максимально открытом пространстве, чтобы без труда можно было освещать сцену. Также при монтаже мы уделяем большое внимание крепежным материалам, все они должны быть надежными. Монтаж происходит снизу вверх. Самые сложные декорации в спектакле "Аида", там задействованы все 4 платформы, и в конце четвертого акта, во время сцены подземелья, при помощи 200 машин используются подвесные декорации", – рассказал начальник отдела машинерии сцены театра "Астана Опера" Талгар Татмаков.



При этом декорации являются достаточно тяжелыми. К примеру, одна колонна высотой 12 метров весит 1 200 кг, внутренний механизм сделан так, что ее легко можно переместить дистанционно. При смене декораций колонна вращается и на оборотной стороне она уже другого цвета.

"В одной из сцен спектакля "Собор Парижской Богоматери" осветительные приборы направлены только на артистов, в этот момент механические платформы вместе с артистами начинают разъезжаться в разные стороны, при этом солисты остаются неподвижными, но появляется эффект, будто они уходят, не совершая при этом движений. Это очень впечатляет зрителей", – отметил он.



Конечно все, что происходит в момент выступления, сложно описать словами. Артисты за кулисами общаются, веселятся, переживают и готовятся в определенный момент выйти на сцену. Работники технических служб помогают и пристально следят за происходящим.


На протяжении всего спектакля в зале работают сотрудники департамента обслуживания зрителей театра, которые готовы оказать зрителям любую помощь. Сначала вам откроют дверь дворецкие, затем проводят к гардеробу юные и невероятно красивые девушки. Они же сопровождают зрителей до и после спектакля. На них трудно не обратить внимание, ведь, чтобы работать в департаменте обслуживания зрителей театра, необходимо обладать ростом от 170 сантиметров, знать три языка: казахский, русский и английский, а также пройти кастинг. Примечательно, что эти девушки чаще всего студентки и работают они в две смены, чтобы успевать учиться. Кроме того, они должны знать каждый уголок огромнейшего столичного театра, чтобы при необходимости провести экскурсию.

  



Когда спектакль окончен – зал восхищенно рукоплещет. По мере прохождения спектакля у зрителей происходит накал эмоций, и в первый момент после закрытия занавеса наступает "эмоциональный апофеоз". У артистов, наоборот, наступает внутреннее затишье после отданной энергии и сил, но впереди их ждет следующий день и новые репетиции, а значит, и новые встречи со зрителями!

Популярное

Все
Ермек Маржикпаев: Будет нелегко, но мы настроены на результат
В Уральске запустят линию по выпуску эмалированного провода
Под вечер начинается смрад
Наша сборная завоевала четыре «бронзы» на IBO 2024
Минцифры  без «белых пятен»
Проблемы с сим-картой и «кредитные помогайки»
Путь к «умному» сельскому хозяйству лежит через центр
В Караганде началась очистка реки Большая Букпа
В супермаркетах Астаны откажутся от полиэтиленовых пакетов
Разгорелся спор по вопросу начисления субсидий фермерам-животноводам
Не мусорка, а настоящая птица Феникс
Что делать, если крыша в многоэтажном доме протекает
Главное, ребята, сердцем не стареть
Памятник фронтовику из Павлодара установили в Беларуси
Пять «единорогов» хотят создать в Казахстане до 2029 года
Казахская песня покорила Италию
Казахстан и стороны Стати урегулировали многолетний спор о нефтегазовых активах
Президент произвел ряд назначений
Наградили за спасение тонущего ребенка
Маулен Ашимбаев высказался о «презентациях вместо реальной экономики»
В Таразе продолжают обновлять общественный транспорт
На востоке республики вдвое увеличен объем ремонта дорог
Информацию о похищении судьи в Астане подтвердила полиция
Сколько выпускников набрало пороговый балл на ЕНТ
Казахстан инициирует закон о семейно-бытовом насилии в рамках МПА СНГ
Казахстан занимает шестое место по количеству туристов, приезжающих в Грузию
Гости из Поднебесной ознакомились с туристическим потенциалом края
13 июля стартует прием заявлений для участия в конкурсе образовательных грантов
Неделя добра продолжается в регионах
У доброго хозяина и озеро икру мечет
Эпос Султана Раева
Не сыпьте соль на сердце
Все, что вы еще не знали об ОСМС
Жалобы астанчан на работу «скорой» обсудили в акимате
Минюст запустил пилотный проект по борьбе с мошенничеством
Поступившие от компаний деньги не по назначению потратили в Актобе
Привокзальную часть города благоустроят в Астане
«Шустрые иголочки» вышивают крестиком и снимают стресс
Микс традиций и инноваций
Сенат Казахстана инициировал закон о противодействии семейно-бытовому насилию в рамках МПА СНГ
Значительного повышения тарифов опасаются жители Северного Казахстана
Шымкентский водоканал, признанный лучшим в стране и СНГ, может стать полностью частным
Личность и наследие Шынгыз-хана остаются в центре внимания ученых
Токаев переговорил по телефону с Путиным
Из почти 40 фонтанов в Атырау работает только один
Судебное реформирование: реалии и перспективы
Строительные рынки переезжают за город
Девушка задушила ребенка и выпрыгнула из колеса обозрения в Алматы
Большую зачистку «мертвых душ» провели  в Костанайской области
WhatsApp-бот против мошенников действует в Астане
Двадцать членов ОПГ доставили в полицию
Эпос «Едиге» и топоним «Кушмурун»: неизвестное об известном
Дело Бишимбаева: астанчанку подозревают в присвоении 100 млн тенге
В Караганде из мусора делают антивандальные люки для колодцев
Аlma mater казахстанской спецслужбы отмечает 50-летие
Три человека погибли в воинской части в Арысе
XVII заседание Молодежного совета ШОС прошло в Астане
Члены самой богатой семьи Великобритании осуждены за эксплуатацию прислуги
12 млн тенге присвоила из бюджета директор детсада в Таразе
Заплатить за «уборку» после паводка отказался отдел ЖКХ Петропавловска

Читайте также

Ерназар Жубан завоевал первую премию на «Славянском базаре»
Казахстанский певец Ерназар Жубан вошел в число лидеров на …
На высокой ноте: итоги международного музыкального фестивал…
Димаш Кудайберген исполнил саундтрек к новому фильму Джеки …

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]